Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
11.12.2020
Львиный капкан
Согласно общему западному мнению, страны с традиционной моралью, крепкими позициями религии и стойкой антиамериканской внешней и внутренней политикой — всегда отсталые, разваливающиеся диктатуры, гниющие под «справедливым» гнётом западных санкций. Однако с Исламской Республикой Иран что-то упорно не срастается вот уже лет тридцать.
В 2007 году Иран обогнал Турцию по объёму ВВП, став крупнейшей экономикой исламского мира. Он обладает вторыми в мире, после Саудовской Аравии, запасами нефти – 18 млрд тонн. Но — в отличие от некоторых стран, торгующих этой самой нефтью, как в 19-м веке, и лесом-кругляком, как в веке 18-м — Иран особое внимание уделил точному машиностроению, автомобилестроению, ракетно-космической промышленности и информационным технологиям, построив 6 автозаводов, десятки технопарков. В стране 321 аэропорт, в шести иранских городах прокладывают метро. Сидящий в блокаде четыре десятка лет Иран экспортирует более 300 инновационных продуктов на основе нанотехнологий в 17 стран мира, даже в Южную Корею (Сколково, ау! Как вы там?), выводил спутники в космос. Между прочим Иран имеет 7 центров ракетостроения и способен выпускать военные ракеты дальностью от 90 до 2500 километров, в том числе крылатые.
Но в начале 2020 года американский дрон подорвал машину иранского генерала Касема Сулеймани, и персы сняли все ограничения по обогащению урана, накопив его к концу мая более полутора тонн, при том, что разрешённый лимит для Ирана составлял около 203 килограммов. Возможно, вашингтонский журнал слегка ошибся и иранцам для перехода ядерного Рубикона нужно уже меньше года? Ответить сложно, так как Тегеран то пускает инспекции МАГАТЭ на свои объекты, такие, как Нетенз под Исфаханом, то закрывает перед ними двери. Но достоверно известно, что Ирану разрешили обогащать уран на 3,67%, а там «гонят» уже 4,5%.
Запад решил не мытьём – так катаньем принудить власти Ирана выполнять свои требования. С 2010 по 2012 годы при странных обстоятельствах там погибли, либо были открыто убиты четверо физиков-ядерщиков. Второго июля в Нетензе случился серьёзный пожар, уничтоживший инструментальную базу для постройки важного оборудования, что, как признали сами иранцы, замедлило ядерную программу на месяцы.
И, наконец, буквально на днях, в результате покушения в тегеранском пригороде Абсард, скончался в госпитале от ран глава отдела исследований и инноваций при Минобороны Ирана, 63-летний Мохсен Фахризаде. Выходец из КСИРа, сотрудник Минобороны и вооружённых сил, руководитель центра физических исследований стал профессором ядерной физики университета имени имама Хусейна в Тегеране. Как и положено, сведения о его деятельности закрыты и добываются по крупицам. В конце 2000-х американская The New York Times писала о глубокой вовлечённости Фахризаде в усилия по разработке ядерной боеголовки для Ирана.
Британская The Sunday Times утверждала, что обладает секретными иранскими документами 2007 года, где Фахризаде был назван главой группы по расширению развёртывания передовых технологий FEDAT. По данным издания, эта группа прикрывает организацию, создающую иранское ядерное оружие. Израильский журналист Йоси Мельман написал в Твиттере, что Фахризаде в течение многих лет разыскивался «Моссад», и его смерть — важнейший психологический удар для Ирана. Почти то же самое говорил неоднократно и израильский премьер Нетаньяху.
Иран практически сразу заявил об израильском следе в убийстве физика. В пользу этого есть веские аргументы. Теракт был проведён на высоком профессиональном уровне, характерным для почерка израильской разведки: огонь, как утверждают, вёлся из специального устройства, управляемого со спутника; сразу же после теракта автомобиль, где оно находилось, взорвался. Террористы точно знали маршрут хорошо охраняемого лица. Неназванный источник из нашей «Альфы» уверенно заявил, что убийство, во многом, произошло благодаря предательству кого-то из ближнего окружения Фахризаде.
Израильские комментаторы выдвигают версию, что убийство — сигнал для Джо Байдена: дескать, Израиль не смирится, если США вернутся к иранской атомной сделке 2015 года.
Но выгоден ли теракт с подобными последствиями для Израиля именно сейчас? Страна с 25 сентября —
в тяжёлом вирусном карантине. Закрыты все торговые точки, кроме аптек и продающих самое необходимое, школы и детские сады. Более
330 тысяч заболевших. Комендантский час в 40 городах «красной зоны», от дома нельзя уходить дальше, чем на 500 метров. На карантине — более 7 тысяч солдат и офицеров. Израиль хорошо знает, что Иран виновником произошедшего непременно назовёт «незаконный сионистский режим». И, если уж накрыл «Фатехами-110» американскую базу, то может ударить ракетами и по израильским. Консервативная иранская газета Kayhan уже призвала нанести военный удар по портовому городу Хайфа.
Можно предположить, что ответственна за убийство иранского физика страна, до которой иранские ракеты достать пока не в состоянии. В этой стране сейчас острейший политический и общественный кризис, народ расколот 50/50, адвокаты уходящего президента готовят громкие скандалы вокруг фальсификаций на выборах. А что, если «хромая утка» Трамп спровоцирует военный конфликт на Среднем Востоке? Во время войны американских президентов не снимают с поста. Франклин Делано Рузвельт так вдвое удлинил свой срок пребывания в Белом доме. Заманчивым может оказаться и «разворотить всё поле для гольфа» идущему на смену Джо Байдену, «хлопнуть дверью, уходя». Зная характер Трампа, ударившего «Томагавками» по Сирии, давшего отмашку на устранение генерала Сулеймани, удивляться нечему.
Не исключена версия и «совместных усилий»: «Большой брат» вполне мог обеспечить техническую составляющую операции, с наводкой спутника и прицеливанием, а спецы из «Моссада» всё подготовили на земле, включая, возможно, и подкуп кого-то из ближнего окружения Фахризаде.
Иранцы лишний раз показали, что их не запугать. Бюджет группы, которую возглавлял убитый физик-ядерщик, увеличили вдвое. Парламент страны принял законопроект, позволяющий увеличить уровень обогащения урана до 20%, необходимых для создания ядерного оружия. Документ также предусматривает возможность разрыва контактов с МАГАТЭ и окончательный выход из ядерной сделки. Это говорит о политической воле Тегерана. Но осуществление таких планов может стать поводом для атак американских «В-52» и израильских «F-16».
Иранский лев с мечом в лапе (символ страны — лев и солнце) разъярён, готов к мести, и пока не замечает, что не без умысла нанёсший ему рану охотник обложился капканами. Сгоряча легко угодить в ловушку, но потом из неё будет трудно вырваться.
А тем временем
В Израиле убит Фахми Хинави, якобы ответственный за убийство иранского физика Мохсена Фазризаде. Покушение на Хинави совершенно столь же чисто. 5 декабря 2020 г. в остановившуюся на перекрестке машину было выпущено 15 пуль. Водитель погиб на месте. Стрелявшие скрылись. О задержаниях ничего не сообщается. О личности убитого тоже говорится мало. Признаётся не под протокол, что Фахми Хинави был высокопоставленным сотрудником израильских спецслужб. И всё. Вначале израильские СМИ вообще отказывались освещать произошедшее: уж слишком инцидент похож на прямой ответ иранцев. Похоже, Тегеран отказался от обещанной угрозы ракетного удара по Израилю, но приверженность принципу «око за око» показал. Налицо эскалация ирано-израильского противостояния. И в ней Израиль уже не является абсолютно неприступной крепостью.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий