slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

МХАТ им. М. Горького. закулисье. Обновленцы под рампой

Ситуация, складывающаяся вокруг МХАТ им. М. Горького, который называют «доронинским» — по имени народной артистки СССР Татьяны Дорониной, руководившей театром на протяжении последних 30 лет, продолжает волновать зрителей театра и поклонников Татьяны Васильевны. Напомним, новое руководство — худрук Эдуард Бояков, зам по творческой работе Сергей Пускепалис, зам по литчасти Захар Прилепин — привели в театр 4 декабря 2018 года. Для прежнего руководителя —Татьяны Дорониной — была введена новая должность президента театра.
Помощник Татьяны Васильевны Дорониной Мария Мономенова (служила во МХАТ с 2003 по 2011 гг.) поделилась в «Фейсбуке» своими впечатлениями: «Личный юбилей 85 лет, 120 лет — юбилей Московского Художественного академического театра, официально объявленный правительством Год театра — да, именно этот знаменательный год решили сделать для неё последним. Министерство культуры поздравило легенду русской сцены отставкой от должности руководителя созданного ею театра. Восемь лет я работала с Дорониной и все восемь лет в её кабинете. Я знаю её очень хорошо <…> Подлинная драматическая актриса остаётся драматической до самого последнего вздоха. И это тот случай, когда сцена и реальная жизнь нераздельны, когда в лучших традициях русского реалистического театра умереть на сцене — значит умереть всерьёз.
Я знаю, как невыносимо больно ей сейчас! Она ушла глубоко в себя: в свой потрясающе одухотворённый и необычайно цельный Божий мир. Сможет ли кто-то, когда-то вернуть её людям? Рана велика…».
«Кому помешала Татьяна Доронина?» — заголовок другого материала, гуляющего по инету, который блогер под ником «Стиратель Стиратель» перепечатал из zen.yandex.ru. Начинается сразу круто: «А никому. И не помешала и не мешает. Просто идёт либеральная зачистка. Зачистка — это когда враг уже сломлен, раздавлен. Основные силы. Но ещё где-то действуют партизанские отряды. Окопавшиеся батареи. Которые надо уничтожить. Это не моё выражение, а либерального светоча — Дмитрия Быкова: «окопавшиеся».
Ну что, надо признать — всё правильно. Литература пророссийская, патриотическая была раздавлена в 90-е. Как и любое искусство и театр. Несломленных («Литературную газету», журналы «Москву» и «Наш современник», отдельные театры (Яшина, Враговой и Дорониной) лишали господдержки, откровенно игнорировали и прессинговали.
Сначала расправились с театром им. Гоголя, которым руководил режиссёр Яшин. Мерзко, откровенно. Назначили молодое талантливое светило Кирилла Серебренникова. С последующим шабашом на сцене и откровенным воровством бюджетных денег.
Потом наступило время Светланы Враговой — театр «Модерн». Тоже не хотела уродовать классику и пыталась сеять разумное, доброе, вечное. Уволили — разогнали. Укрепились…
Народ молчит... И даже пытается понять — зачем? Дорониной — 85 лет. Пора омолодить — бодро объясняют чиновники.
Пардон? А как же остальные седовласые старцы? Волчек, Джигарханян, Ширвиндт, Виктюк, Захаров… Но с ними-то все в порядке. Они — гибкие. И нашим, и вашим. Иные откровенно — вашим… А что ж, деньги не пахнут… ласковый телок двух маток сосет. А вот Татьяна Доронина — проблемная. За Россию, за Путина, за «нашкрым», за классическую литературу, против Содома и Гоморры на сцене…»
«Главное, сейчас не отмалчиваться, — считает Александра Лукьянова, — ведь мы, зрители, не простим себе, что спасовали. Даже в самые жуткие ельцинские времена гонений МХАТ им. Горького выстоял. Это великая заслуга Татьяны Васильевны».
В день театра, 27 марта, министр культуры России встретился с журналистами, которые атаковали Владимира Мединского острыми вопросами. Многих по-прежнему интересует судьба Татьяны Васильевны Дорониной, которая после назначения худруком Эдуарда Боякова стала президентом театра и председателем худсовета. Интерес прессы пояснила корреспондент «Комсомолки» Анастасия Плешакова. Хоть должность для Дорониной придумана, а круг обязанностей? Её компетенции не ясны. И худсовета, которым она должна руководить, пока что нет. Нет и Татьяны Васильевны в театре – она на больничном. Та же история в театре Джигарханяна, где Армен Борисович тоже президент и тоже на больничном. Журналисты попросили Владимира Мединского пояснить, что это за почётные «зицпредседатели»?
— Про Джигарханяна я не знаю, он служит в московском театре, а это епархия департамента культуры столицы. Должность президента МХАТа была создана специально для глубокоуважаемой Татьяны Васильевны Дорониной с учётом её колоссального опыта и особой роли в развитии и сохранении МХАТа. Она прописана в уставе театра, — ответил Мединский. — И предполагает влияние на творческую политику и руководство художественным советом.
Я не думаю, что в театрах, музеях и вузах, где есть возрастные руководители, обязательно должны появляться подобные должности. Случай с Татьяной Дорониной — исключение, а не правило. У нас есть люди, которые в силу возраста уже не могут с 9.00 до 21.00 находиться на рабочем месте. При этом их опыт и знания настолько бесценны, что не использовать их глупо. Президентом ГМИИ им. Пушкина является Ирина Александровна Антонова, которую я недавно поздравлял с 97-летием. Каждому учреждению культуры я бы пожелал такого президента.
— Я так понимаю, — продолжила наступление корреспондент «Комсомолки», — что президент театра — это альтернатива бессрочного контракта. Но вы же выступаете против бессрочных контрактов для худруков, мол, театр – это не частная лавочка, а государственное учреждение.
— Далеко не все руководители, которые увольняются по той или иной причине, остаются на должности президента или научного директора. Это всегда эксклюзивная позиция, для особо выдающихся деятелей культуры. Я уверен, что ни Дорониной, ни Антоновой президентство не нужно. Но отечественной культуре необходимо, чтобы они оставались с нами и были тем голосом мудрости, который может предостеречь от ошибок и подсказать, как лучше работать. И не вознаграждать за это бесчувственно и несправедливо, — заявил министр.
Правда, его слова тотчас прокомментировал читатель «Комсомолки»: «Обалдеть! Льёт елей Дорониной...Какая очередная гнусная фальшь от Мединского! Убрали мерзким предательством Татьяну Васильевну. Мединскому бы ещё за своих проворовавшихся замов ответить. Так нет. Всё спустили на тормозах…» Остаётся заметить — всем на роток не накинешь платок. Есть и такие мнения.
А тем временем во МХАТе прошла премьера «Сцен из супружеской жизни» по мотивам сценария Ингмара Бергмана в режиссуре Андрея Кончаловского. Это первый спектакль новой команды, пришедшей в конце прошлого года. Премьеру подгадали к 100 дням её работы. Статью о новой постановке «Труд» символично озаглавил: «Сделали это по-быстрому» с подзаголовком «Как Андрей Кончаловский Бергмана адаптировал».
«Понятно, — рассуждает автор Леонид Павлючик, — что опытному театральному менеджеру Эдуарду Боякову, который заправлял «Золотой маской», руководил театром «Практика», нужен был быстрый успех, чтобы доказать, что перемены в театре совершены во благо общего дела, а не ради чьей-то прихоти». Решили оперативно пригласить на постановку Кончаловского. «В российской постановке режиссёр пересадил героев знаменитого бергмановского фильма, повествующего о распаде внешне благополучного буржуазной шведской семьи, на русскую почву. А точнее, поселил их в перестроечной Москве.
Героев режиссер доверил сыграть опять-таки своей музе Юлии Высоцкой и маститому Александру Домогарову. Это слаженный, спетый дуэт, который уже играл вместе и в фильме «Глянец», увы, неудачном, и на сцене театра Моссовета, одним из творческих попечителей которого является (а скорее считается) Кончаловский. На самом деле <…> мысли и руки до театра Моссовета у него в последние годы не доходят...
И то, что Кончаловский, вняв просьбам то ли Боякова, то ли министра культуры Мединского, решил поддержать своей постановкой новую команду МХАТа имени Горького, прихватив из театра Моссовета ещё и ведущего актера, — история сама по себе этически небезупречная. Не говоря уже о том, что для первого спектакля в обновленном МХАТе было бы правильнее занять местных исполнителей… Иначе это смахивает на антрепризу, нашедшую приют на МХАТовской сцене.
Что касается самого спектакля, то в целом он повторяет структуру бергмановского фильма, состоящего из шести сцен, разделенных иногда короткими, иногда длительными временными промежутками. <…> Из сценария 6-серийного телефильма Кончаловский, как мне показалось, выбрал наиболее «попсовые», сиречь легкоусвояемые мотивы; вкрапления своих наблюдений и мыслей сделал в таком же облегченном ключе. В итоге получилась сценическая лайт-версия всемирно признанного киношедевра, которая, не стану грешить против истины, вызвала определенный энтузиазм у пришедших на премьеру зрителей. Новые руководители театра, безусловно, поставят себе случившийся на премьере аншлаг в заслугу».
Но своя публика у доронинского театра была всегда, заключает автор статьи. Другое дело, что театральные критики, отборщики фестивалей и устроители премий дорогу во МХАТ давно забыли. По мнению обозревателя «Труда», постановщики спектакля зря торопились.

Обзор по дготовил
Константин ЛОРИН.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: