slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

«Тарас Бульба»: знак перемен

 Всего три недели прошло с начала массового проката киноверсии «Тараса Бульбы», но – по-прежнему нескончаемые аншлаги в кинозалах России и Украины, толпы народа у касс, неизменный восторг и волнение зрителей. Миллионы в обеих странах откликнулись на гоголевское эпическое сказание с редким единодушием, как на СВОЁ – повесть о едином народе с единой верой, единой удалью и общей болью. Н.В. Гоголь, создатели фильма, зрители – все оказались захвачены единым порывом, не подвластным времени, случаю или конъюнктуре. Успех ленты режиссёра Владимира Бортко стал самым ярким свидетельством заметных перемен в настроениях российского общества. 

Если этот энтузиазм перевести в нечто более понятное современному миру, то вот цифры: фильм «Тарас Бульба» на 19 апреля, то есть всего за девятнадцать дней проката, собрал 544 миллиона рублей! Работа режиссёра Владимира Бортко по повести Гоголя стал самой кассовой экранизацией русской классики, сообщили в компании — прокатчике киноленты «Централ Партнершип».
  Сборы от этого самого крупномасштабного кинопроекта к юбилею гениального Н.В.Гоголя в России составили 487 миллионов рублей, в Украине — 57 миллионов рублей. Таким образом, внушительный бюджет киноверсии «Тараса Бульбы» в 516 миллионов рублей уже перекрыт, а кассы продолжают лихорадочный подсчёт зрительских симпатий.
  Это говорит о многом. О том, что патриотизм востребован, востребована историческая героика, востребована русская литературная классика. О том, что отечественная история являет собой громадное поле для приложения талантов истинного художника, любящего свою страну. А стало быть, востребовано и настоящее искусство.
  Циник ухмыльнётся: дескать, разгадка живого зрительского интереса к «Тарасу Бульбе», невиданного, наверное, со времён «Бриллиантовой руки» или «Белого солнца пустыни», — в агрессивной пиар-кампании по раскрутке фильма каналом «Россия», одного из продюсеров ленты. Смешно было бы сегодня отрицать роль рекламы, но дело всё же не в этом. Чего нам только не пиарили по двадцать четыре часа в сутки в последние годы! Но многое ли имело такой отклик, какой мы видим в случае с «Тарасом Бульбой»?
  Страна новых поколений с жадным вниманием прильнула к киноэкранам, надеясь найти в своей истории, в неистребимом мужестве своих предков ответ на вызов времени, смутно сознавая, что сегодняшние беды России и Украины вряд ли многим легче того, с чем сталкивались две наши страны три или четыре века назад. Цивилизованное удушение сегодня по сути своей не сильно отличается от зверских обычаев XV—XVII веков.
  Становится всё более очевидным, что все дьявольски натужные попытки последних двадцати лет сделать из России некое подобие Оклахомы обернулись крахом. Либеральная прививка «общечеловеческих ценностей», которую денно и нощно делали российскому обществу СМИ, лишь по странному недоразумению называемые «отечественными», со всеми их «культурными революциями», «апокрифами», познеровскими «временами» и голливудским ширпотребом отвергается обществом.
  Хвала продюсерам и создателям фильма, режиссёру и актёрам, каналу «Россия», который не пожалел усилий и денег на раскрутку этой мощной патриотической ленты, проникнутой любовью к униженной, но не покорившейся стране.
   
 ПОЧТЕНИЕ К ОРИГИНАЛУ
  Экранизация «Тараса Бульбы» Владимира Бортко – почти каноническая, выдержанная в тонах пиететных, исполненных понимания гоголевского величия и искренности его чувств. «Не я сегодня главное действующее лицо, главным сегодня является Николай Васильевич Гоголь», – сказал режиссёр ещё во время премьеры фильма 1 апреля. И не погрешил против истины – сценарий фильма и реплики действующих лиц скрупулёзно воспроизводят гоголевский текст.
  А ведь ныне не то что от пиетета, от элементарного уважения к оригиналу давно отвыкли. Разнузданность в обращении с авторским замыслом и текстом стала чуть ли не нормой в нашем искусстве. Тем отраднее, что Бортко преисполнен почтения перед Гоголем, хотя некоторые эпизоды привнёс от себя: роды паненки, убийство жены Тараса, письмо турецкому султану. Но сделал это, скорее потрафляя нынешнему вкусу части нашей публики и делая понятнее для неё, не сильно помнящей «Тараса Бульбу» и не отчётливо знающей отечественную историю, сюжетный ход героической повести. Подавляющее большинство нынешних зрителей этих вставок и не заметят. Бортко явил нам в своей последней работе неожиданную и самую сильную грань своего таланта. Филигранная экранизация «Собачьего сердца», в сущности, отражала интеллигентское пренебрежение М. Булгакова к своему народу. Профессор Преображенский, судя по его фамилии, выходец из деревенских дьячков — тех же «кухаркиных детей», всего в одно-два поколения отстоящих от «простого народа». Однако с присущим «образованцам» высокомерием и лабораторным цинизмом он считает возможным воспроизвести этот самый народ в лице шариковых, а затем снисходительно, свысока учить его, как правильно себя вести за столом и какие газеты читать. Экранизацию «Мастера и Маргариты», культового романа советской интеллигенции, вряд ли правомерно считать удачей Бортко: режиссёр, похоже, слишком увлёкся булгаковским заигрыванием с потусторонними силами, что усилило налёт чертовщины в фильме даже по сравнению с оригиналом.
  И вот, наконец, обращение Бортко к Гоголю и к нашей истории глазами Гоголя. Для самого писателя повесть «Тарас Бульба» – принципиальная, едва ли не важнейшая вещь в его творчестве. Напомним, что он переписывал и дорабатывал её параллельно с написанием первого тома «Мёртвых душ» уже зрелым художником в расцвете творческих сил, чей взгляд на мир разительно менялся – впереди были «Выбранные места из переписки с друзьями».
 
В КРИВОМ ЛИБЕРАЛЬНОМ ЗЕРКАЛЕ
  Монополия прозападной псевдоэлиты в наших СМИ не могла не сказаться в реакции отечественных СМИ на ленту Владимира Бортко. Какой клёкот, какие вопли раздались на российских информационных просторах, какое ночное совиное уханье! Уже вроде посчитали историческую память народа обрубленной, уже вроде всех нас сделали манкуртами, ан нет – оказывается, жив народ и его творцы, всё ещё способные создать «квинтэссенцию национальной идеи», как представил свой фильм Владимир Бортко.
  Обратил на себя внимание полный ядовитой иронии отклик «Новой газеты», где из-под витиеватого пера Ларисы Маликовой сочится неприкрытая злоба на то, что Бортко со товарищи могли вообще подобное сотворить – рассказывать о героизме, бедах и поругании украинского казачества, воспевать русскую землю и православную веру, за которую бьются и гибнут герои гоголевской повести. «Ничего, кроме костюмированной агитки, у Бортко и не могло выйти», – издевательски изрекает авторша. Ну да, ведь это поляку Ежи Гофману можно было в возвышенно-жалостливых тонах живописать польские муки (но не бесчинства! – В.Л.) в фильме «Огнём и мечом» по роману Г. Сенкевича. В «Тарасе Бульбе», ясное дело, совсем другое — бражничающие от безделья запорожцы вдруг, ни с того ни с сего решают «погулять», то есть учинить кровавые погромы «жидовы», а затем и поляков на Гетманщине. Для чего казаки Бортко, конечно же, готовы идти на любое «вероломство». «Постоянно переигрывающий Б. Ступка», замечает рецензентка, свергает хорошего, миролюбивого кошевого атамана (В. Ильин), настроенного весьма лояльно по отношению к туркам и полякам – ну, ни дать ни взять недавний российский министр иностранных дел А. Козырев.
  Это крестоносцам дозволительно было когда-то трижды отправляться к Гробу Господню, попутно разрушая дотла всё, что ни попадало под руку, включая древний Константинополь с его несметными богатствами. Это «цивилизованному» Западу можно было «за веру» тысячами резать католиков и гугенотов, отправлять на плаху королей, женщин и детей. А казакам Гоголя и Бортко всё это категорически возбраняется, свидетельсвует об их дикости и кровожадности; режиссёр, возмущается авторша, «идёт на подлог», показывая казакам в Сечи тело изрубленной жены Тараса – эпизод, которого «у Гоголя нет». Будто без этой вставки панщина на Украине была бы идиллической картинкой нежной дружбы польского шляхетства с украинскими поселянами и поселянками.
  «Самый главный упрёк (фильму) – идеология, — с издёвкой вторит Маликовой рецензент газеты «Взгляд». — Тут, впрочем, всё просто: это фильм во славу России, русского народа и русского оружия... Тем не менее сейчас даже буквальные цитаты из классика, повторенные много раз, – «Пусть же стоит на вечные времена православная Русская земля и будет ей вечная честь!» – выглядят пропагандой».
  Этим авторам словно невдомёк, что именно поляки захватили исконно русско-украинские земли, столетиями чинили на ней самые кровавые зверства, раскололи страну, сажая на Правобережную часть Украины своих «коронных гетманов». Что крестьянство Украины – «пёсья кровь» для ясновельможных панов, «которых должно резать или стричь».
  Что именно польскими панами были отданы на откуп шинкарям-евреям православные храмы; для того чтобы венчать молодых или отпевать усопших, украинские крестьяне, как отмечал знаменитый историк Н. Костомаров, униженно выпрашивали у евреев ключи от церкви и звали в неё батюшку справить литургию. Вот о каком поругании веры говорят казаки в фильме Бортко.
  «Пафосного апогея, — продолжает изгаляться рецензентка, — зрелище достигает в кульминационной сцене гибели лучших из богатырских «козаков» …Умирают герои один за другим – монументально, статуарно, кроваво. В смертный час со знаменательными речами к товарищам взывая: «За святую козацкую веру, чтобы по всему свету разошлась…». «Хорошей смертью умираю. Пусть же во веки цветет русская земля», — трясёт кровавым чубом казак Михаил Боярский. «Прощайте, паны, братья, товарищи. Пусть же стоит во все времена православная русская земля!». «И пусть же вечно красуется Христом любимая земля!».
  Ну натурально митинг во славу Рассеи и православия… Кульминация комического – казнь Тараса», — заключает Маликова. Это уже не просто издевательство – это человеконенавистническое глумление. Так сказать, дьявольский образец фирменной «толерантности», которую с пеной у рта проповедуют нашему обществу либералы?!
  Напомним Маликовой и всем рецензентам её разлива, что поляки были захватчиками на земле Киевской Руси и выступление против них было оправдано всякий час и всякую минуту. Пусть гнёт длился веками – от этого он не становился менее унизительным, менее беззаконным. Это наша история, хочется крикнуть в лицо таким, как госпожа Маликова, — наша, а не ваша! Уважайте её или …Вот вам Бог, а вот и порог!
 
ПОВОРОТ К ИСТОРИИ
  Реакция на Украине была, как следовало ожидать, разноречивой. Коммунистическая партия Украины присудила режиссёру Владимиру Бортко премию имени Ленина «за высокохудожественное воплощение в киноискусстве идеалов дружбы украинского и русского народов, пропаганду общего исторического и культурного наследия». На другом полюсе – высказывания лидера «Всеукраинского объединения Свобода» Олега Тягнибока, который заявил, что «Тарас Бульба» является «продуктом информационной войны», которую ведёт Россия против Украины.
  Со своей стороны Россия ведёт себя правильно, считает Тягнибок: «Не имея своих героев (ну, действительно, куда же нам? – В.Л.), россияне ищут их в других нациях». Скрепя сердце, был вынужден признать, что Украине нечего противопоставить российской информационной атаке. «Мы дали возможность россиянам укрепить комплекс неполноценности у украинцев».
  Ленин в начале прошлого века, желая похвалить «Мать» А. Горького, произнёс довольно сомнительную фразу: «своевременная книга», сказал вождь мирового пролетариата, ознакомившись с романом, чем сильно обидел великого пролетарского писателя. Что ж, сегодня эти слова можно с полным правом повторить, посмотрев фильм Владимира Бортко: это и впрямь «своевременная лента». И в этом не будет никакой попытки принизить творческое достижение режиссёра.
  Уже многие годы и десятилетия в рамках программы по «Ускоренной цивилизации «homo soveticus» телеэкран усиленно кормит нас массой исторических штудий о чужой истории — английской, американской, французской. Часть этих киноработ, бесспорно, сделана на весьма высоком профессиональном уровне, но сейчас речь не об этом. Кого мы только не повидали за эти годы? Мы внимали экранным воплощениям бесстрашных рыцарей «Камелота», английской Елизаветы I в нескольких вариантах, адмирала Нельсона, императора Наполеона то с Жозефиной, то с Марией Валевской, узрели деятелей Французской революции, а также десятки голливудских вариаций на темы римской и греческой истории – об Александре Великом, о гладиаторах времён Марка Аврелия и т.д. И это лишь малая толика обширного образовательного списка.
  Результатом этой информационной политики, как и нашей системы образования, было то, что средний советский, а позже и российский зритель знал западную историю и литературу куда лучше, чем на Западе знали историю и литературу русскую. Железный занавес, разумеется, был, но не видел через него западный обыватель, а не российский.
  Иными словами, мы имели возможность узнать об истории чуть не всех народов планеты, кроме истории собственных народов — русского и украинского, двух семьях единого племени.
  Попытка режиссёра Владимира Хотиненко с «1612» ввести нас в контекст русской истории оказалась не слишком удачной. К слову сказать, 4 ноября того года вместе со сдавшимися поляками Ходкевича выходили из Кремля, осаждённого ополчением Минина и Пожарского, и будущие царственные Романовы, и запорожские казаки… Что ж, из песни слова не выкинешь, чего не случается в семье? Чего не запечатлелось на скрижалях истории?
  Но взъелись на произведение Бортко только за самую попытку напомнить сегодняшнему зрителю героическую и трагическую историю собственного народа, показать пример беззаветного служения воинскому долгу, стояния в святой отеческой вере. Наконец, мужества умереть, ибо есть, есть нечто, что стоит больше самой жизни, больше комфортного урчания на сытой поляне, любования развратом и беспамятством.
  Взгляните на потрясённые лица выходящих из зала, на сборы, которые делает этот фильм по всей стране и в соседней Украине, вслушайтесь в то, что сказано героями — и тогда будет ясно, что на подготовленную, истосковавшуюся по истинному искусству почву падаёт это зерно и даст оно всходы добрые.

  Эпохе безвременья приходит конец.
Виктор ЛИННИК

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: