Комментариев пока нет
Рубрика: Круг чтения
12.03.2010
«Не учи тому, в чём сам сомневаешься»
Мы – свидетели бурного возрождения на постсоветском пространстве своеобразного литературно-художественного жанра – религиозно-нравственных заветов, наставлений известных общественных деятелей, учёных, простых жителей, радеющих о здоровье своего народа, особенно молодого поколения. После веков мрака безбожия, царившего на планете, это явление вполне объяснимо.
На фоне резкой деидеологизации общества в головах людей и, соответственно, в поведении образовались пустоты, которые начал забивать модернизационный хаос рыночного капитализма. Небывалыми темпами общество объял мир криминала, алчной привативатизации. Безвременье, как из ящика Пандоры, рассыпало по планете смуту и раздор, споры и конфликты.
Как на столь неблагополучном фоне жить – выживать человеку? К тому же в частной его жизни никто не отменил локальных испытаний в виде тех же экзаменов, семейных неурядиц, болезней, обострившихся с кризисом проблем трудоустройства. И тут как нельзя вовремя в обществе активно проявляются особые люди, подвижники или проповедники, чья миссия – спасение душ в пору затруднений. И они спешат, исходя из своего жизненного опыта, так или иначе помочь страждущим — делом, мудрым советом. Как, к примеру, уважаемый автор сборника каламов – плода многолетних размышлений о цене человеческой жизни в свете учений ислама.
Его сборник мудрых изречений удивляет тематическим многообразием, что свидетельствует о разносторонности интересов господина Фархада Мирзы.
«Завоюй мир не благами земными, а признанием Аллаха».
«Тот верующий, кто подаёт милостыню или делится своим честно приобретённым богатством с народом, кто не покушается на добро народное».
«Прибыль мирская не измеряется ни собственностью, ни внешним видом. Не обманывайте себя, у врат Аллаха одобряемая и принимаемая прибыль – благое дело».
«Отдавая, отдай лучшее, чтобы победить свои страсти».
«Жить – значит обеспечить жизнь других.» (какой безграничный альтруизм! – Б.Ж.).
«Твоя цена не в тебе, а в твоём окружении».
«Потомки человека, присвоившего земные богатства, останутся без пищи»(мудрость, которая «плачет» по нашим олигархам! – Б.Ж.).
«Ни один родитель не родит преступника, преступника взращивает общество и потому оно несёт ответственность перед Аллахом».
«В Законе народ и государь – одно и то же».
«Кого-то обогащает должность, а кто-то обогащает должность».
«Не учи тому, в чём сам сомневаешься».
«Храбрый враг лучше трусливого друга».
«Религия, вносящая раскол и холодность в единую семью, не может считаться религией; если их вносят священнослужители, то они должны быть лишены своего звания, ибо они – заблудшие в пути…».
В целом смысл каламов, их целенаправление, безусловно, глубоки, полезны. Они в большинстве своём выстраданы, выношены любознательным человеком, неравнодушным к людям и миру.
Не сомневаюсь, что книга послужит для читателя, особенно молодого, пищей для ума. Кроме того, в ней помимо аксиом, то есть неоспоримых истин, найдётся немало положений и для злободневных дискуссий, в частности, о политике. Что тоже, по-моему, является достоинством книги для современного читателя.
Восхищаясь щедрой россыпью истин, парадигм, контентов, смыслов, изречений, адресованных автором человечеству, вспоминаю, как в 70—80-е годы годы впервые ознакомился с Библией и Кораном. Помню, как был поражён сходством содержательной части этих великих божественных учений: процентов на 70 смысл и целеположение их основных постулатов-канонов так или иначе совпадали или очень близко сходились! То же самое проявляется и в буддийской «Дхаммападе».
Так что готов разделить порыв автора каламов, восклицающего:
«Давайте всем миром Богу помолимся! Пусть станут страны семьёй единой, да учредится между народами братство!»
Ещё мне очень понравилось калам-обращение: «Давайте превратим нашу планету в Рай!» По первости, проскользнув по ней взглядом, решил: ерунда. Кончил читать книгу, закрыл – первой почему-то вспомнилась именно эта фраза. «Ерунда» зацепила! Подумал, чтобы включить её в столь серьёзную книгу, автору помимо крепкой внутренней убеждённости потребовалась немалая смелость. Ведь обязательно найдутся и насмешники, и те, кто пренебрежительно отмахнётся, назвав автора донкихотом, идеалистом, утопистом. Но как естественно, простодушно и кратко высказана прекрасная, сокровенная мечта человечества! В контексте каламов она звучит по-особенному искренне, вызывает душевный отклик. И если её будут доносить до людей, прежде всего до малышей, такие авторитетные люди, как наш автор, заветная мечта землян окажется вполне достижимой. Верится, что когда-нибудь армия праведников сумеет выпестовать на нашей планете целое поколение единомышленников, которые построят-таки на земле Рай, подобный небесному…
Перед нами Слово праведника – продукт его души, говоря языком тех же каламов. А праведники, по свидетельству господина Фархада Мирзы, — самые любимые создания Аллаха… Они опекают верующих, защищают их от земных напастей, испрашивают для них божественного милосердия. Они – личности, возвышающие нравственность человечества.
К когорте этих славных людей можно смело причислить и автора этой книги – уважаемого Хаджи Фархад Мирзы-бея.
Это издание – яркий пример совместного позитивного движения славянской и мусульманской цивилизаций в XXI век. Его содержание во многом созвучно и философии буддийской цивилизации. Эта пророческая книга пробуждает сознание читателя, будит человека к новой, ясной и просветлённой жизни.
Аллах акбар… Стучащемуся да откроется истина…
писатель, вице-президент
Лиги писателей Евразии.
Хаджи Фархад Мирза.Каламы.Избранное. — М.: ИПО «У Никитских ворот».2009.-368 стр. Перевод с азербайджанского профессора Али Абасова. Книга издана по решению Московской городской организации Союза писателей России и президиума Международной научной академии исследования тюркского мира.
Комментарии:
Статьи по теме:
Потери Министерства обороны по состоянию на 26.07.2024: 1.Министр обороны генерал армии Сергей ...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий