Комментариев пока нет
Рубрика: Круг чтения
01.11.2013
«Красный граф» в современную эпоху
Что же касается ярлыка «красный граф» или «красный шут», то он в значительной мере берёт исток в книге А. Варламова об А.Н. Толстом, вышедшей в серии «ЖЗЛ» в 2006 году и теперь уже неоднократно переизданной. Книга эта имела немалый читательский успех, и, надо признать, вполне заслуженный, так как автор привлёк очень большое количество новых, мало, а то и вовсе неизвестных, очень любопытных материалов, ранее не входивших в поле зрения писавших об А.Н. Толстом. Сама по себе необычайно интересная биография А. Толстого, похожая на приключенческий роман, человека талантливого во всём, не только в сфере литературного творчества, жизнерадостного сангвиника, не выносившего ничего тяжёлого и печального, но в то же время неутомимого труженика, работавшего ежедневно, в любых условиях, не дожидавшегося вдохновения, поставлена в культурноисторический и литературный контекст эпохи, показаны творческие и житейские связи писателя с многочисленными и также ярчайшими, талантливыми современниками – от молодого К. Чуковского, Леонида Андреева, М. Волошина до И. Эренбурга и А. Фадеева. Однако автор делает явный акцент на наиболее неприглядных и одиозных фактах и эпизодах биографии Толстого 1930–1940х годов, связанных с его будто бы вседозволенноразгульным образом жизни, порой непристойными выходками, которые позволял себе «живой классик», удостоенный всевозможных наград и званий.
Уточним, что А.Н. Толстой был награждён орденами Ленина (1938), Знак Почёта (1939), Трудового Красного знамени (1943), ему трижды присуждалась Сталинская премия, одну из которых он передал в фонд обороны (1943). Писатель являлся действительным членом Академии наук СССР, депутатом Верховного Совета СССР. После смерти А.М. Горького А. Н. Толстой стал фигурой номер один среди советских писателей. А в скобках напомним, что наименование «красный граф» пошло в ход в современную эпоху благодаря всё же не А. Варламову, а Виктору Петелину – именно так озаглавлена одна из его биографических книг об Алексее Толстом, вышедшая в 2002 году «Жизнь Алексея Толстого. Красный граф». Но это, как говорится, a propos, между прочим (франц).
Есть примечательное свидетельство младшего сына писателя, ленинградского композитора Дмитрия Алексеевича Толстого (1923—2003), которое приведено в его мемуарной книге «Для чего всё это было» (СПб. 1995). На его, тогда 17летнего юноши, вопрос, зачем он, А.Н. Толстой, такой замечательный писатель, опубликовал «заказную», фальсифицирующую некоторые события Гражданской войны (оборона Царицына) повесть «Хлеб» — связующее звено между второй и третьей частями трилогии «Хождение по мукам» — писатель ответил так: «Я знаю, что делаю. Значит, иначе было нельзя».
Очень выразителен, на наш взгляд, также эпизод, приведённый в книге «Бурбонская лилия. Четвёртая жена графа Алексея Толстого» (М. 2007), принадлежащей перу известного исследователя биографии и творчества А.Толстого писателя Ю.М. Оклянского. Однажды Толстой сидел в какомто тяжёлом раздумье, немного при этом будучи, как говорится, подшофе, в ленинградском Доме книги. Перед ним на столе лежала целая стопка договоров на издания и переиздания «Хлеба». К нему зашёл директор Ленинградского отделения Госиздата по фамилии Брыкин и выразил по этому поводу неподдельную радость. Толстой тяжело посмотрел на него и произнёс: «Дурак ты, Брыкин, ничего не понимаешь!».
Вопреки утверждению А. Варламова, что А.Н. Толстой «состряпал» своё одиозное произведение за два месяца, на самом деле известно, что писатель работал над повестью в течение двух лет (1934—1936), параллельно с другими своими произведениями, как он обычно это и делал. Поэтому в данном случае мы имеем дело с определённой подтасовкой фактов, которую, к сожалению, допускает уважаемый автор.
Кроме того, существует устное свидетельство, слышанное автором этой статьи от старшего сына писателя Никиты Алексеевича Толстого (1917—1994), профессорафизика и известного культурнообщественного деятеля, о том, что в 1930х годах, во время жизни семьи Толстых в Царском Селе под Ленинградом, на него «точили зубы» известные органы. Посетивший однажды Толстого по какомуто делу шапочно с ним знакомый прокурор, живший по соседству, сообщил поражённому писателю, что на него поступило 1200 доносов (!). Только какаято счастливая случайность спасла его от неминуемого ареста и его семью от всевозможных бед и испытаний. А.Н. Толстому приписываются также и следующие слова: «Лучше я буду писать дерьмо за столом у себя дома, чем есть г...о в лагере».
Обнародованы теперь данные и о подготовке досье на Толстого в годы войны – на этот раз его избавило смертельное заболевание раком лёгкого и «блаженная», если воспользоваться словом А.А. Ахматовой, кончина 23 февраля 1945 года.
Общественное поведение Толстого в сталинскую эпоху не было столь прямолинейным и поддающимся недиалектическому, грубому истолкованию в угоду современной политической конъюнктуре, политическим тенденциям последних десятилетий. Конечно, мы не станем отрицать очевидного — талантливейший писатель, что называется, «Божией милостью», Алексей Толстой, оставивший блестящее литературное наследие во всех жанрах, чтение которых не может прискучить никогда, любил хорошо и «вкусно» пожить, но такой уж он был человек, и едва ли можно его за это огульно осуждать, тем более, обвинять. Как и за то, что он, естественно, был человеком своего времени, что нашло отражение в некоторых его художественных произведениях («Хлеб», «Путь к победе») и особенно в публицистике конца 30х гг. и публичных выступлениях. Как тут не вспомнить о том, что даже такие литераторы, как Борис Пастернак и Анна Ахматова, не говоря уже о Всеволоде Иванове и его романе «Пархоменко» (1935), пели «осанну» Сталину. В этом же «грехе» можно уличить и таких крупнейших деятелей советской культуры, составлявших её цвет и славу, как Вл.И. НемировичДанченко, И.М. Москвин, О.Л. КнипперЧехова, Д.Д. Шостакович или же «затравленный и гонимый» М. Булгаков. Поэтому, с нашей точки зрения, вряд ли возможно оценивать Алексея Толстого только лишь с позиции известного его портрета, написанного в 1941 году его хорошим приятелем, великолепным художником П.П. Кончаловским, на котором изображён румяный и сытый, довольный собой и жизнью гурман и чревоугодник, прямотаки раблезианский персонаж.
Здесь же нельзя не вспомнить и о том, что А.Н. Толстой неоднократно, в разные годы, пользуясь своим высоким положением, близостью (опасной, конечно) к власти заступался и хлопотал за арестованных. Так, например, он принял живое участие в судьбе писателя из Самары Г. Венуса или отца жены своего близкого и, быть может, единственного друга В.Я. Шишкова, несправедливо оказавшихся за тюремной решёткой. А.Н. Толстой и его жена Людмила Ильинична в ташкентской эвакуации оказывали помощь и поддержку осиротевшему сыну
М. Цветаевой, Георгию Эфрону (Муру), попавшему в бедственное положение после самоубийства матери 31 августа 1941 года в Елабуге.
Никто, кроме Толстых, этого не сделал – ни Н.Н. Асеев, ни тем более К.А. Федин, никто другой из эвакуированных тогда в Чистополь и Елабугу писателей, к кому ни обращался потерявший мать и перед этим отца шестнадцатилетний мальчик, впоследствии, как известно, погибший на фронте.
И такие примеры можно было бы продолжать и далее.
Подводя резюме нашим размышлениям, отметим, самое, пожалуй, главное: А.Н. Толстому, писателю и гражданину, ближе всего была идея русской государственности (и в этом нельзя не согласиться с А. Варламовым), как она сложилась не только со времён Петра Великого. Именно об этом написан его превосходный роман, который, вопреки мнению некоторых, вовсе не является апологией сталинизма, а прежде всего апологией русской государственности. И ещё значительно раньше, начиная с эпохи Ивана Грозного, когда та же идея утверждалась подчас жестокими и кровавыми деяниями. Именно поэтому Толстой в 1940х годах обратился к этой теме и к фигуре Ивана IV, написав двухчастную драматическую повесть «Иван Грозный», поставленную уже после смерти писателя на сцене МХАТ, с обычным для него острым чувством истории и совершенно живым и колоритным изображением людей, живших во времена седой старины, людей разных сословий — от царя, бояр, опричников до «чёрного» простого люда. Эта идея в конечном счете обусловила его разрыв с эмиграцией в 1923 году и подвело его к принятию происшедших в его родной стране перемен, созидания нового социального строя в России, истерзанной войнами и революциями.
Он был с ног до головы русским человеком, что отмечал в А. Толстом, например И.А. Бунин, относившийся к нему, мягко говоря, критически и в некотором роде завидовавший ему.
Наиболее же законченное подтверждение этому, как нам представляется, — это патриотическая публицистика А. Толстого военных лет, ставших последними годами его жизни, пусть с неизбежными издержками времени, но написанная со всем «жаром его сердца», как однажды сказал хорошо знавший писателя и великолепно его изображавший И.Л. Андроников, а не только по заказу Совинформбюро, «Правды» или «Красной Звезды». Этим он достойно и ярко завершил свой жизненный и творческий путь, наряду с оставшимся незаконченным романом о великом царереформаторе.
Политические веяния проходят иногда почти бесследно, а подлинный живой талант остаётся навсегда, на все времена. Жизнь и творческая деятельность А.Н. Толстого – блистательный прецедент этого. Читательский интерес к нему столь же незыблем несмотря ни на что, как остаётся незыблемым памятник писателю, установленный в 1957 году по указу правительства Союза ССР у Никитских ворот, возле дома, где он жил и где теперь находится его музейквартира — крупный культурный и научный центр.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий