slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Москва, Торжок, Каир... далее со всеми остановками

Молодой художник вступает в члены Союза художников России. Собирает для этой приятной, но и тревожной процедуры необходимые документы, среди которых – три обязательные рекомендации от старших товарищей по творческому цеху...
Вот несколько строк из них в адрес сегодняшнего дебютанта еженедельника «Слово» — московской художницы Елены СПИРИДОНОВОЙ.

 


  Профессор Всероссийского государственного института кинематографии, заслуженный деятель искусств страны Геннадий Епишин, несколько лет назад расставшийся с любимой ученицей, и по сей день следит за её творческой судьбой. Это позиция настоящего педагога: «Мне доставляет истинное удовольствие рекомендовать в наш Союз очень талантливого художника. От природы одарённого своеобразным видением мира в его цветовой, пространственной и конфликтной сущности. Привлекает декоративно-театральное начало в её работах, порывистость и искренность творческого поиска.
  Заслуженный художник РФ, известный мастер театрального и сценического костюма Мария Фёдорова своё отношение к Елене Спиридоновой выразила в официальном документе живым и добрым словом чуткого человека: «Цель моей рекомендации – призвать комиссию ещё раз внимательно перечитать творческую карточку Елены Александровны, чтобы более всеобъемлюще увидеть перед собой личность незаурядную и представить, как может и должен талантливо сложиться её путь в одной из самых сложных, волшебных и значимых профессий на земле. Она входит в эту избранную ею профессию с таким потенциалом осуществлённого, что остаётся лишь пожелать нашей молодой коллежанке только зелёного света на наших таких запутанных дорогах бытия!»
  А вот фрагмент из моей рекомендации: «Елена Спиридонова – совсем ещё молодой художник. По возрасту, но не по тому, какое понятие мы вкладываем в слово «художник». Своей поющей линией рисунка и зрелой мудростью сложных тематических композиций, редким по гармонии цветовым решениям портретов, натюрмортов, пейзажных и архитектурных мотивов она постоянно доказывает понятие «художник» в каждой своей работе – от маленького наброска до большого станкового полотна…».
  Известно, что в детстве рисуют все… Это самое естественное вхождение новой, начинающейся жизни в познание окружающего мира. Рисовала и Леночка. С двух лет! Но от сверстников своих отличалась недетской манерой письма, цельностью и требовательностью к тому, что исходило из-под её крохотной руки с крепко зажатым карандашом.
  Правда, в школу свою первую пошла она не в художественную, а музыкальную. По классу фортепиано, которую, пройдя весь курс, завершила с отличием. Незадолго до окончания ДМШ девочке поступило щекочущее нервы предложение из-за океана: образование свое продолжить в американской Школе Искусств в Филадельфии. Но Лена предпочла Московскую среднюю художественную школу при Суриковском институте, куда была принята без экзаменов – по рекомендации народного художника страны, тогдашнего президента Академии художеств СССР, академика Льва Ефимовича Кербеля, которого поразили иллюстрации к «Фараону» Болеслава Пруста, исполненные ею в 8-летнем(!) возрасте.
  Дарование, да ещё такое, было замечено профессионалами. На её талант всегда обращали внимание известные художники, искусствоведы. А вице-президент международных детских выставок, профессор, замечательный художник и педагог Александр Михайлов наблюдал за творчеством Лены с трехлетнего возраста. Девочка в 5 лет становится участницей международных экспозиций детского рисунка в США, Франции, Голландии, Индии, Японии… Часть рисунков, акварелей и картин осталась в фондах музеев этих стран, а также в собраниях опытных коллекционеров.
  Появились публикации в прессе, созданы документальные фильмы, сюжеты на телевидении, а в самом здании Телецентра «Останкино» с большим успехом прошла персональная выставка юной художницы, когда ей едва исполнилось 9 лет. Там побывали искусствоведы, художники телевидения, театра и кино, кинооператоры и режиссеры. Как реликвию она сохраняет толстую тетрадь отзывов о выставке. Вот что писал известный диктор Центрального телевидения Виктор Балашов: «Все прекрасно: но самое главное у Лены – видение астрального мира, и рисунки, относящиеся к сему, яркое тому подтверждение. Явление редчайшее! От огромного большинства современных людей сокрытое. В девочке, конечно, дар Божий. И пусть это видение, а пока непонимание, откроется для дальнейшего чувствования тонких энергий, идущих из космоса, непонятых и отвернувшихся для бедных страдальцев нашей уставшей земли. Да поможет Лене огненный учитель – Солнце! А сердечко её пусть будет связующим лучом между духовным миром земной жизни девочки и миром, который она видит, ощущает, к которому стремится и помнит. Мир и любовь тебе, Леночка!»
  Она ещё училась в школе, а работы её уже встречали зрители в залах Центрального дома художника и фойе Колонного зала Дома Союзов.
  Высшее образование Елена решила получить на художественном факультете Всесоюзного (ныне Всероссийского) государственного института кинематографии – единственном в свое время киновузе мира. Первый год киностуденчества ее совпал с персональным творческим выступлением в знаменитой Пинакотеке, где мюнхенские специалисты дали этим работам очень высокую оценку.
  Окончила киновуз. А спустя короткое время – Московский педагогический университет, факультет иностранных языков. Параллельно шла работа на телевидении в качестве ведущей телевизионных программ. Её неординарную внешность не могли не заметить на «Мосфильме», где в картине «На заре туманной юности» она сыграла роль первой красавицы России, супруги великого поэта – Натали Гончаровой-Пушкиной.
  Вместе с Еленой Спиридоновой я принимал участие в Пушкинских чтениях в нескольких учебных заведениях столицы, проводимых президентом Академии Российской словесности, известным московским поэтом Юрием Беляевым. Одна из встреч проходила в художественной школе, выпускницей которой была Лена. Ребята с восторгом слушали её, зная Спиридонову не только по работам, но и как хорошо знакомое лицо с телеэкрана. Ведь она в их годы уже экспонировалась в залах Центрального дома художника и в фойе Колонного зала Дома Союзов.
  Елена — прекрасная собеседница. Открытая и харизматичная, как по-настоящему талантливый человек. Она говорит: «Любимые мотивы? Предпочитаю считывать «музыку сфер» насколько позволяет слух и фактуры материалов – холст, бумага, картон, цветовые сочетания и рваная линия сангины дарят больше чувственных ощущений, чем выверенный сюжет и продуманная композиция. Вдохновение черпаю в реальности современных мегаполисов, первым из которых для меня, конечно, является Москва. Здесь безумно интересно! Жить, наблюдать, творить. Город избыточен информативно наполненным калейдоскопом стремительно сменяющихся кадров-картинок. Захватывающего, бессюжетного фильма, словно смотришь лучшие ленты итальянских неореалистов. Ведь зрительные образы – главное в профессии художника. Как правило, я следую за «развитием событий» своих картин. Ещё ни разу мои картины не следовали за мной. Если подобное однажды случится – это будет означать конец творчества. Моего творчества!»
  Пластика и динамика – главное в характере творчества Спиридоновой. Рисунки её музыкальны. Они движутся, звучат! Когда Лена подарила серию набросков, исполненных в экспрессивной манере тушью, великому танцовщику Махмуду Эсамбаеву, тот в восторге вскрикнул: «Твои рисунки необходимо демонстрировать в училище Большого театра, чтобы будущие артисты балета по ним учились танцевать!»
  Одна из последних её работ уже в качестве дизайнера-координатора международных туристических выставок выполнена с учётом новых визуальных восприятий, что, естественно, диктовало и подбор новых материалов, и выбор новых технологий. В рамках ежегодной выставки LUXURY (Лакшери) в Каннах выступила как автор идеи, исполнитель и руководитель инсталляционного некоммерческого фотопроекта «Путешествие в Россию начала XX века». Были отсмотрены и отобраны в государственных фотоархивах и музеях, обработаны и стилизованы в фотолабораториях, багетных мастерских фотографии династии Романовых, старой Москвы, московской подземки 30-х годов ушедшего столетия с использованием антикварных дорожных вещей начала прошлого века.
  В проекте использовались элементы мультимедиа. На плазменных экранах демонстрировалась документальная кино-, ретрохроника, органично перемежавшаяся вмонтированными кадрами будней современного мегаполиса. Цель проекта – знакомство зарубежных гостей с культурой, историей и искусством России, красавицей Москвой.
  Успех превзошёл ожидания! Позитивный образ Отчизны наглядно предстал в глазах мировой общественности.
  Привлекает серия интерьеров Большого театра, увиденных ею не с парадных точек узнавания знаменитого храма искусств, а через подсобные помещения, комнаты костюмеров, гримёрные, цеха декораторов – словом там, где зарождается будущее чудо сценической постановки.
  Тему бурлящего неспокойного ритма Москвы, в которой, казалось бы, и дома находятся в движении, оттеняют мягкие в колорите этюды, умиротворённые в композиционном решении мотивы патриархального Торжка.
  Но есть тема, уже какие годы не оставляющая её в покое – древний Египет. Его культура многих тысячелетий, заново пересказанная и переложенная Леной на язык изобразительного искусства. «Удивительная, загадочная страна! – восклицает она. — Белоснежно-охристая, ослепительно яркая пустыня и море такой сказочной синевы неба — нет названия этому цвету. Купорос, берлинская лазурь? В горах Египта «живут» сфинксы. Пирамиды и сфинксы – естественный рельеф песка и камня, однажды увиденный и воспетый древними архитекторами и скульпторами в архитектурных шедеврах и статуях этого загадочнейшего края. А бедуины-египтяне? Высокие, с глазами цвета изумруда на черных, выжженных солнцем лицах, с крупными, словно высеченными из камня чертами — широкоплечие, статные, буквально сошедшие с великолепных Карнакских росписей и рельефов!
  Все на свете боится времени, но только … не Египет!»
  Не так давно Елена Александровна Спиридонова была отмечена правительством Москвы высшей общественной наградой, орденом «Звезда созидания. XXI век».
  Смотришь на работы Лены, особенно ранние, исполненные колонком и черной гуашью, знакомишься с многочисленными иллюстрациями к отечественной и зарубежной классике, вглядываешься в булгаковские персонажи её рисунков к «Мастеру и Маргарите» и невольно попадаешь в плен образной ассоциации с творчеством Нади Рушевой, так безвременно нас покинувшей, — они, эти девушки, близки в масштабе индивидуальности своих дарований.
  Но жизнь Лены Спиридоновой продолжается!
  Человек живет, творит. Преисполнен идеями, незаурядной энергией. И ничто не должно помешать её дарованию раскрыться в полной мере.
  На благо искусства.

Леонид КОЗЛОВ

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: