slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

«Орфей в аду» Оффенбаха в Московской оперетте

Говорят, что в театре существуют самоигральные сюжеты и самоигральная драматургия. Наверное, это так: едва речь заходит о великом маэстро Жаке Оффенбахе, меломаны тотчас начинают напевать удивительной красоты мелодии и часто (кроме сценических редких «гостей» Оффенбаха) прекрасно знают, о чем пойдет речь. А уж огненный канкан, родившийся именно у этого автора, знаком без исключения всем и каждому. Но... музыка музыкой, сюжет сюжетом, пусть они самые что ни на есть «самоигральные», но существует немало сложностей и даже помех для создания полноценного спектакля, верного интонации и мыслям — всему тому, что в финале оборачивается настоящим успехом. А в отношении именно Оффенбаха путь к удаче оказывается особенно трудным — «играть» этого композитора мечтают многие, но далеко не многим это удается.

И вот Московская оперетта замахнулась на «Орфея в аду». И во многом дерзкая премьера большинство зрителей порадовала. Но были и такие, кто уходил домой в антракте, горестно восклицая: «Верните нам нашего Оффенбаха!».

Так каким же явился на сцене шедевр Жака Оффенбаха? Очень многое радует глаз. Сцена оформлена изобретательно ярко — с использованием компьютерной графики и видеодизайна (Виктор Васильев), с щедрым и драматургически глубоко осмысленным светом (Дамир Исмагилов), с красочной и по-своему фантастической сценографией Владимира Арефьева.
Какие персонажи? Не только постоянные «жильцы» Тартара, но приглашённые сюда ловким, азартным самовлюблённым и нахальным Плутоном (Александр Маркелов), так сказать, «богом мрака». Необычность нового решения классического сюжета идет от автора. В оперетте режиссер Алина Чевик взяла за основу авторскую редакцию.
Что же до оригинальности сюжета, то надо сказать, что в своё время Оффенбах смеялся, нередко впадая в гротеск и сатиру над современным ему обществом эпохи Наполеона Третьего. То есть была определённая сиюминутность действия. И оперетта взяла на вооружение этот фабульный ход, перенеся происходящее в наши дни. Всё карнавально кружится в темпераментных диалогах, отличном вокале, непривычных танцах, где нет обычного «полёта» ножек в пышных юбках (балетмейстер Ирина Корнеева). Короче, появилось новое либретто. Либретто это по-настоящему смело и талантливо, а принадлежит его авторство популярному и, наверное, всем известному Алексею Кортневу. Обращение к Кортневу — это счастливая находка. Да ещё плюс умная и яркая (хотя порой и несколько избыточная) режиссура плюс очень хорошее звучание оркестра (Константин Хватынец), разные эффекты...
Орфей, как мы знаем, попадает в ад в отчаянных поисках своей умершей жены Эвридики. Это тут точно прослежено, только Эвридика попадает в ад из-за своего легкомыслия, желания стать очень богатой, потому что «пастушок» Орфей с игрой на скрипочке  богатства не приносит. Поэтому очаровательная дамочка (Элла Меркулова) охотно идет за тем самым Плутоном, что хозяйничает в преисподней.
Но с самого начала — так задумано театром — мы не сразу попадаем в мифические линии: ещё на канкане увертюры к оперетте мы попадаем в ту самую телестудию, где снимается модный сериал под названием «Острая кнопка». И руководит, вернее, верховодит здесь вездесущий «замудоханный» (простите за это слово, но оно точное), суетливый, лохматый пижон-очкарик на высоченных платформах, вероятно, помощник телевизионного режиссера. Исполнителей здесь два — Михаил Беспалов и Александр Каминский. Хороши оба, но тот, кого пыталась описать, — это Каминский, подлинное украшение спектакля...
Появление Орфея, его романтичная игра на скрипке, как и было задумано Оффенбахом — Орфей играет знаменитую мелодию Глюка из одноименной оперы, — это удачно. По всему спектаклю автором были «набросаны» мелодии из популярных опер. А Орфей, которого играет Олег Корж, пожалуй, интереснее, нежели Петр Борисенко. Да вряд ли стоит их сравнивать, потому что тут уже дело зрительского вкуса: у Коржа герой более «характерный», а у Борисенко — просто лирик — наивный и нарочито безвольный юноша. А у Коржа — он ещё и намеренно простоват, что соответствует его статусу «пастушка». А Боги? Кроме уже названного Плутона, назову блистательного Юпитера (Юрий Веденеев), прелестную любопытную Венеру (Светлана Варгузова), строгую хозяйку «небесной канцелярии», ревнивую супругу Юпитера Юнону (Марина Коледова), толстячка Купидона (Александр Голубев). Но есть и «божественные» неудачи — это Марс, Аполлон и Меркурий. Пока они затерялись в разноцветной шумной толпе богов, ангелов и яркого кордебалета. Имён называть не стану. Это артисты даровитые и, убеждена, с жизнью спектакля они наберут силу.
Итак, продолжая путешествие с «Острой кнопкой», из телестудии мы попадаем в «небесную канцелярию», а потом вместе с богами опускаемся в Тартар, где обитают те, кто не достоин жить на Олимпе. Тут нас, зрителей, подстерегает немало неожиданностей.
В этом гротеске и сатирических приемах кое-что весьма спорно, порой отдаёт дурным тоном. Так, например, в сцене совращения Эвридики сластолюбивым и не шибко умным Юпитером публика от хохота просто валится с кресел. Ладно, когда после вполне понятного «общения» с богом Эвридика остается лежать в помещенной на возвышении ванне, поигрывая изящной ножкой. Но когда вдруг идёт фантасмагорическое превращение Юпитера в гигантскую муху, а Эвридики в бабочку, то тут зал раскалывается на две части — одни просто изнывают от смеха, другим (в том числе и автору этих строк) становится как-то неловко. В том числе и из-за костюмов с хвостами, растущими спереди и сзади… Это даже не эпизод на лезвии бритвы — это неожиданное отступление от хорошего вкуса. К сожалению, не единственное...
В целом же оригинальный спектакль безусловно состоялся. Всё происходящее на сцене увлекает, радует. А значит, несмотря на критические замечания, всё равно стоит сказать спасибо за Оффенбаха!..


Наталья Лагина.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: