slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Лыжи инженера Ефимова. Скольжение по мукам

«Нужно
поддерживать и продвигать инициативы,
которые сводятся
не просто к раздаче бюджетных денег,
но и внедряют
новые принципы социальной работы, реально повышают мотивацию граждан к здоровому образу жизни».
В.В. Путин.

Почему хорошая идея так плохо воплощается в жизнь?
Тридцать пять лет назад Владимир Ефимов, молодой тогда инженер-физик, придумал уникальные мини-лыжи. Выгуливал зимой шестилетнюю дочь. Дети шумно катались с горки, мамы и папы, подпрыгивая, мёрзли рядом. И закралась Ефимову мысль о лыжах, пригодных для всей семьи. До этого его изобретения использовались исключительно в «оборонке». Жил он в Киеве, работал на знаменитом «Арсенале», где делали всё — от фотоаппаратов до пушек и ракет. Шёл 1986 год, уже началась конверсия. Серийное производство коротких, доселе невиданных, ефимовских лыж было быстро налажено. В магазинах они не залёживались. Особенно охотно их брали иностранцы. В СССР горнолыжный спорт в то время был в диковинку: ни ботинок, ни подъёмников, ни оборудованных склонов. Но лыжи Ефимова в этом и не нуждались. На них можно кататься в любой обуви. Они прекрасно управлялись, застёгивались и снимались за несколько секунд. Крепления, выполненные в виде «альпийской кошки», оставались на башмаках. Взял лыжи в руки и, не скользя, поднимаешься в гору. За полтора года было выпущено
26 тыс. пар первой модели.

Но грянул 1991-й, заказы из России прервались, и «Арсенал» — мощнейшее предприятие союзного подчинения — лёг набок. Люди
(а здесь работало 50 тыс. человек, только в конструкторском бюро — 4 тыс. специалистов экстра класса) вынужденно увольнялись. Поехал за счастьем в Москву и Владимир Ефимов.
То густо, то пусто
Не сразу, но повезло. Как раз создавался Национальный фонд спорта во главе с Шамилем Тарпищевым и Борисом Фёдоровым, который ефимовскими разработками заинтересовался и выделил льготный кредит. Лёд тронулся. Детали заказывали в регионах, чаще всего на бывших военных, металлургических, механических заводах, и собирали их в стенах одного из столичных техникумов. Хлопотно, но надёжно. Кто видел те лыжи в продаже — всего было реализовано 19,5 тысячи пар — до сих пор спрашивают, куда они пропали. Это был фактически новый вид спорта: мини-слалом, поддержанный, кстати, московским правительством и лично Юрием Лужковым. И опять гром среди ясного неба: разборки в НФС, Фёдоров в опале, потребовали вернуть все средства, вложенные в производство спортинвентаря, включая ефимовские лыжи. «С угрозами все деньги до копейки у нас отобрали, и дело заглохло, — рассказывает Владимир Михайлович. — Мы ещё не успели выйти на точку безубыточности. Чтобы прибыль превышала затраты, нужно было изготовить 50 тыс. пар лыж».
В ворохе
унылых бумаг
Много лет Владимир Ефимов ходит с протянутой рукой по большим и маленьким кабинетам, ищет инвестора. Чтобы запустить в производство первоначальную партию лыж, необходимо 300—500 тыс. долларов. Доказывает, что если его изобретение внедрить и народ станет пользоваться не импортными, а отечественными лыжами, страна будет выигрывать ежегодно около 20 млрд. рублей. Не говоря уже о пользе здоровью и колоссальных возможностях в развитии детского спорта. Ведь далеко не всем родителям по карману нынешний спортинвентарь. Ефимовские лыжи стоили 20 долларов. Импортные ощутимо дороже. За это время Владимир Михайлович усовершенствовал свои лыжи. Их можно перемонтировать в ролики с колёсами на рессорах. У них минимальное истирание и долгий срок службы. Нога в таких роликовых коньках не испытывает перегрузок, и катание очень комфортное. Автор охотно показывает свои макеты в действии чиновникам и разного рода комиссиям. Там его выслушивают, накладывают положительные резолюции. Но дальше бумаг ничего не двигается. «Убедившись, что рыночный путь не эффективен, — говорит Владимир Михайлович, — я начал обращаться в госучреждения». Увы и ах! Ворохи  документов со словесной поддержкой специалистов и чиновников — от рядовых до сидящих в высоких креслах — хранятся в аккуратных папках. Например, начальники управлений Минобразования «обращают внимание органов управления образования на возможность использования в образовательных учреждениях как на уроках физической культуры, так во внеурочной физкультурно-оздоровительной работе короткие лыжи разработки В.М. Ефимова». Таких, вроде бы обнадёживающих, а по сути пустопорожних распоряжений — вагон и маленькая тележка. Каждый новый министр подчёркивал  актуальность и социальную направленность «оригинальных горных лыж Владимира Ефимова», важность того, что он придумал «для оздоровления нации и укрепления здоровья населения».  Дальше ни с места. Встречался Владимир Михайлович и с одним из помощников президента, тоже проявившим интерес к его изобретению. Вот недавно был на межведомственной комиссии Минобра и Минспорта, признавшей, что его изобретение обладает инновационными свойствами и в этой области аналогов ему нет. Снова надежды и ожидания. Предлагали Ефимову сотрудничество американцы, болгары, израильтяне. Но он твёрдо верит, что осуществит свою мечту в России или на Украине.
Пока же вручную делает свои макеты и апробирует их в ближайшем лефортовском парке. Вставшие на его лыжи и коньки  взрослые и дети — вечные его поклонники.
Самая свежая модель — роликовые коньки с электроприводом. Поясняет: «Автотранспорт имеет очень низкий КПД. Если сравнить вес автомобиля и водителя, то машина везёт сама себя и крошечную добавку — человека. А это компактное эффективное средство передвижения».
Безучастно слушать  звенящую исповедь Владимира Михайловича невозможно. А как помочь ему? Пока нет ответа. Героически преодолевая чиновничье равнодушие, он не бросает своего начинания. Стойкий маленький неоловянный солдатик, который видит смысл нашей и своей жизни в её сохранении и улучшении, чему способствуют его многострадальные лыжи.

Алёна ПЕТРОВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: