Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
08.02.2019
МХАТ им. М. Горького. закулисье. Открытое письмо председателю Совета Федерации РФ В. И. Матвиенко
Мысль о том, чтобы обратиться к Вам как к единомышленнику, крупному авторитетному руководителю нашей страны с просьбой разобраться в ситуации, сложившейся вокруг МХАТ им. М. Горького, который более 30 лет возглавляла народная артистка СССР Татьяна Васильевна Доронина, а 4 декабря 2018 года приказом Министерства культуры РФ была уволена с поста художественного руководителя — директора театра, пришла в голову во время выступления президента В.В. ПУТИНА на торжественной траурной церемонии в связи с 75-летием снятия блокады Ленинграда.
Как же могло случиться, что по отношению к великой русской актрисе, блокаднице, бескорыстной труженице, столь много сделавшей для процветания родной культуры Т.В. Дорониной властью страны проявлено крайнее неуважение? Росчерком пера художник Божьей милостью Т.В. Доронина в одночасье оказалась лишенной права полноценно работать в родном театре, которому отдала всю свою жизнь»!? Она отодвинута настолько, чтобы никаких принципиальных решений, определяющих дальнейшую судьбу коллектива, принимать не могла. Да, Т.В. Доронина объявлена президентом театра. На деле — лишена возможности какого-либо влияния на жизнедеятельность коллектива: все решения принимаются исключительно Бояковым, от него зависит, каким выйдет текущий репертуар, более того, какому спектаклю жить, а какой — с глаз долой. Репертуар, создаваемый годами любви, не устраивает пришельцев.
Деятельность труппы Т.В. Дорониной преданно служила тому, чтобы воплотить в жизнь мечты К.С. Станиславского и его соратников о предназначении драматического театра — просвещать, раскрывать природу человека, служить духовному развитию его, а значит — совершенствовать личность, облагораживать общественную жизнь.
Первые шаги команды Боякова, назначенного Министерством культуры РФ новым художественным руководителем — директором МХАТ им. М. Горького, продемонстрировали полнейшее неуважение «новой силы» к духовным исканиям наследников великого Художественного театра. Люди Дорониной поставлены в положение людей «второго сорта», так, по крайней мере, чувствует себя каждый, кого коснулась бояковская длань.
Когда 4 декабря 2018 г. было объявлено об увольнении Т.В. Дорониной, мозг сверлил один вопрос: что за необходимость такой срочной замены талантливого руководителя МХАТа им. М. Горького, ведь персональный договор Т.В. Дорониной с Министерством культуры РФ заканчивался лишь летом 2019 года? Творческая же состоятельность театра была весомо подтверждена триумфальным празднованием юбилея 120-летия со дня основания Художественного театра 27 октября 2018 года.
Теперь многое прояснилось. Бояков обнаружил свои культурные пристрастия, предъявив труппе пьесу под названием «Последний герой» Ивана Крепостного. Материал предложен к постановке на мхатовской сцене, начаты репетиции. «Последний герой» — ярчайшее доказательство того, что классики русской литературы, к примеру, И.С. Тургенев, нетленные слова которого: «Ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык», известные всем россиянам с детства, такой язык, коим написано творение Ивана Крепостного, признать языком литературы не смогли бы. Почему? Да потому что на подобном помоечном сленге общаются не люди. Тот, кто не потерял чувство человеческого достоинства, кто не утратил уважения к себе, подобный текст, забитый нецензурной бранью, постеснялся бы даже в руки взять, а не то чтобы предлагать его к постановке. Чем руководствуется г-н Бояков? Подскажет Тургенев: «Нельзя верить, чтобы такой язык (наш русский, отечественный, могучий и великий. — Г.О.) не был дан великому народу». Но у Боякова понятия другие: «Какой ещё великий народ?! Быдло!». Вот, что хочет доказать Бояков! Покуражиться! Испытать удовольствие, унизив русских! Ему нужен иезуитски извращённый образ русского народа!
То, что во МХАТе им. М. Горького с огромным успехом уже год идёт спектакль по роману И.С. Тургенева «Отцы и дети», классика, по Боякову, «устаревшая», что полуторатысячный зал театра собирает неизменные аншлаги, полнится восторженной молодёжью — это всё ему не указ. Он не устаёт талдычить, что «правду жизни театр должен черпать в современной литературе». А Доронина — «консерватор», не знающий вкусов молодёжи, и потому её надо осовременить пошлыми пьесками. Заявлено, что подобным будут кормить зрителя ежемесячно».
Содержание пьесы «Последний герой» пересказывать не будем. Но в курс дела введём: на сцене огромная зловонная лужа, в которой едва копошится грязная людская мычащая пьяная туша. Несчастный тщедушный старик пытается поднять её, поставить на ноги, просит, слёзно зовёт домой. Это сын его… Но появляются грубые, беспощадные люди, с желанием уничтожить это грязное существо. Называют себя «чистильщиками». Что-то мерзкое просвечивает в этой сцене, кто-то когда-то уже страстно желал «очистить землю от нечисти», не вспоминаете? А дальше действие пойдёт по схеме: грязные, пошлые, матерящиеся людишки будут стрелять и драться, появятся отпетые убийцы, ряженые, якобы активисты, реконструирующие великие битвы вроде Бородино — всё подано с насмешкой, и ведут себя эти ряженые, аки убийцы. Собственно, по ходу пьесы они и оказываются ими, и под конец шесть трупов набирается. Старик за всем происходящим следит, порою пьёт с пришельцами водку, дерётся, его пытают, истязают, потом отпускают, затем опять издеваются, а он упорно вспоминает о своей прожитой счастливо жизни. Изредка он произносит святые для советского человека имена героев...
Под конец — появляется следователь разбираться с трупами. Но, как и «положено», убийц не находит. Ну, а «последний герой», конечно, старик. Кто б сомневался?! В своих подходах к современной жизни в искусстве Бояков не одинок. Он — часть, представитель целого направления: внушать обществу чужое представление о нас же самих. Именно эта мысль заложена как идейный стержень в грядущую постановку Боякова. В пьесе «Последний герой» нет ощущения строя души русского человека, поэтому нет правды характеров.
Вот такую «линию жизни», кипящую ожесточением и злобой, предложил новоявленный худрук МХАТ им. М. Горького! Равноценная замена репертуару Дорониной, всегда зовущему к свету, духовной высоте, человеческому достоинству, не правда ли? У нового руководства МХАТа им. М. Горького «установочка»: «Прогресс внедрять! Прогресс».
Кстати, попытки «сбрасывать Пушкина с парохода современности» предпринимались в России не раз. И прогрессистами себя пришельцы-образованцы (по Солженицыну) объявляют с большой охотой и делают это со страстью, тем более попав на такую вершину, как театр с великим именем. Но вот что по этому поводу написал в своей итоговой книге «Музыка как судьба» великий русский композитор Георгий Васильевич Свиридов: «По прошествии более чем полувека выяснилось, что искусство, которое считалось архаичным, устаревшим, оказалось смотрящим вперёд, необыкновенно современным благодаря своему духовному космосу, вселенскости, грандиозности образов. В то время, как искусство, кичившееся своим передовизмом, называя себя искусством будущего, оказалось безнадёжно устаревшим». И он прав. Права и Т.В. Доронина, по-прежнему готовая самоотверженно трудиться во имя жизни русского театра.
Действительно, неужели мы опустились настолько, что позволим витийствовать в русских театрах растлителям, не сумеем отстоять уникальное национальное достояние и величайшие культурные достижения своей великой Родины? Не верю.
Галина ОРЕХАНОВА,
член Союза писателей России. Руководитель Литературно-драматической части МХАТ им. М. Горького (1994–2018 гг.), автор книги «Жизнь моя, русский театр», (изд. «У Никитских ворот», М. 2013 г), посвящённой творчеству МХАТ им. М. Горького под руководством народной артистки СССР Т.В. Дорониной.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий