slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

«Раскол» Николая Досталя

На телеканале «Культура» заканчивается показ премьеры многосерийного исторического фильма «Раскол». Режиссер Николай Досталь взялся за тему, которая и по сей день хранит немало «белых пятен»: история Руси XVII века, реформы патриарха Никона и судьбы старообрядчества.
Двадцатисерийный фильм Николая Досталя – первая за многие годы попытка вернуться на столетия назад, в неспокойное время правления Тишайшего царя. Раскол в лоне церкви становится расколом между государством и народом, священнослужителями и прихожанами, делит русских людей на никониан и староверов. Переворачивает историю огромной страны.
«Для меня это, пожалуй, самая сложная и трудоёмкая работа в моей фильмографии. Потому что XVII век я так глубоко не изучал. Была война, 1930 годы, сороковые», — признается Николай Досталь.

XVII век потребовал не стилизации, а исторической достоверности. Сценарист Михаил Кураев и режиссер Николай Досталь изучали гравюры, летописи, труды известных историков. Убранство Грановитой палаты, царских покоев, Патриаршего дворца художник Павел Пархоменко воссоздал в павильонах «Мосфильма». А вот исчезнувший город Пустозёрск пришлось строить заново – на берегу Кандалакшского залива. В пригороде Ростова Великого за время съемок выросло целое старообрядческое поселение.
«Прекрасно, что телеканал «Культура» в целом и сам многосерийный фильм в частности обращаются к этому событию. И для меня как для историка даже не важно, как это эстетически сделано – прекрасно или не прекрасно, для меня важен сам факт обращения, напоминание нам о наших исторических событиях, такая реанимация исторических персонажей», — говорит академик РАН, директор Института научной информации по общественным наукам Юрий Пивоваров.
Великие люди, незаслуженно забытые, потерявшиеся на страницах нашей истории, оживают в картине Николая Досталя, чтобы рассказать свою правду о далеком, темном времени. Режиссер специально не приглашал на главные роли известных артистов, знакомые лица – только в эпизодах. После долгих и масштабных кастингов ставка была сделана на талантливых театральных артистов: Валерия Гришко, Дмитрия Тихонова, Юлию Мельникову. В роли протопопа Аввакума – Александр Коротков.
«Я начал понимать, что для этого человека было так важно. Почему за «аз единый» «живот бы положил», и положил в итоге – то есть с жизнью расстался. И почему для него было важно слагать персты, то есть пальцы, именно так, а не иначе», — объясняет актер, исполнитель роли протопопа Аввакума Александр Коротков.
Старообрядцы: миллионы русских людей, на столетия забытые историей, но бережно хранившие свою культуру, знания и веру. К чему привел раскол, и слышим ли мы эхо тех далеких дней?
«Триста лет мы наступаем на те же самые грабли. Все, что было в XVII веке, очень многое, к сожалению, все, что было негативного, сохранилось и сейчас. Фильм очень современный, и какие-то ситуации считываются просто очень явно с XVII века. И мне кажется, что картина очень нужна сегодняшнему зрителю», — уверен Николай Досталь.
Несмотря на свое название, «Раскол» создавался с одной целью – объединить россиян в осмыслении своего прошлого и помочь извлечь из него полезные уроки.
— Роль патриарха Никона – пожалуй, главная в фильме, —  говорит Валерий Гришко, исполнитель роли Патриарха. — Я думаю, что как личность он, наверное, собрал в себе все возможные противоречия, какие только могут быть в человеке. С одной стороны, он вышел из самых низов, из мордовских крестьян. Конечно, это невиданная и неслыханная карьера – достичь уровня Патриарха всея Руси, будучи воспитанным в такой глуши! Он же, в общем-то, был не очень грамотным, не знал языков, хотя, безусловно, должен был их знать. Но его харизма, его магнетическое влияние на царя и его приближенных позволили ему это сделать. Эта ситуация ставила его в положение, изначально конфликтное по отношению к тем просвещенным, образованным духовным лицам, которые не в первом поколении были священнослужителями. Никон для них был выскочкой, и об этом тоже идет речь в фильме.
Для меня эта фигура даже в чем-то перекликается со Сталиным. Не по сути, не по кровожадности, которой, конечно, в Никоне нет, но по внутреннему трагизму и драматизму. Среди революционеров Сталин тоже всегда был на последних ролях и вдруг дошел до самого верха. Этот момент сведения счетов и утверждения себя вопреки всему наложил отпечаток на всё его правление. Так вот, Никон тоже был вынужден жестокими способами утверждать и себя, и, главное, свои идеи. Не ради того, чтобы стоять на самом верху церковной иерархии, а ради великой цели – возвышения Русской православной церкви. Ведь к этому времени уже пала Византия, ее территория принадлежала туркам. Москва должна была стать Третьим Римом, а четвертому не бывать.

По материалам СМИ. 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: