Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
30.01.2015
Лир, какого мы ещё не знали…
Авот теперь я кончаю ворчать, потому что хочу рассказать о новой премьере московского театра «Эрмитаж» в постановке талантливого человека — художественного руководителя этого театра Михаила Левитина. То, что на сцене, — до такой степени необычно, что поначалу просто поражаешься. Тем более что театр предлагает нам принять весьма непростые правила «игры». А именно: посреди пустой сцены, обрамленной сплошной зелёной однотонной сферой, стоит уютное, как раньше говорили, вольтеровское кресло, на котором ещё до начала действия сидит спиной к нам крепкого сложения мужчина в современном костюме. Он разворачивается лицом к залу, и мы узнаем прекрасного актера Михаила Филиппова, ещё не понимая, что онто как раз и есть Лир.
Эмоциональный климат лаконичной сценографии Сергея Бархина, отличный свет Евгения Гинзбурга располагают, вроде бы, к развитию некоего благостного события. Но на рампу неожиданно взлетает мощный актер, которого мы потом увидим в роли графа Кента (Алексей Шулин), а навстречу ему — тот, кого позднее мы узнаем в роли трагического графа Глостера (Александр Пожаров). Между ними до хрипа в глотках начинается страстная, взрывная «беседа» о том, почему и как Шекспира ненавидел Лев Толстой. Этот спор будет возникать по ходу всего спектакля, в самых апофеозных моментах и ситуациях, и уже одно это необыкновенно интересно. Хорошо знакомые нам персонажи заполняют сцену во главе с удивительным королевским музыкантом (Шутом), в роли которого выступает «Золотой тромбон» Европы швед Элиас Файнгерш.
Тут же мы видим около кресла короля одиннадцатилетнюю девчушку, на которую с любовью смотрит Лир, и совсем неожиданно для нас, зрителей, оказывается, что эта малышка — та самая любимая дочь Лира — Корделия. Более того, мы понимаем, что все происходящее — это рассказ короля своей юной дочери о том, какова жизнь, что есть любовь, а что — предательство, жестокость, ложь, грязь... Сцена оказывается уютной детской комнатой, а сам Лир раскрывается перед нами как философ и великий сказочник.
Сказкой в его устах предстаёт его рассказ о предательстве старших – лживых, корыстных, бездушных и беспощадных Гонерильи (Дарья Белоусова) и Реганы (Ирина Богданова). — Не надо верить лживым словам, как бы красиво они ни звучали, — говорит Лир Корделии, — а то сейчас я тебе расскажу, какой трагедией, какой катастрофой всё может стать. Конечно, я не цитирую Лира, я лишь подчеркиваю смысл того удачного и смелого приёма, которым с блеском пользуется М. Левитин.
На протяжении всего спектакля девчушка выносит небольшие плакаты, где написаны названия глав того, чему сейчас будет посвящено действие в этом порочном мире, куда должна вступить она, младшая дочь. Разумеется, рассказ Лира (в очень оригинальном переводе Григория Кружкова) идёт четко по фабуле шекспировской трагедии: с раздела королевства доверчивым королем и появления старших дочек со своими мужьями до того момента, когда Корделия не произносит никаких слащавых объяснений в любви отцу, а поэтому рассвирепевший папаша выгоняет её бесприданницей из дома. Но это, повторяю, — лишь рассказ Лира дочери. А девочке кажется, что всё это — правда, явь, в которой порой можно увидеть и нечто «забавное», хотя и в трагедийном «окрасе». Например, единоборство сводных братьев Эдгара и Эдмунда с их бесконечными схватками. Они бьются с таким ожесточением, что и словто не подобрать…
Вспоминаются слова Гамлета о том, что «не всё благополучно в Датском королевстве». Вот и тут, в королевстве английском, всё вокруг глубоко прогнило, и, главное, прогнили человеческие души. Например, льстивый слуга (а похоже, что и любовник) Гонерильи Освальд — одна из лучших ролей в спектакле (Дмитрий Жаров). А рядом с ним не менее омерзительный шантажист герцог Корнуэльский, супруг Реганы (Александр Ливанов). Правда, вполне приличный человек герцог Олбанский, бедолага и подкаблучник своей жены Гонерильи (Сергей Олексяк), но ему затыкают рот, чтобы не сказал чего против банды родственничков. Единственный, кто ещё вызывает симпатию, кроме Корделии и Лира, из этой «семейки» это — Шут…
Действие властно захватывает зрительские души. Философски увлекательны выходы в зал участников спектакля, особенно Кента и Глостера, которые стремятся доказать, что в отношении к Шекспиру Толстой был неправ. А рассказрассуждение о смысле жизни и торжествующей порочности вокруг?! Лир с начала развития сюжета облачается в горностаевую мантию и уходит, казалось бы, от своего современного одеяния, но мыто видели и знаем, чем вызвана та или иная «экипировка» короля.
К сожалению, многое из того, что он рассказывает Корделии, слишком современно и не изменилось за прошедшие со времён Шекспира века. Лир предупреждает не только Корделию, но и каждого из нас, что может статься, если миром будут править ложь, алчность и предательство. Такой Лир, какого мы ранее не знали, одновременно и действующее лицо, и рассказчик, и «сказочник», и суровый реалист…
Я вроде бы ничего не рассказала о Филиппове. Вроде бы… Знаете, почему? Потому что он здесь — всё! Он бесконечно великолепен, убедителен и прекрасен. И ещё. То, что постановщик отказался от привычного трагического финала — это, на мой взгляд, превосходно, глубоко, умно и метафорично. Это еще больше заставляет думать тех, кому посчастливилось увидеть этот смелый, дерзкий, философский и остроэмоциональный спектакль. И театр, и лично Михаила Левитина должно поздравить с удачей, что я и делаю.
Наталья ЛАГИНА.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий