Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
07.11.2014
«Маскарад» в Малом театре
Артиста поздравили коллеги по сцене, ветераны Малого, а также многочисленные гости. «Борис Владимирович — талантливый, ведущий артист Малого театра, работающий на нашей сцене с 1969 года, — сказал художественный руководитель Малого театра, народный артист СССР Юрий Мефодьевич Соломин. — Человек потрясающей работоспособности, он за годы служения в театре сыграл десятки ролей, многие из которых завоевали прочную любовь зрителей. Знаю, что Бориса Клюева не раз приглашали в другие театры, но он хранил верность своей alma mater. Сердечно поздравляем с юбилеем, желаем творческого долголетия и, конечно, новых интересных работ, памятуя о том, что на нашей сцене артисты трудились и до ста лет».
«Борис Клюев — мой давний партнёр, с которым всегда интересно работать, за что я ему очень благодарна, — обратилась к Б. Клюеву народная артистка СССР Элина Абрамовна Быстрицкая и спела для юбиляра и зрителей романс «Белой акации гроздья душистые». Тепло говорили о юбиляре его школьный друг поэт-песенник М. Шабров, представители общества «Спартак» во главе с заслуженным мастером спорта Г. Ярцевым, вручившие Клюеву майку с символикой любимого им клуба. «Мы помним, что лет 30 назад начинались футбольные поединки спартаковцев и актёров Москвы, в которых всегда самое активное участие принимал Борис Владимирович, — сказал Г. Ярцев. — В память об этом вот эта футболка от «Спартака». От Союза театральных деятелей России артиста тепло поздравил первый заместитель председателя СТД народный артист России Е. Стеблов. Весёлые, шуточные частушки спели юбиляру его товарищи из ансамбля Дома актёра во главе с Б. Львовичем.
После них на сцену яркой и шумной стайкой выпорхнули студенты Высшего театрального училища им. М. Щепкина, где заведующий кафедрой, профессор Борис Владимирович Клюев ведёт курс. Молодостью, здоровьем и театральным будущим пахнуло на зрителей и участников церемонии с исторической сцены Малого театра. Студенты пели, плясали и веселились, поздравляя своего учителя. «Он может быть очень строг, — сказал кто-то о Клюеве-преподавателе, — но своих никогда в обиду не даст!»
В заключение к присутствующим обратился сам Борис Владимирович: «Я благодарен всем, кто находится сегодня в этом зале и кто так тепло поздравил меня сегодня, — моим коллегам, друзьям, моим ученикам. Я бесконечно благодарен Малому театру. Это мой дом, моя семья, мой храм. Всё, что делаем мы, артисты, мы делаем для вас, дорогие зрители! Спасибо вам за всё — за ваше тепло, за аплодисменты, за любовь к искусству!».
И с этими словами Борис Клюев преклонил колено и приложил руку к сердцу. Зрители встали со своих мест. Долго не смолкали овации...
А перед этим был трёхчасовой спектакль, где с полным блеском проявилось мастерство актёрского ансамбля Малого театра. «Маскарад» в постановке народного артиста России Андрея Житинкина – дань гениальному русскому поэту Михаилу Васильевичу Лермонтову в год 200-летия со дня его рождения, которое широко отмечает этой осенью вся Россия. Впрочем, и Европа тоже, если вспомнить недавний лермонтовский фестиваль в Шотландии, родине далёких предков поэта.
Уникальное разнообразие собранных в Лермонтове дарований до сих пор поражает воображение лучших представителей отечественной культуры — поэзия вровень с пушкинской, лучшая проза в отечественной беллетристике, мастерское владение кистью. Вот что говорили мэтры: «Это совершенство, — восклицал Л. Толстой по поводу главы «Тамань» из «Героя нашего времени». В другой раз
Л. Толстой признавался, что именно после чтения «Маскарада» он «начинает понимать драму вообще». «Я не знаю языка лучше, чем у Лермонтова», — восхищался Чехов. — Последний раз «Маскарад» в Малом был поставлен более полувека назад с М. Царёвым в главной роли, и эта постановка вошла в золотой фонд Малого театра. Любопытно, что Борис Клюев в 1970 году принимал участие в той постановке в составе массовки. И вот очередное обращение к пьесе Михаила Юрьевича уже в новом тысячелетии.
Между Гоголем и Лермонтовым всего пять лет разницы, но насколько непохожими оказались сценические судьбы пьес двух русских гениев, созданных в одно и то же время — в 1835—1836гг. «Ревизор» был написан 26-летним автором в два месяца, цензура отняла ещё месяц, и далее, после двух месяцев репетиций, — оглушительный успех премьеры в Александринском театре.
Свой «Маскарад» 20-летний Лермонтов был вынужден править не раз после замечаний цензора, не говоря уже о собственных, авторских правках. Цензура всё тянула и волокитила, да так, что «Маскарад» увидел свет только в 1842 году (уже после гибели автора).
Без «осовременивания», столь модного нынче у постановщиков, конечно, и у нас не обошлось, хотя Житинкин проявил похвальное чувство меры: мужчины у него на балу в килтах (должно быть, намёк на шотландское происхождение Лермонтова), Нина в платье с разрезом до бедра, что было немыслимо в 30-е гг. позапрошлого века, а некоторые монологи Арбенина чисто киношным приёмом убрали в «закадровый текст». Но всё это малосущественные мелочи. У других бывает куда хлеще и заковыристей. Скажем, в театре имени Комиссаржевской «замутили», как выражается молодняк, «Демона» и сыграли его в стиле брейк-данса.
«Маскарад» — метафора для всей светской жизни с её пустым блеском, бесцельностью существования, интригами и сплетнями — разворачивается на глазах зрителя почти с пушечной скоростью. Игральный стол, раскручиваемый в самом начале рукой Неизвестного (великолепная работа народного артиста России Бориса Невзорова), — как символ обещания игры, слепого случая, зловещего рока, перед которым все бессильны. Тема фатума усиливается присутствием в пьесе такого персонажа, как Шприх (виртуозно сыгранный народным артистом России Владимиром Носиком). На вопрос Арбенина, кто таков («Видал я много рож, а этакой не выдумать нарочно; улыбка злобная, глаза... стеклярус точно, Взглянуть — не человек, — а с чёртом не похож»), Казарин (заслуженный артист России А. Вершинин) отвечает: «Какой он нации, сказать не знаю смело: на всех язЫках говорит, верней всего, что жид!».
Во всё посвящён Шприх, всех он знает, во всех интригах участвует, всем готов ссудить под процент — таков этот герой Носика, которого он вместе с Житинкиным ткёт с минимальным набором слов — одними вкрадчивыми движениями по сцене, проходами в тени вдоль колонн, неожиданными, словно скидки у зайца, прыжками. Но как точно подаёт его зрителю артист, как вкрадчиво устилает он свой путь ко всем без разбору, протягивает мохнатые лапки, плетёт тонкую паутину, в которой — дайте только срок! — будет биться крупная птица, куда важнее Арбенина.
В короткой сцене-экспозиции с карточной игрой, Арбенин, в прошлом заядлый и опытный игрок, давно и прочно «завязавший», вдруг садится за стол и отыгрывается за проигравшегося в пух и прах князя Звездича (энергическая работа Александра Дривеня). Тот отвечает на благородный жест тем, что решает приволокнуться за его женой.
Пьеса навевает безошибочные ассоциации с шекспировским Отелло — там платок, лукаво подброшенный негодяем Яго, здесь – браслет, умело ввинченный в сюжет баронессой Штраль (народная артистка России Е. Харитонова), отвергнутой любовницей Звездича.
Жуир со стажем, прожжённый и опытный бонвиван, Арбенин с женитьбой остепенился и твёрдо вознамерился остаток дней провести в спокойном любовании молодой и красивой Ниной (Полина Долинская). Наивная надежда! Демону не положено выходить на пенсию – а на сходство Арбенина с лермонтовским Демоном указывают многие строки из «Маскарада» и «Демона». Дьявольские муки ревности, убийство, безумие – вот скоротечный финал жизни, которую героям столь тщетно хотелось бы обернуть в вечный, шумный и ослепительный маскарад.
Притягательная Долинская со звучным, грудным голосом, в роскошных нарядах от народного художника России Вячеслава Зайцева — символ победительной женственности, которая, однако, мгновенно вянет и рушится перед мстительной ревностью Арбенина. Убедить его в своей невинности, растопить его вмиг оледеневшее сердце Нина не в состоянии.
Впрочем, все женщины у Лермонтова — только функции от желаний волящего сверхчеловека, будь то в «Маскараде», «Герое нашего времени» или «Демоне». Они интересны лишь светом, отбрасываемым на них любящим мужчиной, его страстью, его хотениями. Оттого-то лермонтовские женские образы в нынешний век разгульного феминизма выглядят категорически неполиткорректными, а это делает все женские роли в его произведениях чрезвычайно сложными для исполнения.
«Маскарад», на наш взгляд, есть прощальный поцелуй романтизма, бестрепетно уходящего в реализм, который и стал столбовой дорогой русской литературы XIX века. Нынешняя премьера в Малом — безусловно, этапная работа в творческой жизни занятых в пьесе актёров, всего театра в целом. С чем и хочется поздравить замечательный коллектив «Дома Отровского».
PS. С кем был бы Лермонтов сегодня — вопрос, которого не избежать, когда задумываешься о даровании столь гигантских масштабов, о провидце, произнёсшем некогда вещие слова: «Настанет год, России чёрный год, когда царей корона упадёт»?
Ответом могут послужить мысли самого писателя из его неоконченной повести «Вадим»: «Русский народ, этот сторукий исполин, скорее перенесёт жестокость и надменность своего правителя, чем слабость его; он желает быть наказываем — но справедливо, он согласен служить — но хочет гордиться своим рабством, хочет поднимать голову, чтоб смотреть на своего господина, и простит в нём скорее излишество пороков, чем недостаток добродетелей!»...
Совершенно ясно, что слова эти, так перекликающиеся с сегодняшним днём, говорит не либерал, который всегда знает лучше, чего должен хотеть народ, а мудрец, хорошо этот народ понимающий.
Виктор ЛИННИК.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий