slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Лики 17-го года. Георгий Плеханов

К 100-летию русской революции

«Русская история ещё не смолола той муки, из которой со временем будет испечен пшеничный пирог социализма».
«Действия большевиков красноречиво доказывают, что горе от ума – не их горе».
Г. Плеханов.
Недавно я пытался купить в Доме книги на Новом Арбате что-нибудь из произведений Георгия Валентиновича Плеханова. Там их не оказалось. Я поинтересовался – а были ли прежде? Осведомившись, ответили: нет. Что же может знать нынешняя молодёжь о человеке, оказавшем огромное влияние на историю страны? Может, лишь то, что в Москве есть экономический вуз, носящий его имя, — «Плешка». А ведь мы живём в год столетия двух русских революций ХХ века, надолго определивших судьбу нашего народа. Смею утверждать, что понять смысл тех событий и их истоки невозможно без знакомства с этой удивительной личностью.
Драма революционера
Судьба каждого революционера драматична. Г.В. Плеханов – не исключение. Выходец из дворянского рода, будучи студентом столичного вуза, бросил вызов правящему монархическому режиму и стал одним из лидеров народников. Вначале он вступил в организацию «Земля и воля», а затем возглавил «Чёрный передел» — тайное общество, включающее почти 100 человек и имевшее целью экспроприацию крупных земельных собственников в пользу коллективного общинного владения – крестьянского социализма. Его зажигательные речи и яркие обличительные статьи привлекли внимание царской охранки, и ему пришлось перейти на подпольное положение. В 1880 году 23-летний свободолюбец под угрозой неминуемой каторги был вынужден покинуть Родину.

Находясь в эмиграции, он вскоре переходит на позиции марксизма и в 1883 г. в Женеве основывает первую российскую марксистскую организацию «Освобождение труда», создаёт «Союз русских социал-демократов за границей». Теперь Плеханов исходит из того, что Россия уже стала на путь капиталистического развития и теория Маркса вполне для неё подходит. Он ведёт гигантскую просветительскую работу и пишет ряд книг, излагавших марксистские идеи применительно к России, в числе которых «Социализм и политическая борьба» (1883), «Наши разногласия» (1885). В них даётся развёрнутая критика теории и практики народничества, доказывается, что передовой решающей силой грядущей революции является не крестьянство, а пролетариат, выдвигается задача создания рабочей социалистической партии в стране.  
Он не раз встречается с Ф. Энгельсом, который высоко оценивает его деятельность по пропаганде марксизма и переводу ряда произведений на русский язык. С организацией в 1889 г. II Интернационала Плеханов становится одним из его вождей. К числу духовных воспитанников Плеханова принадлежит и Ленин. Они вместе учреждают и руководят газетой «Искра», готовят II съезд РСДРП.
Плеханов думал, что покидает Россию на несколько недель или месяцев, а смог возвратиться с чужбины лишь спустя 37 лет, после Февральской революции. Но он давно уже конфликтует с большевиками и не принимает Октябрьскую революцию, считая её преждевременной. Отвергнутый новыми властями, Плеханов оказывается не у дел. Накопленные за годы странствий и чрезмерного труда болезни прогрессируют. 30 мая 1918 году в возрасте 61 года отец русского марксизма уходит из жизни.
Плеханова похоронили на Волковом кладбище в Петрограде, рядом с Белинским, приходящимся ему дальним родственником. Гроб сопровождали не менее десяти тысяч людей. В траурной церемонии демонстративно отказались участвовать петроградские коммунисты во главе с их лидером Г. Зиновьевым. Ленина на похоронах не было. Ближайший друг покойного Лев Дейч (входил в руководство группы «Освобождение труда»), прощаясь с ним у могилы, скажет: «У Христа был один только Иуда, а среди учеников Плеханова их было много. История покажет, кто был прав. Плеханов ли, который четыре года назад заявил о необходимости защиты России, или те, кто его за это называли изменником». На памятнике Плеханова высечены слова из «Адониса» Шелли — «Он слился с природой».
При всём неприятии Плеханова в последний период его жизни Ленин в 1921 году вынужден был признать: «Нельзя стать сознательным, настоящим коммунистом без того, чтобы изучать — именно изучать — всё, написанное Плехановым по философии, ибо это лучшее во всей международной литературе марксизма». А в 1922 году, когда Н. Бухарин однажды зашёл к Ленину, тот сказал ему: «А знаете, что я теперь читаю? Я теперь вновь перечитываю статьи Плеханова, которые он писал во время войны. Интересно! Они вовсе не были так глупы, как мы тогда думали».
Изменчивая слава
В советские времена имя Плеханова, если и не предается забвению, то уж точно не пользуется прежней популярностью, а то и замалчивается. И всё же в 1925 г. были напечатаны сочинения Г.В. Плеханова, отчасти переизданные в 1956 г. в связи со 100-летием со дня рождения. Его именем названы Институт народного хозяйства в Москве (1924), ныне Российский экономический университет, Петербургский государственный горный институт, где он когда-то учился. На базе национальной библиотеки в городе на Неве учреждён Дом Плеханова. В Липецке имеется улица Плеханова и его Дом-музей – там жили родители Георгия Валентиновича. Вот, пожалуй, и всё.
Основная причина столь скудного воздаяния памяти великого сына России — разрыв его отношений с Лениным и большевиками. Коммунистические власти не жаловали меньшевиков и их лидеров, к которым относили и Плеханова. Его социал-демократизм также не встречал поддержки у идеологов той поры. Историки делили деятельность Плеханова на правильную и полезную — до раскола с Лениным и ошибочную, даже «антипролетарскую» — после. И всё же Плеханов оставался одним из немногих уцелевших исторических авторитетов.
После развала СССР и краха социализма заслуженной им славе везло еще меньше. Отвергшие марксизм руководители новой капиталистической России не желали признавать достоинства тех, кто способствовал распространению этого учения в нашей стране. Труды Плеханова не печатались. Небольшие конференции в связи с 150-летием со дня его рождения в конце 2006 г. прошли тихо и незаметно. В 2002 г. в Москве был основан Фонд Плеханова, президентом которого стал Г.Х. Попов. Первое время им были организованы интересные мероприятия, но затем деятельность фонда не получила сколь-нибудь широкого размаха, а теперь и вовсе свернута. Из опрошенных мной десяти студентов одного из столичных университетов ни один не мог толком ответить на вопрос «кем был Плеханов и когда он жил».
Главная ошибка?
В «Политическом завещании» Г.В. Плеханова (о подлинности которого высказываются некоторые сомнения) говорится: «В своей жизни я, как и каждый человек, совершил немало ошибок. Но моя главная, непростительная ошибка — это Ленин. Я недооценил его способностей, не рассмотрел его истинных целей и фанатической целеустремленности, снисходительно и иронично относился к его максимализму. Я ввёл Ленина в круг известных и влиятельных социал-демократов, опекал его, оказывал всестороннюю помощь и тем самым позволил твёрдо встать на ноги. Больше того, в 1903 году на съезде РСДРП в споре Ленина с Мартовым я поддержал Ленина, что в итоге привело к рождению большевизма. Тогда мне казалось, что постепенно я смогу смягчить позицию Ленина, повлиять в нужном направлении на Мартова и тем сохранить единство партии. Но очень скоро я понял, что единство невозможно, потому что всё, что не по Ленину, не имело права на существовании.
Ленин был за единство, но под его началом, с его целями, с его тактикой, с его лозунгами. Однажды появившись, большевизм стал быстро набирать силу, отчасти по причине привлекательности его тактики и лозунгов для малоразвитого российского пролетариата, а отчасти по причине необычной настойчивости и титанической работоспособности Ленина. Исправить мою ошибку было уже, к сожалению, невозможно. Вот почему утверждение г. Чернова (один из лидеров эсеров. – Г.Ц.), что большевики – мои дети, и шутка Виктора Адлера (лидер австрийских социал-демократов. – Г.Ц.) по поводу моего «отцовства» в отношении к Ленину, не лишены основания. Моя ошибка уже обошлась России очень дорого. Она оказалась роковой и для меня самого». В другом случае говорится, что на замечания В. Адлера Плеханов ответил: «Если и сын, то, очевидно, незаконный».
Будучи на 13 с лишним лет моложе Плеханова Ленин познакомился с ним 25 лет отроду в Швейцарии в 1895 г. Около десяти лет они были единомышленниками, но затем их взгляды и пути начинают расходиться. Ленин становится вождём большевиков, а Плеханов переходит, хотя и не сразу, в лагерь меньшевиков. Ещё в 1907 г. в одной из статей в газете «Искра» Плеханов, как и Ленин, призывал к вооружённому восстанию в России, тщательной его подготовке, обращая при этом особое внимание на необходимость агитации в армии.
Их контакты не прекращаются ещё длительное время, они регулярно находятся в переписке. Так, 29 марта 1910 г. Ленин из Парижа пишет Плеханову в Италию:
«Дорогой и многоуважаемый товарищ!
Вполне разделяя Вашу мысль, высказанную и в № 11 «Дневника», о необходимости тесного и искреннего сближения всех истинно социал-демократических элементов в борьбе с ликвидаторством и с отзовизмом, я очень хотел бы поговорить с Вами о положении дел в партии, создавшемся теперь. Если Вы тоже находите это полезным и если состояние Вашего здоровья позволяет, будьте добры черкнуть мне (или телеграфировать) пару слов, когда Вы могли бы назначить мне свидание в Сан-Ремо. Я готов приехать для этой цели.
С товарищеским приветом Н. Ленин
VI.Oulianoff. Rue Marie Rose. Paris. XIV».
Противостояние Плеханова с Лениным усиливается с началом мировой войны в 1914 году. Ленин ратует за превращение империалистической войны в войну гражданскую. Плеханов считает, что рабочему классу и крестьянству следует поддержать буржуазию и власти в борьбе с Германией и её союзниками. Он основывает и руководит социал-демократической группой «Единство», стоящей на диаметрально противоположной Ленину платформе. Большевики развёртывают критику политики «оборончества» и «социал-шовинизма». Противоборствующая сторона называет их «пораженцами».
После Февраля
Кульминационный момент в борьбе с Лениным начался после Февраля 1917 года, когда оба вернулись из эмиграции в Россию. С разницей в несколько дней их обоих с почестями на Финляндском вокзале в Петрограде встретили руководители революционных партий и толпы людей. Ленин, как известно, тотчас же выступил с «Апрельскими тезисами», призывающими к перерастанию свершившейся буржуазно-демократической революции в революцию социалистическую. По этому вопросу в социал-демократической среде развернулась острая политическая борьба, в которой принял участие и Плеханов.
В статье «О тезисах Ленина и о том, почему бред бывает подчас интересен» он писал: «Если капитализм ещё не достиг в данной стране той высшей своей ступени, на которой он делается препятствием для развития её производительных сил, то нелепо звать рабочих, городских и сельских, и беднейшую часть крестьянства к его низвержению. Если нелепо звать только что названные мной элементы к низвержению капитализма, то не менее нелепо звать их к захвату политической власти. Кто-то из наших товарищей, оспаривавших тезисы Ленина на Совете рабочих и солдатских депутатов, напомнил ему глубоко истинные слова Энгельса о том, что для данного класса не может быть большего исторического несчастья, как захват власти в такую пору, когда его конечная цель остаётся недостижимой по непреодолимым объективным условиям. Ленина в его нынешнем анархическом настроении, разумеется, не может образумить подобное напоминание. Всех тех, которые возражали ему в Совете рабочих и солдатских депутатов, он оптом величал оппортунистами, поддавшимися влиянию буржуазии и проводящими её влияние на пролетариат».
Считая себя тогда уже главным теоретиком и продолжателем учения Маркса, Ленин исходил из концепции возможного прорыва капиталистической цепи в наиболее слабом её звене и полагал, что Россия в силу сложившихся обстоятельств является именно таким звеном. Время показало, что «бредовая идея» имела под собой немалые основания. Вначале «Апрельские тезисы» вызвали резкое противодействие как умеренных социалистов (эсеры и меньшевики), так и части самих большевиков (Г. Зиновьев, Л. Каменев). Непонимание высказывали Ф. Дзержинский и М. Калинин. Однако Ленин развернул гигантскую разъяснительную работу и вскоре переубедил многих своих оппонентов и сомневающихся. Ленин был поистине сметающим всё на своем пути цунами. На VII Всероссийской конференции РСДРП (б) (24–29 апреля) его «Тезисы» получили поддержку большинства делегатов с мест и легли в основу политики всей партии.
Призывы Плеханова к созданию широкой коалиции советских партий и буржуазии, классовому миру на время войны, отсрочки обсуждения земельного вопроса до созыва Учредительского собрания не находили того отклика в массах, на которые он рассчитывал. После закончившегося кровопролитием июльского восстания – антиправительственных выступлений, последовавших за военным поражением на фронте и правительственным кризисом — обстановка ухудшалась. Большевики перешли на нелегальное положение, но настроения менялись в их пользу. К осени очевидность этого уже ни для кого не являлась секретом.
С горечью встретив Октябрьскую революцию, Плеханов не исключал того, что большевики взяли власть надолго. И полагал, что при таком сценарии через пять лет это выльется в монополию одной партии на власть, а через десять лет — в диктатуру одного человека. В «Открытом письме к петроградским рабочим» Плеханов предрёк: «Несвоевременно захватив политическую власть, русский пролетариат не совершит социальной революции, а только вызовет гражданскую войну, которая заставит его отступить далеко от позиций, завоеванных в феврале и марте нынешнего года». Плеханов предупреждал, что крестьянство, получив землю, не будет развиваться в сторону социализма, а надежда на скорую революцию в Германии нереальна. Один из лидеров эсеров Б. Савинков предложил Плеханову возглавить антибольшевистское правительство, но он отказался: «Я сорок лет своей жизни отдал пролетариату, и я не буду его расстреливать даже тогда, когда он идёт по ложному пути». Как-то он поделился с женой глубоко, видимо, мучившим его вопросом: «Не слишком ли рано мы в отсталой, полуазиатской России начали пропаганду марксизма?».
Пророчества сбылись, но…
Несколько лет назад на телеканале «Культура» прошел фильм о Г.В. Плеханове под названием «Отвергнутый пророк». В нём рассказывалось и о его семейных драмах, и об острых политических баталиях с большевиками и их вождём. Но полностью ли верна выраженная в её заглавии общая тональность ленты?
Предсказания Плеханова в чем-то действительно оказались пророческими. Последовали гражданская война, интервенция и голод, что заставило Ленина в 1921 году отступить от «военного коммунизма» к нэпу. Впоследствии революция стала пожирать своих детей...
В книге «Преданная революция» Лев Троцкий подробно описал перерождение советской власти. Правда, он ни словом не обмолвился о том, что многое из излагаемого им впервые было сказано Георгием Валентиновичем. Это и понятно. Прежде Троцкий был заодно с Лениным и Сталиным по отношению к меньшевикам и их лидерам, в том числе и к Плеханову. Из ниже приводимых фрагментов из этой работы видно, как они напоминают мысли Плеханова: «…именно потому, что во многих отношениях ещё отсталый русский пролетариат совершил в несколько месяцев небывалый в истории скачок от полуфеодальной монархии к социалистической диктатуре, реакция в его собственных рядах неминуемо должна была вступить в собственные права».
Далее читаем: «Вместо ожидавшегося благополучия в стране надолго воцарилась зловещая нужда. К тому же наиболее выдающиеся представители рабочего класса либо успели погибнуть в гражданской войне, либо поднялись несколькими ступеньками выше и оторвались от масс. Так, после беспримерного напряжения сил, надежд и иллюзий наступил длительный период усталости, упадка и прямого разочарования в результатах переворота. Отлив «плебейской гордости» открывал место приливу малодушия и карьеризма. На этой волне поднимался новый командующий слой».
Всё это так. Но ведь это лишь одна сторона медали. Есть и другая — грандиозные успехи. В кратчайшие сроки была произведена индустриализация, а по темпам роста промышленности Советский Союз шёл впереди планеты всей. И всё это происходило на фоне небывалого по своим размахам в истории капитализма экономического краха. В нашей же стране были изжиты кризисы и ликвидирована безработица. Миллионы людей получили доступ к бесплатной медицинской помощи и образованию. Резко повысился культурный уровень населения. Проведя мобилизацию, СССР разгромил Гитлера и одержал победу в Великой Отечественной войне, а затем быстро восстановил народное хозяйство. Мы первыми запустили искусственный спутник Земли и первыми направили человека в космос. Советский Союз стал одной из двух мировых супердержав. Граждане страны с уверенности смотрели в будущее. Тот же Троцкий уже в середине 30-х годов не мог не признавать, что «социализм доказал своё право на победу не на страницах «Капитала», а на хозяйственной арене, составляющей шестую часть земной поверхности».
В упомянутом фильме и исторической литературе бытует мнение, что длительное нахождение Плеханова в эмиграции давало Ленину преимущества в знании ситуации в России и понимании необходимых практических шагов для завоевания политической власти. Плеханова именуют книжным марксистом, превосходящим Ленина по литературной, но не деловой части. Эти рассуждения не лишены истины. Ленин был авантюристичен, не боялся рисковать, не останавливался перед тем, чтобы подчинить каноны марксизма свершению социалистической революции в России любой ценой. И Ленин, конечно, обошёл и победил Плеханова. Другой вопрос — не оказалась ли победа «пирровой»?
Так стоило ли ограничиваться Февральской революцией и ждать пока производительные силы в России достигнут уровня, достаточного для постановки вопроса о необходимости свершения социалистической революции? Представляется, что концепция «слабого звена» в цепи империализма не лишена глубокого смысла, и большевики, «штурмуя небо», выражали и глубокие чаяния большинства обездоленного населения своей страны. Этим и объясним их приход к власти и успех. Временное правительство не имело ясной программы вывода страны из войны и экономического краха, проводила курс, не представлявший достойной альтернативы действиям большевиков и их харизматического и пламенного вождя. Но большевики не предвидели будущей угрозы перерождения власти в партийно-государственную номенклатуру, не подконтрольную народу и таящую в себе побеги будущей гибели далёкого от идеалов марксизма строя.
Актуальность идей
В своих работах Плеханов, с одной стороны, решительно, глубоко и умело критиковал реформаторов и ревизионистов (Бернштейн, Каутский, Туган-Барановский, П. Струве), искажавших учение Маркса, а с другой, боролся и с Лениным, так как считал его подход левацким и ненаучным. Но он прекрасно понимал и то, что без развития идей Маркса они обречены на увядание. Поздний Плеханов высказывает мысль, что в связи с прогрессом производительных сил в будущем концепция диктатуры пролетариата утратит свою силу, наиболее передовой и многочисленной прослойкой общества станет не пролетариат, а интеллигенция. В связи с этим верх могут взять гуманистические начала, а классовые противоречия станут смягчаться.
Надо сказать, что эта мысль позже стала высказываться и другими исследователями. Полвека назад известный американский социолог и экономист Дж. К. Гэлбрейт в своей работе «Новое индустриальное общество» обстоятельно обосновал и развил этот тезис. Учёный пришёл к выводу, что именно «сословие педагогов и учёных» способно в будущем преобразовать мир в лучшую сторону. И произойдёт это потому, что развивающиеся производительные силы общества всё больше нуждаются в интеллектуальном труде. А интеллект многогранен и вполне может быть повернут на обеспечение гуманизации общества и преследование социальных целей.
С упомянутой идеей Плеханова соседствует и тезис о возможности эволюции капитализма в направлении смешанного общества «с развитой системой социальной защиты». Он писал: «Я не вижу нужды в попытках предвосхитить конкретные черты последней стадии, на которой элементы капитализма и социализма могут долго идти рядом, в чём-то конкурируя, а в чём-то дополняя друг друга. В дальнейшем капитализм может умереть сам, медленно и безболезненно, но потребуется для этого как минимум столетие, а возможно и не одно». Это ли не предтеча теории конвергенции, или нового интегрального общества, получающей теперь всё большее признание?
Думается, что Плеханов видел бы реализацию многих своих идей в Китае и Вьетнаме. В этих странах, проведших в отличие от нас грамотные реформы, компартии превратились в социал-демократические организации, проводящие преобразования не под лозунгами усиления классовой борьбы, а, напротив, привлекающие к социалистическому строительству все основные слои населения, включая и верхушку буржуазии.
Если бы история пошла по Плеханову, то не было бы братоубийственной гражданской войны, не было бы масштабного красного террора. Но история не знает сослагательного наклонения. И то, что случилось, несмотря на все негативные издержки, всё же оказало и положительное влияние на весь мир. Капитализм под влиянием Октября и социалистических преобразований в нашей стране, какими бы жёсткими они ни были, социализировался, улучшил положение трудящихся и рабочего класса.
Хотя история социализма в нашей стране подтвердила многие из опасений Плеханова, «дело Ленина» продолжалось свыше семи десятилетий и подтолкнуло к революциям и в других странах, некоторые из которых продолжают идти социалистическим курсом. Нет, не зря поэт сказал, что «Ленин и сейчас живее всех живых». Первое издание социализма дало богатейшую практику, которая многому учит. Попытки создания справедливого общества будут продолжаться и впредь. «Конца истории» быть не может. Опыт наших ошибок и достижений пригодится. Путь, предлагаемый Плехановым, остался альтернативой, которую многие современные историки и политики считают предпочтительнее случившемуся. Но всё дело в том, что он не был проверен экспериментально.
Реставрация капитализма в 1990-х гг. у нас не была неизбежной. Можно было найти социал-демократический выход из ситуации, но верх взяли опять же радикалы. Первым мощным ударом по «делу Ленина» стало «разоблачение культа Сталина» Хрущёвым. История свидетельствует, что революционер Сталин в целом был продолжателем «дела Ленина». Начатая с расшатывания политической системы, «перестройка» Горбачёва нанесла ему уже нокаутирующий удар. Политика же Ельцина-Гайдара была, по сути, «большевизмом наоборот». Заметим, что перестроечные процессы в Китае начались задолго до наших реформ, но не с политики, а с экономики. Критика Мао не дошла до его полной дискредитации. Его портреты и сегодня смотрят на нас с юаня и не только. Напомним и то, что китайские коммунисты в штыки встретили демарши и Хрущёва, и Горбачёва. И где теперь Китай?
Будь бы жив Плеханов, он конечно осудил бы «шоковую терапию» и переход к криминальному, а затем и бюрократическо-олигархическому капитализму. Плеханов необходим нам сегодня и для того, чтобы найти верный выход из сложившегося в России положения. Думается, что он бы указал на необходимость эволюционного перехода к новому социализму, сочетающему в себе плановое хозяйство, некоторые другие элементы социализма и определённые авантажные черты капитализма. Изучение его гениального теоретического наследия является ключом к тому, чтобы находить нить Ариадны в запутанных лабиринтах современной жизни.
Вражда между бывшими друзьями и единомышленниками никогда не приводит ни к чему хорошему. В порыве гнева люди начинают обвинять друг друга в том, чего они не заслуживают. Плеханов упрекал Ленин в утрате логики, что неверно. Ленин называл Плеханова «бывшим марксистом». И это не так. Георгий Валентинович, или Жорж, как его ещё величали близко знающие люди, не расставался с марксизмом до конца своих дней. Однако возможно, что это был марксизм с особо человеческим лицом. В своём труде «К вопросу о роли личности в истории» Плеханов писал: «В нравственном смысле велик каждый, кто, по евангельскому выражению, «полагает душу свою за други своя»».
Пожалуй, так он и жил.
 
Георгий ЦАГОЛОВ, профессор, доктор экономических наук

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: