Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
21.03.2014
Любовью дорожить умейте…
Продолжу строку, вынесенную в название статьи: «С годами дорожить вдвойне…». Это — высказывание замечательного поэта Степана Щипачева. А вспомнились эти слова, всплыли в памяти в связи с премьерой в Российском Молодежном театре – очень интересном спектакле по пьесе поэта Тимура Кибирова «Лада, или Радость». Постановку осуществил яркий и смелый режиссер Марина Брусникина. Её имя хорошо известно столичным театралам по работам в МХТ имени А.П. Чехова.
Брусникина работает в непростом жанре, условно называемом «литературным театром», где актеры не только играют без грима, но одновременно дают своеобразный комментарий к своим персонажам. Это очень непросто и требует особенной органики поведения исполнителей на сцене. Для примера такого рода актерского «комментария» назову французскую звезду Анни Жирардо, которая, впрочем, «играла» свой комментарий, не прибегая к цитированию авторского повествовательного текста. Но смысл и форма подачи этого самого текста были очень выразительны. Так вот, то, что делают авторы «Лады…», — это еще труднее, чем то, что делала Жирардо, но справляются они с поставленной задачей убедительно и впечатляюще…
О чём же этот спектакль, рождённый единственным пока прозаическим произведением Тимура Кибирова? Отвечу сразу – о любви, которой, как справедливо заметил Степан Щипачев, надо уметь дорожить. О той любви, которая красива, взаимна и глубока; она объединяет, раскрывает сложности характеров и жизненных путей очень разных людей, тех, кто поначалу даже связаны друг с другом слабо и порой негативно. Это спектакль о людях, объединенных чем-то особым, даже если это «особое» может ныне показаться в некотором роде романтической сказкой. Любовью за любовь. Отличная драматургия! Она заряжает и актерский ансамбль, и весь зрительный зал, который стал театральной сценой.
Общение актеров со зрителями идет, так сказать, глаз в глаз. Непростая конструкция – деревянный настил с горками, на которые в самые ответственные моменты действия «взлетают» актеры, а потом, как на санях, «скатываются» в самый низ, где живет деревня Малые Колдуны (сценография Николая Симонова). Это — одна из многих деревень, откуда почти всех селян забрал город, а те, кто остался, живут довольно непростой жизнью – и материально, и, конечно, морально. Отношения между деревенскими жителями складываются длительно, подчас нетерпимо. Но вдруг случается нечто неожиданное, на первый взгляд даже наивное, что ли, а потом… Да, началом объединения очень разных взаимоотношений обитателей Малых Колдунов стало, вроде бы, очень простое (но, ой какое трудное внутренне!) событие, когда городская девочка Лиза, уезжая после школьных каникул в Москву, умолила суровую немолодую Александру Егоровну (Татьяна Матюхова) приютить ее любимую дворняжку Ладу до следующего лета.
Конечно, решение Александры Егоровны пришло не сразу, но… Короче, ласковая, глазастая собачка с нежным сердцем (Нелли Уварова) осталась в Колдунах. Относились к ней люди по-разному, но оно и понятно: люди сами по себе разные! А вот в общении с Ладой случилось обыкновенное чудо: родились взаимопонимание и любовь… А через что пришлось пройти маленькой и очень славной собачке, прежде чем не только Александра Егоровна, но и все односельчане оценили её любовь, преданность и самоотверженность?!
На деревню нападают волки – и Лада помогает отогнать их, едва ли не жертвуя своей жизнью: долг есть долг. А вот врач скорой помощи, вызванный к растерзанной Ладе, устраивает дикий скандал и уезжает, а фельдшер (Виктор Панченко) остается, чтобы помочь – неожиданно для самого себя. Разбитная, шумная и даже в чем-то циничная продавщица сельмага Сапрыкина (Наталья Чернявская) неожиданно осознаёт чувство милосердия так же, как и выпендрежный, нагловатый «добрый молодец» Жора (Тарас Епифанцев). Открывают в себе утраченные было добрые порывы и мудрый дед Харчевников (Владислав Погиба), и неудачник-гастарбайтер узбек по прозвищу Чебурек (Алексей Блохин), и сварливая жена Чебурека (Александра Аронс). Короче, добрая дворняжка помогла селянам узнать себя истинных, научиться не просто ценить доброту, но и улыбаться, радуясь жизни. Так приходят радость и взаимная любовь.
Поэтому даже суровая Александра Егоровна порой превращается в себя молодую, красавицу, радостную, глубоко любящую женщину, просто, я бы сказала, излучающую радость и солнце. Вообще актеры не только играют, комментируя свои характеры «чтением» авторского повествования, но и максимально увлечены историей, которую рассказывают, проживают на сцене. Некоторые из них играют по нескольку ролей, причем изящно и убедительно. Например, очаровательный А. Блохин по ходу спектакля становится то озорным симпатичным котом Барсиком, то тем самым грустным Чебуреком. А ещё, к примеру, А. Аронс играет и девочку Лизу, и козу, и снежную бабу, и врачиху, и жену Чебурека. В. Панченко — Юлика, критика и тополь…
Тополь здесь не случаен, как не случайна и поэзия внутреннего действия, и стихи – от Пушкина и Блока до Тимура Кибирова. Как не случайно также и то, что в программке спектакля действующие лица и исполнители даются так — Актриса, а также Александра Егоровна; Актер, а также Барсик, Чебурек и т.д. Ведь это неписаный закон богатого и сложного литературного театра, которым блестяще владеет М. Брусникина.
Любовь, радость и истинная поэзия определяют эту волнующую, красивую и умную премьеру, заставляя в финале непременно вспомнить, понять и прочувствовать заново крылатые, но, увы, несколько «потускневшие» от частого употребления слова Ф.М. Достоевского о том, что «красота спасёт мир». И доброта тоже. И радость… Об этом спектакль, о котором пишет театр как о хронике счастливой и верной любви.
Наталья ЛАГИНА.
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий