Комментариев пока нет
Рубрика: Круг чтения
11.11.2011
«Свидетель жизни»
«Свидетель жизни», небольшая книга Вячеслава Ложко, выпущенная симферопольским издательством «Доля», – удивительная россыпь историй, печальных и забавных, трогательных и поучительных, простодушных и мудрых одновременно. Здесь собраны рассказы и миниатюры, притчи и короткие зарисовки — о людях, о жизни, о природе, животных и птицах.
Со страниц сборника встаёт перед нами отважный морской пехотинец Георгий Поженян, с которым был дружен автор. Трижды раненный в знаменитом десанте под Одессой, увековеченном в фильме «Жажда», Поженян после войны попадает в ГУЛАГ, но преодолевает всё и становится признанным поэтом, лауреатом двух Государственных премий СССР. А рядом в книге — Фидель (рассказ «Фидель»), известный лишь в пределах своей округи, но интересный и занимательный никак не меньше.
Герои книги Вячеслава Ложко – люди разных профессий. Перед нами проходит пёстрая галерея персонажей — преподаватель физкультуры в школе, музыкант в ресторанном оркестре, боксёр в спортивном зале, экскурсовод по достопримечательностям Крыма, бортпроводник в УТО (учебно-тренировочном отряде), заключённый в лагерной зоне особого режима. Жизнь и дела своих героев автор знает не понаслышке: через всё он прошёл сам, всё пережил и прочувствовал, во всё вник. Уже одно это вызывает доверие читателя. Притягательность книги создаётся и искренней авторской интонацией. Предельное сокращение дистанции между жизненным фактом и его литературным воплощением — отличительный знак непритязательной прозы Вячеслава Ложко. Книга, конечно, автобиографична, и обилие действующих лиц не заслоняет от нас того факта, что перед нами разворачивается история одной судьбы – с детства до лет глубоко преклонных. Но это делает книгу ещё более интересной.
Герои «Свидетеля жизни» могут оказываться на дне жизни, казалось бы, в самых проигрышных ситуациях и – преодолевают их. Что ж, жизнь — это постоянно действующая школа выживания, размышляет Сергей Лихачёв, герой нескольких рассказов книги. «Надо побольше успеть сделать полезного, чтобы о делах твоих сохранилась добрая память… Если разувериться полностью, что есть правда, то надо поставить крест на всём. Очень трудно, конечно, достучаться. Но ведь сказано в Библии: «Стучитесь, и вам откроют». Всё надо делать с верой в то, что ты делаешь. И «нельзя забывать о своей мечте. Даже если ты порой уверен, что другие люди и весь мир сильнее тебя. Секрет прост – не сдаваться».
Автор размышляет о человеке как части природы, о важности воспитания бережного отношения к миру Божьему, который дан нам для созидания, творчества и постижения красоты. И Любви, для которой Вячеслав Ложко находит самые высокие, трепетные слова. «Если Бог един, а это так и есть и не требует доказательств, то он и есть Любовь, — пишет автор в «Оде любви». — …Господь Бог изобретателен и велик. Мы можем только удивляться Его величайшей силе творения. Как он дал кому-то талант творить в работе чудеса, писать книги, рисовать, петь, сочинять стихи, музыку, так он дал кому-то талант любить».
В миниатюре «Счастье рядом» герой после дня косьбы забирается со своей любимой — подальше от людей, от моря с его толпами отдыхающих — в горы, где пьянит воздух, настоянный на скошенных травах. «Сев на сено и прижавшись друг к другу, смотрим вдаль. Быстро спускаются сумерки. Загораются огни, разбросанные в долине, и горят маленькими кострами, отвоевывая у ночи кусочки пространства. Ночь спускается к нам, мягко окутывая, светло и чисто. Мы молчим – и без слов всё понятно. Да и не выскажешь того словами, что ощущаешь в эти моменты. Там – внизу — жизнь.
Здесь – рядом – счастье».
Как Александр Куприн, автор любит людей, великих и простых, талантливых и бесталанных, с их слабостями, борениями, жизненными переживаниями, суетой. Даже с их глупостью, которая на удивление редко становится материалом для литературы. А ведь глупости в жизни, хоть вокруг нас, хоть далеко за синими морями, никак не меньше, чем ума. И неизвестно, что больше правит миром, – ум или глупость. Во всяком случае, именно об этом задумываешься при чтении «Трактата о земле».
За плечами Вячеслава Ложко – несколько поэтических сборников, отмеченных читателями и многочисленными литературными премиями. Здесь же он выходит к читателю как прозаик, и этот опыт отраден и внятен всем, кто любит чтение. Пусть не всё ровно в его сборнике – путь к литературному мастерству долог и многотруден. Но то, что обозначено в «Свидетеле жизни», – предельно достоверно и полновесно, лишено всякого намёка на литературную позу.
Не могу согласиться с названием сборника — какой Ложко «свидетель», – он неутомимый и деятельный созидатель жизни! И, пожалуй, лучше всего говорит об этом одно из его многих литературных начинаний – ежегодные встречи в Коктебеле в день рождения Николая Степановича Гумилёва, одного из самых тонких и благородных лириков Серебряного века, бесстрашного рыцаря русской поэзии.
Вячеслав Ложко – душа широко известного теперь в России и Украине Гумилёвского фестиваля, проводимого вот уже пять лет подряд. Первый лауреат одноимённой премии, Ложко с любовью творит настоящий праздник российской и украинской литературы для всех истинных любителей поэзии.
Передвигаясь в последние годы по нашей огромной, ещё совсем недавно общей для всех стране, отчётливо видишь, как тысячами нитей вновь ткётся наше разорванное единство, тысячи ручейков сплетаются воедино, чтобы соединиться вновь в могучую реку нашей культуры. На Брянщине и в Южной Осетии, в Иркутске или в Коктебеле, в Пскове и Липецке, Белгороде и Владикавказе, Вологде и Константинове я видел праздники поэзии, истории и литературы и ощущал сердцем живительные токи вновь обретаемых национальной духовности и единения. Эта волна, идущая снизу, неостановима, год от года она набирает силу, становясь преградой опустыниванию нашей культуры.
Это делает для русской литературы и русского языка в Украине Вячеслав Фёдорович Ложко.
Все собранные в книге истории, очень разные по жанру, объединяет одно – человечность. В конечном итоге «Свидетель жизни» есть повесть о любви – к Женщине, к морю, горам, к человеку, стойко преодолевающему невзгоды.
НЕ МЯГЧЕ
Валя говорит мне:
—Богдан вспоминает тебя каждый день. Всё спрашивает: «Когда придёт папа?»
Мне стало очень грустно. Видно, мальчишке меня сейчас очень не хватает. Мы с ним дружили.
Вспоминаю эпизод из своего детства. Набедокурив в школе, я ожидаю возвращения родителей с работы. В дневнике красуется запись о моих грехах, старательно зафиксированная учительницей, которая с наслаждением делала эти записи — я это видел. Знал, что мне достанется от матери.
Родители пришли. Начинается разговор после исследований и проверок моего дневника.
Отец сидит у двери на стуле, положив на колени свои большие, натруженные руки в толстых узлах вздувшихся вен. Он молчит.
Я стою с одной стороны круглого стола, мать — с другой. Она кричит о всех моих прегрешениях, распаляет себя криком. Вдруг она срывается с места, хватает заранее принесённую верёвку, и начинается бег вокруг стола. Я бегу и ору — больше для порядка, чем от боли. Зная, что мне достанется, я до прихода родителей надел ещё одни штаны и под пиджачок — пару рубашек. Мать бегает за мной и через стол достаёт меня верёвкой. А я ору:
— Не буду больше!
А что не буду? Я и сам толком не знал, чего я не должен делать, чтобы не зарабатывать трепку. Я был очень непоседливый, беспокойный пацан. Это у меня осталось на всю жизнь. Я не люблю работу, связанную с деятельностью на одном месте. Люблю все время передвигаться. Очень хорошо себя чувствую в постоянном движении. Суть моего существа.
А в тот момент я бегал вокруг стола с рёвом, а за мной носилась мать.
Отец грустными глазами наблюдал за всем происходящим и молчал.
Вдруг мать остановилась перед отцом. А я с разгону чуть не налетел на неё.
— На! — кинула она ему веревку. — Бей ты. Почему всё я да я? — и отошла в сторону.
Отец взял веревку и, не поднимая высоко руку, хлопнул меня ею.
Встал, бросил веревку, махнул рукой и вышел из комнаты.
Я, вместо того чтобы продолжать реветь, — расхохотался. И тут мать схватила меня, зажала мою голову между колен и начала отхаживать меня так, что меня не спасли и заранее поддетые штаны. У меня перед глазами всю жизнь стоит этот случай. Может, мать была и права, воспитывая меня таким способом, но я всю жизнь вспоминаю об отце с нежной, доброй грустью. Сожалею, что рано ушел из жизни этот добрейший человек, мастер на все руки, великий трудяга.
Однажды мне пришлось нашлепать Богдана за его проделки, и, когда я увидел его глаза, полные слёз, у меня cжалось сердце. Обругал себя последними словами. В любом случае, Бодьку больше не трогал и не даю никому из старших воспитывать его таким способом. Перед глазами стоит тот случай с отцом.
Мне много досталось в жизни. Она у меня шла нелегко, и в любом случае я, вспоминая о родителях, думал:
— О маме я помню и вспоминаю с уважением, а вот об отце — с любовью.
Так пусть в наших детях останется добрая память о родителях.
Оттого, что железо куёшь, оно не становится мягче.
О ЗЕМЛЕ
Земля — живое существо. Она всё ощущает своим покровом-кожей. Люди, как и всё живое, являются существами, беспокоящими её в той или иной степени. А поскольку люди беспокоят Землю больше всего, они и являются основными врагами Земли.
На Земле выросли грандиозные стройки, новые города, гигантские заводы, в теле Земли вырыто громадное количество шахт, подземных коммуникаций: метро, водостоки, канализации; реки повёрнуты против воли природы, осушены водоёмы, созданы новые моря, приносящие вред и Земле, и людям.
Всё это привело к нарушению природного баланса.
Деятельность людей на Земле за долгие годы нанесла огромный вред планете. Загрязнены озера, речки, моря, сама земля.
Загрязнена атмосфера. Так продолжаться долго не может. Поэтому в настоящее время во всех странах, по всей Земле останавливаются производства, прекращают работать заводы. Сама земля, воздух, который является началом всего сущего, самоочищаются.
По всей планете идут локальные войны, идёт массовое уничтожение человека человеком. Наводнения, землетрясения, бури, цунами, тайфуны, катастрофы уничтожают людей, разрушают города, селения.
Человек в своей сущности зол и недальновиден, и Земля всячески мстит ему за это.
Под жернова матушки-Природы попадают и виноватые, и невиноватые. И так будет продолжаться до тех пор, пока человек не поймет самого главного — сути происходящего.
Обо всём окружающем надо думать, как о живом, чувствующем, страдающем и как к живому, относиться.
Надо понимать, что если не хочешь беды и неприятностей себе, не делай этого и окружающей среде. Ведь это твоя среда обитания.
Мне думается, что есть удивительное сходство в строении Земли и Человека. В человеке живут миллионы микробов, которые делятся на полезные и вредные для него. И в зависимости от того, какие микробы побеждают, человек чувствует себя или здоровым и сильным или больным и слабым.
Сами люди уподобляются микробам на теле Земли: полезным и вредным.
Одни стараются её спасти, другие наносят ей вред. Идёт постоянная война.
Земля, как и человек, имеет кожу, и если кожа здоровая, земля тоже здоровая. Если зло и вред, творимые человеком, становятся невыносимыми, Земля начинает защищаться всяческими способами, в том числе перечисленными выше.
Когда в конце концов люди перестанут наносить вред Земле — своей собственной среде обитания, Земля выздоровеет и успокоится.
Людям, оставшимся на земле после войн, катастроф, катаклизмов, будет легче. Земля не будет сбрасывать их со своего тела катастрофами, наводнениями, бурями.
Человек должен научиться довольствоваться малым и необходимым. Чрезмерные желания порождают чрезмерные потребности. А чрезмерные потребности — есть разрушение...
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий