Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
27.04.2018
Маркс и мы. К 200-летию со дня рождения
Мессия 2
Работы Маркса кардинально изменили главные общественные науки – историю и философию, экономическую теорию и социологию, а «Капитал» стал непревзойдённым образцом научного творчества. Маркс был также блистательным журналистом и публицистом, писавшим для многих журналов и газет; некоторые из них он редактировал. Вышедшее из-под его пера воззвание к народам «Манифест коммунистической партии» (созданное совместно с Энгельсом, когда им обоим не было и тридцати) переведено на сотню языков мира. Помимо Библии ни одно иное произведение не получило такой известности. Велика и общественно-политическая деятельность Маркса, исповедовавшего, что «философы лишь различным образом объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить его». Он основал и долгое время направлял работу Первого Интернационала. После Иисуса Христа, пожалуй, никто не вызывал столь масштабного поклонения и в то же время не был так неправильно истолкован.
Что же нового внес Маркс в мировое знание? Кем был? Что в марксизме остается ценным, а что устарело? Отвергла ли его Россия полностью и навсегда?
Стержень истории человечества по Марксу представляют последовательно сменяющиеся общественно-экономические системы. Вслед за первобытно-общинным строем приходят рабовладельческая, феодальная и капиталистическая формации. Теперь это настолько общепризнанная истина, что имя Маркса как её первооткрывателя чаще всего вообще не упоминается.
На экономическом факультете МГУ, где в советское время я учился, курс капитализма преподавали знающие люди. Кафедру политической экономии долгие годы возглавлял мой отец, слывший в этой области корифеем. Те, кто слушал его блистательные лекции, всегда с теплом и благодарностью вспоминают Николая Александровича. Как-то юнцом я спросил отца: «Можешь в двух словах передать содержание «Капитала»? Последовал ответ: «Бей буржуев». Классовый характер этого произведения и в самом деле важный, хотя далеко не единственный аспект.
«Конечной целью моего сочинения, — пишет Маркс в его предисловии, — является открытие экономического закона движения современного общества», а оно «не твёрдый кристалл, а организм, способный к превращениям и находящийся в постоянном процессе превращения». Но как изучать социальный «организм»? «При анализе экономических форм, — поясняет ученый, — нельзя пользоваться ни микроскопом, ни химическими реактивами. То и другое должна заменить сила абстракции». Методология Маркса включает в себя движение от простого к сложному, от абстрактного к конкретному. «Богатство обществ, в которых господствует капиталистический способ производства, является «огромным скоплением товаров», а отдельный товар – его элементарной формой. Наше исследование начинается поэтому анализом товара».
Маркс подвергает скрупулезному анализу «экономическую клеточку буржуазного общества» — товарную форму продукта труда, или форму стоимости товара. Труд в таких условиях весьма противоречив: с одной стороны, он конкретный, с другой – абстрактный. Сгустки абстрактного труда, заключённые в товаре, определяют количественные параметры обмена. Затем Маркс показывает, как обмен товаров привёл к рождению денег и как деньги при определенных общественных условиях превращаются в капитал – качественно новое их состояние – деньги, порождающие ещё большие деньги. А отсюда следует основной закон капитализма — теория прибавочной стоимости, раскрывающая сущность эксплуатации при капитализме.
В отличии от предыдущих эта форма эксплуатации скрыта под покровом товарно-денежных отношений. Вроде никто никого не принуждает и, продавая и покупая товары, все действуют на равных. Но это не так. На рынке есть особый товар – рабочая сила. Её стоимость определяется количеством благ, необходимых для существования работника, и меньше той, которую она может создать в процессе использования. И этот товар не может залёживаться. Его надо всё время продавать, так как жить без средств к существованию нельзя.
Но капитализм роет себе могилу. «Монополия капитала становится оковами того способа производства, который вырос при ней и под ней. Централизация средств производства и обобществление труда достигают такого пункта, когда они становятся несовместимыми с их капиталистической оболочкой. Она взрывается. Бьёт час капиталистической частной собственности».
Многие мыслители прошлого мечтали о справедливости и гармоничном обществе, где все бы жили счастливо и в достатке. Томас Мор, Томмазо Кампанелла, Сен-Симон, Шарль Фурье, Роберт Оуэн, Александр Герцен, Николай Чернышевский предлагали те или иные проекты преобразований общества. Но их идеи оказывались утопическими, так как они не находили объективные и субъективные факторы достижения цели.
Маркс нашёл. Ещё в «Манифесте Коммунистической партии» содержится предупреждение: «Призрак бродит по Европе, призрак коммунизма…Пусть господствующие классы содрогаются перед коммунистической революцией. Пролетариям нечего терять в ней, кроме своих цепей. Приобретут же они весь мир». Эти идеи пройдут через всю жизнь. Но развёрнутое обоснование социализма дано в его фундаментальных политэкономических работах, потребовавших не только гениального ума, но и титанического труда.
По мере обострения основного противоречия капитализма возникает и субъективная сила – организованный рабочий класс, способный привести в соответствие форму производства его характеру. Парламентская демократия позволяет развиться политическому сознанию пролетариата. Придя к власти демократическим путём, большинство народа должно сохранить её благодаря «диктатуре пролетариата», направленной на уничтожение прежнего репрессивного аппарата. Так открывается путь к обществу более высокого порядка, где «свободное развитие каждого будет условием свободного развития всех». При этом сами революции – лишь повивальные бабки истории, облегчающие муки родов.
Маркс считал, что в странах, где нет ни демократии, ни развитого капитализма, как, например, в России, социалистическая революция отдельно по себе не имеет шансов на успех. В предисловии ко второму русскому изданию «Манифеста Коммунистической партии» (1882) сказано: «Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития».
Маркс был третьим ребёнком и первым сыном из восьмерых детей, преимущественно женского пола – правда, не все дожили до совершеннолетия. В детстве он слыл непревзойдённым рассказчиком и тираном по отношению к сёстрам, которых он заставлял сбегать с городского холма, сидя на них верхом, и есть слепленные им не всегда мытыми руками пирожки. Но они подчинялись — так хотелось послушать сочиняемые Карлом истории.
В 17 лет он по совету отца поступил на юридический факультет Боннского университета, где открыл для себя диалектика-идеалиста Гегеля, тогда безраздельно господствовавшего в немецкой философии. В свидетельстве об окончании первого курса вместе с похвалами академическим успехам, «отменную усидчивость и внимательность» отмечалось, что как-то он был «заключён на сутки под стражу за хулиганство и пьянство в ночное время». Узнав об этом, отец решил перевести его в Берлинский университет, где, как казалось, «было меньше внеаудиторных соблазнов».
В 23 года он становится доктором философии и направляется в Бонн, где в университете преподавал его старший друг Бруно Бауэр, хлопотавший и о месте для него. Но за участие в антиправительственной демонстрации того отстранили от дел и вместо университетской карьеры Маркс начинает сотрудничать с находящейся в Кёльне «Рейнской газетой». Здесь раскрылась его писательская ипостась. В письме о нём к другу хозяин газеты М. Гесс сообщает: «Доктор Маркс – так зовут моего кумира – ещё совсем молодой человек. Но именно он нанесёт последний удар средневековой религии и политике; глубочайшая философская серьёзность сочетается в нём с тончайшим остроумием; вообрази себе Руссо, Вольтера, Гольбаха, Лессинга, Гейне и Гегеля соединёнными вместе в одном лице – я говорю соединёнными, а не смешанными, — и это будет доктор Маркс».
Работая над одной из статей по правовым проблемам, Маркс обнаружил, что его познания в политэкономии весьма поверхностны и решил восполнить их. Именно политэкономия станет основным поприщем приложения его сил, в ней он совершит переворот, ставший гранитным фундаментом нового революционного мировоззрения.
С прохладцей относящиеся к Марксу наши соотечественники отчасти объясняют свой скепсис тем, что он «не любил русских». Это не совсем так – ему не нравился монархический режим. В «Рейнской газете» от 4 января 1843 года Маркс назвал царскую Россию главной опорой европейских диктатур. Узнав о статье, Николай I немедленно потребовал у своего прусского союзника, чтобы тот получше «присматривал» за прессой. И король Фридрих Вильгельм IV тотчас же распорядился закрыть указанный печатный орган.
Оказавшись на вольных хлебах, Маркс не перестаёт активно выступать в различных изданиях, его взгляды становятся всё более радикальными. Он пишет: «Оружие критики не может, конечно, заменить критики оружием, материальная сила должна быть опрокинута материальной силой… теория становится материальной силой, как только она овладевает массами». Вольнодумец становится для прусских властей головной болью. Почувствовав опасность ареста, диссидент осенью 1843 г. принимает решение переехать во Францию.
Как и прежде, больше всего его занимает глобальная теория общества, а главным локомотивом истории представляется классовый конфликт. Он продолжает изобличать власти Пруссии. Это не остаётся безнаказанным – они обращаются к королю Франции Луи Филиппу с требованием выслать из страны неугомонного критика абсолютизма. Марксу приходится переселиться в Брюссель, куда вскоре перебирается и Энгельс.
Вскоре друзья присоединились к организованному немецкими эмигрантами тайному «Союзу коммунистов», для которого написали «Манифест коммунистической партии», впервые опубликованный весной 1848 г. В это время Европу охватила волна революций, и они сочли возможным вернуться в Париж, а затем и в Германию, где стали выпускать «Новую рейнскую газету». Но революции захлебнулись, и начались репрессии. В августе 1849 г. Маркс вынужден был переехать в Лондон. Там он проведёт весь остаток своей жизни и создаст свои главные экономические произведения.
В 1850-х годах Маркс приступил к разработке своей экономической теории. Большую часть времени он проводил в библиотеке Британского музея, где осваивал огромный фактический материал. В 1864 году Маркс организовал «Международную рабочую ассоциацию», позднее переименованную в Первый Интернационал...
После выхода «Капитала» (1867) и Парижской коммуны (1871) имя Маркса становится всё более известным и авторитетным. «Капитал» переводился на разные языки. С Марксом в переписку вступали революционные деятели многих стран, в том числе Вера Засулич.
Большая часть написанного Марксом так и не была опубликована при его жизни. Второй и последующие тома «Капитала» изданы после его смерти благодаря Энгельсу, пережившему Маркса на 12 лет.
Судьбы оставшихся двух дочерей –
Лауры и Элеоноры – незавидны. Лаура вышла замуж за известного революционного деятеля Поля Лафарга. В 1911 году, когда ей было 66, а ему 69 лет, оба, решив, что дальнейшая жизнь обременительна, покончили жизнь самоубийством. В связи с семейной драмой отравила себя и Элеонора. Недоброжелатели говорят, что участь детей Маркса – кара «за его злые деяния», что, конечно, не так. У Маркса был ещё внебрачный сын от горничной Хелен Дельмут. Чтобы избежать разлада, Энгельс забрал ребёнка, сказав, что он его отец, и устроил в какой-то семье, которая воспитала его.
Среди вызвавшихся помогать Энгельсу в работе над рукописями Маркса были немецкие социал-демократы Эдуард Бернштейн и Карл Каутский. Круг революционно настроенных марксистов непрестанно расширялся. Среди них начались трения и борьба. Одни упрекали других в искажении учения Маркса. Появились обвинительные ярлыки: «реформист», «ревизионист», «оппортунист», «ренегат», «догматик» и др. Ещё при жизни Маркс, узнав, как его интерпретируют представители французской рабочей партии, заявил: «Ясно одно, что сам я не марксист».
Особо острая борьба между сторонниками учения Маркса разгорелась в России. На II съезде РСДРП в 1903 году произошёл раскол на большевиков и меньшевиков. Маркс исходил из того, что социалистическая революция может произойти в наиболее развитых странах капитала, когда производительные силы достигнут чрезвычайно высокого уровня, и неоднократно выступал против «казарменного коммунизма», способного лишь повернуть вспять колесо истории. На это постоянно ссылались Плеханов и Мартов. Ленин же полагал, что вследствие неравномерного развития капитализма в эпоху империализма революция может иметь успех и в его наиболее слабом звене, каковым считал Россию.
Мировая война обострила ситуацию, что привело к падению монархии в Российской империи, а затем и к Октябрьской революции. Реализация социалистического проекта в «слабом звене» сопровождалась жестокостями и нарушением элементарных свобод, никак не вписывающихся в идейный арсенал Маркса. Последовавшее засилье партийно-государственной бюрократии прикрывалось знаменем марксизма и необходимостью защиты интересов рабочего класса и трудящихся от внешних и внутренних угроз.
Идеология в Советском Союзе разрослась и усиливалась. Марксизм представлялся в ленинской, а затем и в сталинской аранжировке. Антикапиталистическая направленность и классовый характер пронизывали научные труды и литературу. Цитаты из тиражировавшихся произведений Маркса превратились в скрижали...
После Второй мировой войны триумфальное шествие марксизма продолжилось в масштабах мировой социалистической системы. Он стал привлекателен и на периферии, где появились страны «социалистической ориентации». Да и капиталистический Запад, сделав уступки трудящемуся люду и впитав в себя ряд элементов планового хозяйства для смягчения кризисов, заметно социализировался.
На Востоке марксизм впервые получил прописку в Китае в 1949 г. Мао Цзэдун и после смерти Сталина (1953) оставался верен его жёстким методам. «Культурная революция» (1966–1976) не уступала гримасам советской власти 30-х годов. Но по карикатурности на марксизм вперёд вырвался Ким Ир Сен с его идеями чучхе в Северной Корее. А всех обошёл кровавый Пол Пот с красными кхмерами в Камбодже, тогда переименованной в «Демократическую Кампучию».
Когда обнаружилось, что реставрировавшие капитализм страны ничего не выиграли, а кризисы на Западе обрели глобальный и особо разрушительный характер, Маркс вновь вызвал к себе повышенное внимание.
Основные идеи Маркса не могут изжить себя и тем более умереть. Они вечны, как и открытия Архимеда, Коперника, Галилея или Джордано Бруно. Под флагами марксизма продолжают править лидеры Китая, Вьетнама, Кубы и КНДР. В ходе недавних выборов в президенты РФ среди кандидатов было трое коммунистов или тех, кто тесно связан с ними. Словом, марксизм не угасает, хотя, безусловно, требует развития.
Но значит ли это, что в теориях Маркса ничего не устарело или не требует пересмотра? Нет, конечно.
При Марксе в развитых странах Запада доминировал капитализм свободной конкуренции. На рубеже ХIХ и ХХ веков он превратился в монополистический капитализм, внешним выражением чего стал империализм – эпоха войн и передела мира. Маркс подмечал: «Страна, промышленно более развитая, показывает менее развитой стране лишь картину его собственного будущего». Теперь же дело изменилось. Использовавшие на ранних этапах протекционизм, страны-лидеры запрещают практиковать его другим, тормозя их развитие. Страны Латинской Америки никогда не станут такими же развитыми, как североамериканские, так как северяне этого не допустят. По выражению южнокорейского экономиста Чхан Ха Джуна, они «отбрасывают лестницу», по которой сами забрались наверх, — и таким образом блокируют развитие большинства стран.
Время показало, что практическое претворение в жизнь идеи «диктатуры пролетариата» чревато диктатурой отдельных личностей, попранием демократии и тоталитаризмом. Кроме того, со временем наиболее передовой и многочисленной прослойкой общества становится не пролетариат, а интеллигенция. Развивающиеся производительные силы всё больше нуждаются в интеллектуальном труде. Мировая практика показывает возможность мирной эволюции капитализма в направлении смешанного общества с развитой системой социальной защиты.
Просматривается утопичность представления Маркса о коммунизме как полном антиподе капитализма. У Гегеля, которым Маркс так увлекался в молодости, сказано: «Не голое отрицание, не скептическое отрицание…характерно и существенно в диалектике, которая, несомненно, содержит в себе элементы отрицания и притом, как важнейший свой элемент, — нет, а отрицание как момент связи, как момент развития, с удержанием положительного». Из этого неизбежно вытекает, что при строительстве нового общества не следует отбрасывать все положительное, что было создано прежде, в том числе при капитализме. Однако эта идея не была унаследована Марксом, прокламировавшим антикапиталистический характер следующей общественной формации и возвеличивавшим классовую борьбу. А отсюда следовал сомнительный девиз о «разрушении до основания» прежнего общества и построении «нового мира» с нуля.
Главный плацдарм марксизма теперь переместился на Восток. В Китае он остаётся официальной идеологией правящей КПК. Нынешнее общественное устройство страны характеризуется «социализмом с китайской спецификой». Но так ли безупречна эта формулировка?
В Китае несомненно нашли социальную модель, способствующую наиболее быстрому развитию производительных сил и отвечающую коренным интересам подавляющего большинства её народа. Если это и есть социализм, то определение верное. Но всё дело в том, что в традиционном понимании в КНР ныне присутствует плодотворный симбиоз социализма с капитализмом, давно уже называемый в общественной науке конвергенцией. В таком интегральном обществе дело не может обходиться без серьёзных противоречий, ибо под одной крышей одновременно действуют разные законы и регуляторы: плановые и рыночные, социалистические и капиталистические. И называть эту комбинацию социализмом (пусть даже с китайской спецификой) не совсем верно. С тактической и политической точек зрения такую позицию можно понять. Но теоретически она уязвима.
С прежних позиций такое общество не может быть долговечным, так как в нём заложены непримиримые противоречия. Но практика показывает, что это возможно. Именно такой умело поддерживаемый баланс приводит в Китае к оптимальным результатам.
Тезис о «вечности» или «естественности» капитализма столь же далёк от действительности, сколь мнение об «искусственности» или рукотворности социализма. Обладая рядом неоспоримых преимуществ, обе системы вполне «объективны» и имеют место в истории человечества не случайно. Однако обе они внутренне противоречивы, неустойчивы и требуют взаимодействия.
Этот вывод особенно важен для нашей страны, оказавшейся в итоге ошибочно проведённых реформ в системе координат бюрократическо-олигархического капитализма. Именно интегральное общество должно служить ориентиром для смены социального развития и оптимальной экономической политики. Оно приходит на смену и капитализма, и чисто социалистической практике. Такая коррекция формационного подхода Маркса важна и для выработки новой идеологии нашего государства.
В человеческой природе социальные начала сосуществуют с эгоизмом. Адам Смит полагал, что с его помощью и «невидимой руки» рынка в качестве регулятора общество движется к идеальному состоянию. Маркс сделал акцент на другую сторону — социальную справедливость и поставил во главу угла классовый аспект. История показывает, что необходимо находить баланс и компромисс между двумя противоречивыми, но реальными сторонами природы человека.
Изучающая учебную литературу и программы ведущих вузов в мире исследовательская организация при Колумбийском университете в Нью-Йорке Open Syllabus Project установила, что работы Маркса занимают третье место в университетах Великобритании, США, Канады, Австралии и Новой Зеландии. При этом среди американских и других социологов Запада он, как правило, котируется выше всех, а по цитированию также занимает первое место. Как пишет английская «Гардиан»: «Невероятный факт нашего времени с его экономическими катастрофами – возрождение интереса к Марксу и марксистскому учению. Объем продаж шедевра политэкономии. Маркса «Капитал» постоянно увеличивается…, как и «Манифеста Коммунистической партии» и «К критике политической экономии»… Возрождение интереса к марксизму, особенно – среди молодых людей, вызвано тем, что он даёт инструменты для анализа капитализма, и особенно – капиталистических кризисов».
У нас же былое обожествление Маркса с известных пор сменилось преданием его анафеме. Имя Маркса полностью исчезло из учебных программ вузов и университетов, а идеи замалчиваются. Доморощенные либералы и стоящие за ними столпы капитала сделали всё возможное для этого. Но не пора ли наконец и нам вернуть «человека тысячелетия» на положенное ему место?
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий