Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
23.05.2014
Крестьянский бунтарь
Александр Николаевич родился в 1949 году на Северном Урале. В литературе сначала заявил о себе как публицист очерками о русской деревне в журналах «Наш современник» и «Москва». Первая его книга — «Дождаться яблоневого цвета» (М.: Советская Россия). Затем были опубликованы его роман «Крестьянский корень», повести «Стаканчики граненые», «Прости, отец», «Бриллианты Шаляпина», рассказы.
Александр Арцибашев являлся сопредседателем Союза писателей и председателем Общественного совета по возрождению деревни при СП России. Заслуженный работник культуры РФ, лауреат литературной премии имени Островского.
Писатель просил похоронить его на родине — в Свердловской области.
Из «Избранного»
<...> Сегодня мы видим две России. Одна пресыщенная и надменная. Другая обобранная до нитки и бесправная.
ведущего программы «Ориентиры»
Алексея Видова с Александром Арцибашевым:
А.Н. Арцибашев: «Сильного человека, каким был всегда русский крестьянин, – его не нагнуть и его дух не сломать. И такие люди остались, их много, они видят неправду, ложь вокруг, предательство, и ещё больше углубляются в себя – к своей душе обращаются. При этом стараются сделать всё, чтобы сохранить своих детей, свои семьи».
Ведущий: «Вы как раз сейчас говорите о героях своих произведений. Но по Вашим же произведениям видно, что именно такие люди исчезают, их становится все меньше. Например вот, Тимониха – это, вообще, исчезнувшая деревня».
— Да, это родина Василия Ивановича Белова, где он и похоронен. Он заботился о крестьянстве, писал о болях крестьянских – и завещал похоронить себя в опустевшей Тимонихе, рядом с церковью, которую отреставрировал на свои деньги. Сам этот факт говорит о том, что Тимониха не умрёт. Уже сейчас там скупили дома – молодежь, причём. Я был в Вологде недавно, знаю, что фермеры приезжают и потихоньку обосновываются. То есть это ещё одно святое место на великих просторах России.
— Вот Вы сказали, фермеры приезжают. Фермеры – ведь это уже какая-то другая генерация или нет? Или это фермеры – равно крестьяне?
— Знаете, можно назвать как угодно. Было русское слово «крестьянин». Он и остаётся крестьянином. Ну и что, что он был колхозником? Он всё равно был крестьянин, крестьянин на своем подворье. Даже ещё в Советском Союзе личные подсобные хозяйства давали 90% всего картофеля, половину мяса, молока, яиц и другой продукции. Сегодня в личных подсобных хозяйствах – четыре с половиной миллиона коров, а вот в сельскохозяйственных кооперативах – три с половиной. То есть кормятся люди со своего стола, и это хорошо. Если Русь выживет – а я уверен, что выживет, выстоит, – то это благодаря клочку земли небольшому у каждого подворья и экологически чистой продукции, которая выращивается на этой земле.
— Ну вот смотрите. Двадцать лет назад, когда реформирование агропромышленного комплекса (в кавычках) проходило, делали ставку на фермеров. Как Вы считаете, оправдались эти надежды?
— Понимаете, есть цифры статистики. Вот была названа тогда цифра: триста тысяч фермеров. И цифры статистики говорят: производство продукции фермерскими хозяйствами – в общем объеме агропрома – составляет примерно восемь, может быть, десять процентов – не больше. То есть был отрезок в двадцать лет – для разбега. Но вот почему- то не разбежались…
Я всегда выступал, чтоб мужику дали землю – сколько хочет ОН. Но у нас как? Одной рукой дают сейчас землю, а другой рукой – увеличивают налоги на имущество, на землю и так далее, и так далее. И – душат. Вот поэтому мы не можем выйти на тот уровень, который на Западе, с его системой фермерства.
— А вот какой-то особый дух крестьянский, что формирует наш менталитет как нации, как народа. Сегодня, когда эти ориентиры смещаются, чем грозит нам уничтожение русской деревни?
— Понимаете, постичь крестьянский труд невозможно, как невозможно постичь самого Господа. Ибо в крестьянском труде соединились и земля, и небеса, и вода, и воздух, весь животный и растительный мир. Вот кого потеряла Россия, или может окончательно потерять! Помню, беседовал со столетним почти мудрецом, академиком Терентием Семеновичем Мальцевым из деревни Мальцево Курганской области. Он мне говорил: — Проснусь ночью и плачу. Что сотворили с землей, что сотворили с природой?.. Вот таких бы нам радетелей, понимаете, вот таких природных академиков. Я уже сказал, что невозможно постичь труд крестьянский, а ведь крестьянин до всего доходил сам: и со скотиной управлялся, и с землей знал, как работать, и погоду мог предсказать – вот были какие академики… И этот опыт набирался ведь по крупиночке, в течение многих веков…
Нас может спасти от зла только память наша о наших предках, которые подарили нам такую богатую страну, и та память, которую мы сами хотим оставить по себе. Единственное, что горько обидно – ну сто миллионов гектаров земель в России пустуют, ну половина от всех пахотных земель, ну такое невозможно ни в одном государстве! Я недавно был на Алтае, с губернатором говорил, с Карлиным. И, к радости, узнал: нет пустующих земель на Алтае! На Алтае 10% зерна выращивается от объемов России. Там 10% процентов всех коров, они там не знают, куда сыры девать. То есть вот они, крепкие кадры крестьянские.
— Сегодня многие хозяйства динамично развиваются, применяются какие-то инновационные методы, зарубежные программы. Насколько это подходит русскому крестьянину, его менталитету, как это сочетается?
— Ну… прогресс ведь не остановить. Сегодня в коллективных хозяйствах и в фермерских хозяйствах обязательно должны быть грамотные агрономы, ветеринары, зоотехники и так далее. Но только нужно осмотрительно применять это всё. Понимаете, когда профи применяют химию в ущерб здоровью людей – ради выгоды, бизнеса, денег – сами понимаете почему… Ну, вот того же курёнка взять, к примеру. Пока из него выращивают бройлера, ему делают тринадцать инъекций антибиотиков, и так далее. Это западная технология, и она нам не нужна, эта западная технология. К сельскому хозяйству должно быть пристальное и серьёзное внимание, и упаси нас, Боже, от псевдореформаторов. Вот один раз вмешаешься в природу – и всё, можно нарушить весь вековой уклад крестьянства.
Понимаете, любое государство поднималось именно с земли. Другого нет. Что такое хлеб? Это возобновляемые ресурсы земные. Каждый год, весной посеял зерно – осенью собрал урожай. И так на протяжении многих веков идёт. Солнце, вода, воздух – это постоянно возобновляемые ресурсы. А сегодня Россия сделала ставку на невозобновляемые ресурсы: нефть, газ, металл. Но это же когда-то закончится, а хлеб – не должен никогда исчезать с нашего стола.
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий