slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

«Обыкновенное чудо» на дубровке

  Верно говорят, что риск — благородное дело. Вот и сейчас выдался случай, чтобы в очередной раз повторить эту нехитрую истину. В самом деле, тридцать один год назад, в первый день Нового года Центральное телевидение сделало всем нам отличный подарок — телефильм «Обыкновенное чудо» по пьесе Евгения Шварца и с музыкой Геннадия Гладкова. А уж какой там был звёздный актерский состав, то, как говорится, ни в сказке сказать, ни пером описать!.. А музыка, песни на стихи Юлия Кима мгновенно стали удивительными хитами, которые распевали и распевают разные зрительские поколения, сменившиеся, само собой разумеется, не раз.

Не случайно, когда греме-ли восторженные апло-дисменты на поклонах в премьере на Дубровке, то весь зал дружно и увлеченно пел озорные куплеты насчёт бабочки, которая крылышками бяк-бяк-бяк, а за ней воробушек прыг-прыг-прыг... Хор получился отличный, куплеты пришлось повторять снова и снова. И тогда уже наверняка можно было утверждать, что спектакль-мюзикл «Обыкновенное чудо» бесспорно состоялся, обретя новую жизнь, новые мелодии, новых прекрасных исполнителей. Уже знакомые музыкальные номера не только мгновенно вспомнились и «запелись», но и в самом спектакле появилось ощущение нового щедрого мелодического богатства.
  А что тут удивляться?! Ведь творческий тандем был тот же, что при рождении телередакции. А нынче еще и хороший музыкальный руководитель и дирижер Армен Погосян. И режиссер тоже новый, но уже хорошо знакомый москвичам — Иван Поповски. Ну а без продюсера и генерального директора компании «Маскарад» Алексея Иващенко спектакля — ЭТОГО СПЕКТАКЛЯ! — вообще не было бы. Иващенко — он и актер, и прекрасный организатор, тоже хорошо знаком очень многим: ведь известный мюзикл с трагической судьбой «Норд-Ост» был и его детищем.
  Вот такая предыстория. А теперь обратимся к самому спектаклю, появление которого вызвало настоящий здоровый ажиотаж театралов и меломанов.
  Когда просто говорится, что Гладков и Ким сочинили для этого преставления аж двадцать новых номеров, инструментальных и вокальных, это поначалу кажется невероятным. А между тем цифра эта истинная. И мы понимаем это буквально с первых звуков красивой и таинственной увертюры, в которой проглядывает знакомое — и тема волшебства, и финальная «Давайте негромко». Какое-то поразительное кружевное сплетение двух основных тем, как, к примеру, в «Фантастической симфонии» Берлиоза или Пятой симфонии Чайковского. В разных ракурсах, в разной инструментовке, разных, в сущности, настроений эти темы будут вести всё действие, ставши изобретательным лейтмотивом, особенно на очень важном эмоциональном моменте, когда на экране высвечивается лицо того волшебника, который был три десятилетия назад, — Олега Янковского.
  И понятна та фантастическая реакция зала, когда появилось и засияло это любимое всеми лицо. Пожалуй, вся красота музыкальной темы волшебства, чуда была заявлена умными и добрыми глазами замечательного актера, наверное, самого лучшего экранного «волшебника».
  ...Игорь Балабаев, уже опытный мастер мюзикла (как, впрочем, и другие участники спектакля, он играет также главную роль в мюзикле «Монте-Кристо») с настоящим достоинством, драматизмом и благородством ведет сложную главную партию в «Чуде». Хотя... Если называть актерские удачи, то их в премьере немало, невзирая на то, что оценку «отлично» можно поставить все-таки не всем.
  Кое-кого из «молодых» героев должно подтянуть вокально, особенно в дуэтах, а ещё и в целом решении характера в чисто музыкальном смысле (например, Медведя — Павла Хрулева). Да, повторю, не только его. Но в перспективе (и недальней) это «подтягивание» не Бог весть как сложно. Было бы желание. А желание огромное...
  У Гладкова и Кима была прекрасная первоначальная редакция «Чуда»: партитура щедрая, изящная, порой намеренно колючая, освещённая тонким юмором. Песни — одна другой лучше. Всё это, но уже в большем масштабе, есть в новой версии. Простите, «сладкий» пример: как пышный бутон, новые номера выплывают, распускаясь в удивительный красавец пион. И в этом «бутоне» буквально каждому персонажу подарен музыкальный хит, раскрывающий разнообразие каждого характера. Например, музыкальная «партитура» Министра-администратора (Артем Эльдаров) заметно обогатилась, а потому в чем-то совсем нов сам персонаж — вертлявый и наглый, потенциальный тиран, по сути трус, негодяй и попросту пустое место. А гонор-то каков!..
  В своем знаменитом монологе про бабочку он не останавливается на уже достигнутом. Новые вокально-драматические признания ещё больше углубляют его существо. И это обогащение характерно не только для него. Внутренне редкостно беспомощным и нежным предстает перед нами вздорный, «грозный» и капризный Король (Сергей Усков), и все опять-таки благодаря благодатному новому музыкальному материалу. А песни о великом даре любви обаятельны, и, чувствуется, по душе самим исполнителям. Режиссер Поповски тщательно разработал непростые взаимоотношения персонажей, убедительно расставил музыкальные драматические акценты, хотя — не могу не сказать! — кое-где пока погрешил в темпах, что тоже устранит «накат» представлений. А главное, сумел передать индивидуальность композитора — музыку, «замешанную» на юморе, изяществе, озорстве и редкостном лиризме...
  И в самом деле, как точны и заострены или наоборот нежно-обволакивающе мелодии, музыкальные характеристики, начиная со старых номеров (просто ошеломляет любовный дуэт Эмилии и Эмиля — Елена Чарквиани и Павел Рассудов), переходя к новому их дуэту, или очаровательной ариетте Принцессы (Юлия Пак), или гротескному номеру Первого Министра (Андрей Грачёв), или колючей страстности и одержимости Охотника (Александр Рагулин) и т.д. Радуют ненавязчивые, очень славные танцы и «пританцовки» (хореограф Олег Глушков).
  В безусловном успехе премьеры в добром смысле слова «повинны» и сценограф (Лариса Ломакина), и художники по костюмам (Ольга-Мария Тумакова и Вадим Воля), и особо отмечу художника по свету Глеба Фильштинского. Короче, весь постановочный ансамбль.
  А теперь вернемся к началу: повторим, что авторы премьеры, конечно, рисковали. Но риск, (тоже повторим!) — благородное дело, а потому неплохо было бы еще вместе с «бабочкой», которая порхает по занавесу, убегая от «воробушка», пропеть мысленно или вслух мелодию главной песни спектакля: «Ах как это мило, очень хорошо!..» Пропели? Вот славно, как поют Эмиль и Эмилия, трам-пам-пам...

Наталья ЛАГИНА

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: