slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Легендарному Коктебелю грозит исчезновение

Казалось, отшумели политические бои. Многолетняя борьба крымчан за возврат в Россию увенчалась историческим успехом. Все неприятности, все беды, связанные с украинским господством над Крымом, думалось, отошли в прошлое. Но не тут-то было. «Деловые люди» не дремали. Те, у кого перед глазами только прибыль, устремили все свои силы на её получение. Им плевать на мнение общественности, на мнение специалистов, на то, что прибыль, которую они будут получать, уничтожит знаменитый посёлок Коктебель – Мекку поэтов, писателей, художников, музыкантов и всех творческих людей. Уничтожит экологию целого региона Карадагского массива.
Чтобы читателю было понятно, о чём идёт речь, проясним ситуацию. В годы правления Могилёва, председателя совета министров АР Крым, поставленного Киевом, был поднят вопрос о создании у подножья Карадагского заповедника карьера по добыче щебня, разработке андезитовых пластов. Совет министров АР Крым даже принял по этому вопросу постановление. Разумная общественность взбунтовалась. Активнейшую, непримиримую позицию заняли жители Коктебеля, понимая, что открытие карьера у посёлка просто уничтожит его и экономически, и экологически, и творчески.

Общими усилиями общественности, прессы, телевидения удалось остановить надвигающуюся катастрофу.
Думалось, что теперь посёлок и заповедник защищены. Однако надежды были напрасными. Вновь в правительстве Крыма прорабатывается вопрос о возможности открытия карьера в непосредственной близости от Карадагского заповедника и посёлка Коктебель.
Ловкие предприниматели разведали, что в нескольких сотнях метрах от заповедника у подножия хребта Татар-Хабурга находится большое количество андезита вулканической породы. Добавление андезита в обычный бетон делает его особо прочным и водостойким. Все те, кто пытается открыть карьер по добыче андезита, лукаво умалчивают о том, что андезитовые пласты идут от Кара-Дага и являются составной его частью. Начинать дробить андезитовые пласты и добывать щебень равносильно тому, как если бы некие ловкачи задумали на углу высотного здания что-то добыть, для чего стали долбить фундамент здания. Что из этого получится, думаю, описывать не надо. Здание рухнет. Карадагские пласты трогать нельзя ни в коем случае. Земля дышит, пласты подвижны.
Все радужные планы, описанные желающими устроить карьер у посёлка, — только слова. Посёлок ожидает загрязнение окружающей среды. Будет уничтожен Карадагский заповедник. Желающие открыть карьер говорят, что пострадает только часть заповедника. Глупое утверждение. Если разрушить фундамент здания, даже малую его часть — пиши пропало. Так и с заповедником.
Следствием этой бездумной деятельности будет удар по курортному имиджу. А ведь Коктебель всемирно известен по многим параметрам. Это и литературное Мекка, это и место, где берут славное начало истоки не только авиации, но и освоения космоса. Открыть карьер у подножия Карадагского заповедника, значит перечеркнуть многовековую историю и культуру этого уникального во всех отношениях места.
Разработки в непосредственной близости от посёлка Коктебель самым негативным образом отразятся на инвестиционной привлекательности региона. Посёлком Коктебель уже давно интересуются как курортом заграничные инвесторы. Они готовы вкладывать средства в развитие курорта. На этих планах можно будет поставить крест.
Все жители посёлка Коктебель и его многотысячные гости восхищаются местным воздухом. Сочетание горного, степного и морского воздуха создаёт удивительную смесь — коктейль здоровья. Коктебельский воздух можно пить, поправляя своё здоровье. А пыль от карьера приведёт к уменьшению прозрачности ближайшего слоя атмосферы и погубит его. Естественно, изменится и температурный режим.
Пыль от работающего карьера будет покрывать регион и приведёт к развитию респираторных заболеваний, которые характерны промышленным регионам. Разрушив часть хребта Татар-Хабурга с северной стороны, добытчики андезита откроют пространство для северных ветров. Это приведет к изменению циркуляции атмосферного воздуха. В результате этого изменится климат региона.
Изменение климата негативно скажется на флоре и фауне Карадагского заповедника. А она уникальна. В этом районе имеются эндемики, которых нет больше нигде. Они начнут исчезать. У подножья заповедника находятся родники чистейшей воды. Буквально через дорогу от родников «деловые люди» хотят открыть карьер. Проведение буровзрывных работ неизбежно активизируют процессы смещения пластов земной коры вдоль тектонических разломов. Имеющиеся течения подземных ручьёв и рек будут нарушены, и вода — живое существо, тонко реагирующее на все изменения, особенно на насилие — уйдёт. Этот регион, как и весь Крым, ощущает нехватку воды. А в случае открытия карьера вода уйдёт совсем, и беда неминуемо настигнет всех — и птиц, и животных, и людей.
Примеры такого бесхозяйственного отношения к земле уже есть. И они не за горами. В районе города Старый Крым добыча щебня на горе Агармыш привела к значительному сокращению воды Субашского источника.
Учеными просчитано, что любые горные разработки негативно влияют на экосистему в радиусе до 50 км. Известны также выводы геологов. Залежи андезитовых пластов разделяются глиняными слоями. Для того чтобы получить чистый андезит, необходимо построить шламовый бассейн. Этот бассейн станет большим источником загрязнения окружающей среды.
Сотрудники заповедника бьют тревогу. Через хребет, у которого хотят устроить карьер, проходит единственная тропа, которая связывает животный мир, обитающий в заповеднике, с дикой природой. Известно, что без обмена с дикой природой заповедный фонт пропадает. Учёные, общественность, эксперты отмечали близость с планируемым карьером курортно-рекреационной зоны. А эта зона имеет перспективу стать ландшафтным парком.
Предполагаемый карьер ударит не только по авторитету посёлка Коктебель, но и всего Крыма. Это будет всекрымская катастрофа. И это не просто слова-страшилки. Это — выводы учёных экологов.
Фонд «Национальная энергетическая безопасность» подготовил доклад, где содержится следующий вывод: «Добыча полезных ископаемых является самым опасным фактором ухудшения экологической обстановки Крыма».
При открытой добыче ископаемых интенсивнее всего разрушается верхний почвенный покров. При образовании карьеров в первую очередь из сельскохозяйственного оборота изымаются пахотные земли. И не только. Происходит загрязнение всех компонентов природной среды твёрдыми, жидкими и газообразными отходами производства.
Из доклада ясно, что в Крыму насчитывается около 4000 тыс. гектаров нарушенных земель. Из этой огромной суммы рекультивированы только 14 га. Но об этом говорить рано. Пока до этого дойдёт, всё вокруг превратится в марсианский пейзаж. По сообщениям фонда, в Крыму отсутствуют программы комплексного решения вопросов использования и охраны земель.
Предприниматели и инвесторы, которые добиваются открытия карьера, утверждают, что карьер позволит снизить стоимость строительного материала. Это называется так: «Сэкономить на малом, чтобы разрушить всё».
Представитель инвестора Татьяна Онищенко рассыпается в показной заботе о строителях Крыма, хотя именно строители внесли и продолжают вносить существенный «вклад» в процесс ухудшения экологической обстановки полуострова. Это делается как путём изъятия из сельскохозяйственного оборота пахотных земель, так и путём загрязнения всех компонентов природы. А ведь рядом с тем местом, где хотят открыть карьер, находятся плантации виноградников и сады. Без лишних разговоров можно представить, что с ними будет в случае открытия карьера по добыче щебня.
Татьяна Онищенко ссылается на тот факт, что решение об открытии карьера принимают не они сами, а привлекают специалистов, которые обещают им, что в разработке карьера сегодня могут применяться высокотехнологичные решения. «Обещать — не значит жениться». Обратите внимание на слова «сегодня могут применяться». А ведь могут и не применяться. Кто даст гарантию? И что это за утверждение: «есть технологии, которые позволят снизить взрывную волну». Все эти утверждения рассчитаны на дураков. Одумайтесь. Какие взрывы у подножия вулкана? Какие карьеры? До войны на территории Карадагского заповедника на горе Святой начали добывать трасс для цементных заводов Новороссийска. Учёному миру и общественности с большим трудом удалось остановить этот произвол. Прошло 75 лет, а раны, нанесённые человеком природе, до сих пор не затянулись.
Земля — живое существо, и она жестоко мстит разрушителям за варварское отношение к ней.
 
Вячеслав ЛОЖКО, член СП России, председатель «Организации возрождения культуры п. Коктебель»

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: