slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Крах просветительства. Курс на разрушение народного образования

В сфере российского образования творится сейчас что-то страшное и непонятное. В августовском номере газеты «Аргументы и факты» (№ 32 за 2019 год) дана подборка высказываний учителей (без фамилий!) накануне нового учебного года. Все они бьют тревогу по поводу состояния современной российской школы. Иначе, чем удручающей, представленную ими картину назвать невозможно. Учителя разные, разные преподаваемые ими предметы, разные школы, а ситуация везде одинаково абсурдная, выходящая за пределы здравого смысла.
Все учителя жалуются на чрезмерную загруженность бессмысленным «бумаготворчеством», не имеющим отношения к учебному процессу. Раздаются упрёки в адрес общества, которое сделало учителя козлом отпущения, «свалив» на него всю работу по обучению и воспитанию детей. Предъявляются серьёзные претензии к родителям, которые рассматривают учителей в качестве «прислуги», а сами заниматься собственными детьми не хотят. Звучит критика по поводу общего «негативного отношения» к учительству в стране, включая заработную плату. И, как итог, говорится о том, что в школе сейчас работают в основном пенсионеры (80%!), так как молодые выпускники вузов в школу не идут.
На августовском (2019 года) Всероссийском совещании руководителей органов управления образования субъектов РФ были подняты ещё более тревожные вопросы. Речь пошла уже о проблемах безопасности в системе российских образовательных учреждений. По сообщению заместителя секретаря Совбеза РФ Александра Гребёнкина, в 2017/18 учебном году в российских регионах учащимися были совершены 24 преступления с использованием оружия и взрывчатых веществ. В итоге этих преступных актов 24 человека погибли и 99 были ранены. Отмечен также «достаточно высокий уровень» преступлений со стороны учителей.
Российская общественность давно уже тревожится по этому поводу, и власти вынуждены как-то на это реагировать. На совещании был озвучен факт разработки Совбезом РФ комплекса долговременных мер правового и организационного порядка, включая выделение дополнительных средств, а также увеличение штата психологических служб. Но уже сейчас в школах трудится около 27 тысяч психологов, и на обеспечение безопасности детей выделяются миллиардные суммы. А сдвиги, если и идут, то исключительно в худшую сторону.
В чём причина нынешнего школьного неблагополучия? Можно ли считать данную негативную ситуацию случайным стечением обстоятельств? Способны ли сами учителя и руководство школ справиться с нарастающей дезорганизацией школьной системы? И, наконец, каких будущих граждан страны мы растим и долго ли будет продолжаться бездеятельность и безответственность лиц, которые определяют стратегию народного образования и будущность Российского государства? Такие вопросы невольно возникают и требуют честного ответа.
Школьные проблемы, причины их возникновения и меры по их преодолению, которые часто называются в прессе, — всё это мелко, дробно, никуда не ведёт и ни к чему не обязывает. Причём не обязывает именно тех, кто должен сказать решающее слово в этом государственно важном деле. Это всего лишь всеобщий крик отчаяния и лукавые попытки чиновников замазать трещины разваливающейся в своём основании системы народного образования. Её болезнь имеет такие глубокие корни и зашла так далеко, что какие-то аллопатические или гомеопатические методы лечения уже не годятся. Необходима хирургия, причём оперативная и квалифицированная.
Для прояснения специфики нынешней ситуации начнём с корней. Качественное народное образование получило начало и мощный толчок к своему развитию в славную эпоху европейского Просвещения. Длилась она всего век (с конца XVII по конец XVIII века), но название «эпохи» получила за огромный вклад в европейское и мировое культурное и духовное развитие. Главной заслугой просветителей было выведение качественного образования из привилегии аристократов и церковных идеологов и выработка системы передачи накопленных знаний в народные массы.
Не вдаваясь в детали, следует отметить, что великие просветители Германии, Франции и Великобритании поставили себе цель превратить духовное наследие Древнего мира и Средних веков в общенародное достояние. Особую роль в этом сыграли немецкие и французские «энциклопедисты», даровавшие западноевропейскому обществу, включая простолюдинов, всю сумму накопленных человечеством знаний. Весьма важным в их деятельности было также стремление побудить европейскую общественность к практическому использованию достижений науки.
Можно по-разному оценивать причины возникновения Великой французской революции 1789—1794 годов и образования Соединённых Штатов Америки в 1776 году. Но не подлежит сомнению тот факт, что Франция и США испытали на себе мощное влияние европейских просветителей, а происходившие в этих странах революционные процессы были в определённой мере воплощением их замысла о перенесении теории в практическую жизнь. Да и народное образование, а также массовое просвещение на Западе от этих революционных процессов только выиграло.
В России собственная эпоха Просвещения произошла на полтора века позже западноевропейской и продержалась чуть более полувека. Если вести отсчёт от зрелого Александра Пушкина до поздних Льва Толстого и Фёдора Достоевского, то можно насчитать порядка 70 лет русской «эпохи» Просвещения. Но наша эпоха Просвещения, во-первых, состоялась, а во-вторых, была подлинной: мощной, всесторонней и весьма плодотворной. Именно наши великие нравственники-просветители забили тревогу о чести и достоинстве простого человека и тем самым дали решающий импульс к пробуждению энергии народных масс.
Великая русская революция 1917 года имела немало издержек и недостатков – физических, моральных и духовных. Но, во-первых, она в объективном плане была неизбежной, а, во-вторых, в субъективном плане она стократно окупила все свои вольные и невольные издержки. Особенно в том, что касается народного образования. Критики советской власти замалчивают один факт, но факт чрезвычайной важности. До революции русский народ в основной своей массе был не только подневольным, но тёмным и безграмотным. Грамчека (Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации безграмотности) явилась тем «архимедовым рычагом», с помощью которого Иосифу Сталину и Надежде Крупской удалось совершить в России невиданную в мире великую культурную революцию.
В борьбе с почти поголовной неграмотностью и народной инертностью советская власть применяла штрафы, показательные суды и даже аресты за прогул уроков. Но в данном случае цель вполне оправдывала средства. В кратчайшие сроки народная безграмотность была ликвидирована. Однако это было лишь началом культурной революции. Для закрепления грамотности и прививки любви к чтению в стране началось массовое развитие библиотек, объявленное делом государственной важности. Помимо стационарных библиотек организовывались библиотеки в складчину, передвижные библиотеки, а также красные уголки, укомплектованные книгами и газетами.
В первую очередь благодаря этому СССР превратился в «самую читающую» страну в мире. Причём не только читающую, но и думающую, активно применяющую знания на практике. Через рабфаки и вузы индустрия получила грамотные и умственно развитые кадры. Престиж учителя был поднят на небывалую высоту. Советская средняя школа превратилась в главную ячейку классического образования и нравственного воспитания молодёжи. Здесь, в школе, сошлись воедино заботы государства, общества (включая интеллигенцию) и родительской общественности. Перефразируя Бисмарка, именно советский учитель победил фашистскую Германию в Великой Отечественной войне.
После государственного переворота 1991 года либеральная элита перевернула Россию вверх дном. Всё, что было лучшего и достойного в Советском Союзе, подверглось опорочиванию и разрушению. Напротив, всё худшее, с одной стороны, было выставлено для хулы напоказ, а с другой — по-тихому взято на вооружение новыми властями. За треском разграбления всенародного достояния мы как-то не заметили тихого «реформирования» народного образования. А оно, пожалуй, и было главной целью западных «партнёров». Не подкреплённый культурной контрреволюцией либерально-буржуазный строй не продержался бы в России более 5—10 лет в силу грабительской специфики своего формирования.
Либерально-буржуазная «революция» в России совпала с переломным моментом в развитии мировой системы образования. К концу XX века озабоченная проблемами «избытка демократии» либеральная мысль Запада всё больше склонялась к слому социального государства и упрощению методов управления народными массами. Зрел соблазн мировых элит, в первую очередь интеллектуальных, к освобождению от контроля государства и гражданского общества, к навязыванию собственной воли национальным правителям и народам. В западных верхах пошли разговоры о «лишних людях» и «избытке» образования масс.
Заказ мировых элит идеально воплотился в Болонской системе высшего образования, запущенной Западом в 1999 году и нацеленной на превращение системы образования в «индустриальный процесс» по выработке утилитарных знаний. Под видом реформирования Болонская система упразднила высшее образование, подменив его двухзвенным (бакалавриат/магистратура) профессионально-ремесленническим экстрактом. Была объявлена «автономность» вузов. Решающую роль в формировании единых учебных программ стал играть «заказчик» в лице международного бизнес-сообщества. Созданы идеальные условия для перекачки «мозгов» из периферии в центр (преимущественно в США).
Обобранная до нитки, нищая и униженная Россия вполне подходила к роли экспериментального полигона для обкатки в ней самых одиозных и циничных идей Болонской системы. Запад дружно и крепко взялся за ломку советской образовательной системы и «просвещение» России в либерально-буржуазном духе. Болонская система рассматривалась как «движущая сила» в изменении ментальности постсоветского общества. В дело включились государственные структуры США, Германии, Франции и Нидерландов, а также Всемирный банк, фонды Карнеги и Сороса. В 1991—1993 годах вложения зарубежных «партнёров» в российское образование составили 700 млн долларов. Фондом Сороса были подготовлены более 200 новых учебников по гуманитарным дисциплинам. Правительство США выделило 40-миллионный грант на обмен школьниками и преподавателями. Германия взяла на себя реформирование системы профессионального образования. Франция подключилась к реорганизации системы управления образованием.
Итогом этой бурной деятельности западных стран на территории суверенного Российского государства стало полное разрушение советской системы образования. Государство самоустранилось из этой сферы. Благодаря беспрепятственному внедрению рыхлой и однобокой Болонской системы в стране резко снизился уровень массового образования. Взаимосвязанная система знаний была разбита на не стыкующиеся между собой фрагменты. Настало время тенденциозных утверждений, не подкреплённых научными данными. Реорганизуя высшее образование, Болонская система, по сути, упразднила его. Бакалавриат и магистратура свели образование к техническому обучению избранному ремеслу. Причём не ремеслу вообще, а ремеслу бизнесмена, нацеленного на получение выгоды из любой сферы человеческой деятельности.
Из образовательной системы убрано всё «лишнее» и «ненужное». Само образование минимизировалось почти до примитивного уровня: от сих до сих, и ничего больше. К лишнему и ненужному отнесены в первую очередь вопросы поиска смысла жизни, моральные и нравственные постулаты, фундаментальные знания. Вся система получения знаний в нынешних вузах формируется исключительно под «заказчика». Таковым же является не государство или общество (не говоря уже о народе), а российский олигархат. А он не намерен нанимать развитую личность: ему вполне достаточно и узкопрофильного функционера, не обременённого «посторонними» или «несвоевременными» мыслями.
Смертельный удар был нанесён либералами по системе школьного образования. С помощью ЕГЭ из российской школьной системы полностью исключён мыслительный процесс. В них слепо скопирована методология Интернета с узким кругом модераторов и программистов и огромной аудиторией «пользователей». При этом к числу бездумных пользователей отнесены не только ученики, но и учителя. Разрушена система преемственности между дошкольным, средним школьным и высшим образованием. Система репетиторства распространилась не только на выпускников школ, но и на дошкольников. Всеобуч фактически отменён. Воспитательный процесс стал уделом психологов. Подверглась разгрому сельская школа.
Сегодня следует признать, что благодаря либералам российское образование, подобно пушкинской «старухе», оказалось «у разбитого корыта». Реформировать в нём уже нечего: всё лучшее разрушено, разграблено и уничтожено. С точки зрения здравого смысла, первое, что сейчас требуется, — это остановить процесс разрушения и начать всё с нуля. Болонская система оказалась для России ловушкой наподобие ВТО: она выгодна не нам, а нашим западным «партнёрам», которым мало наших ресурсов и наших капиталов, им нужны ещё и наши мозги. Следовательно, первостепенной задачей Российского государства является возврат себе руководства системой образования и освобождение её от «болонского ига».
Если Запад устраивает засилье утилизаторства и прагматики в сфере образования, пусть он идёт этим гибельным курсом и пожинает его плоды. Россия всегда была сильна не начётничеством и формализмом, а углубленным и дотошным осмыслением всего сущего. Отупляющий учеников и учителей ЕГЭ должен быть отменён. В школу должна возвратиться живая речь, вдумчивое чтение и будящая мысль реферативно-семинарская практика. Отказ вузов Москвы и Петербурга от приёма документов у абитуриентов, не набравших 69 баллов, полностью развенчал единственный аргумент в пользу ЕГЭ. Такой, сугубо формальный подход (хотя и не лишённый здравого смысла), по сути, ставит шлагбаум перед провинциальной молодёжью, лишённой возможности индивидуальной подготовки к экзаменам и личностной демонстрации своих знаний.
Российскому народному образованию должны быть возвращены его массовость, качественность и просветительство. С этой целью должна быть обеспечена надёжная преемственность между дошкольным, начальным, неполным средним, средним и высшим образованием. Образование и воспитание подрастающего поколения должно стать приоритетным направлением деятельности российского государства. Частные учебные заведения должны стать редким исключением, подконтрольным государству и не выпадающим из единой системы образования. В основу школьного воспитательного процесса должен быть положен общекультурный и индивидуальный нравственный критерий. Должен быть найден баланс между личным и коллективным, творческим и трудовым интересом.
Новый технологический рывок России может быть обеспечен не цифровизацией и роботизацией сфер производства, а системной и качественной подготовкой развитой, мыслящей личности, не замыкающейся на своём раздутом ЭГО, а находящейся в естественной гармонии со всем обществом, включая государство. Цифровизация и роботизация — всего лишь средства. Единственная достойная цель развития человечества — не робот, а сам человек.
 
Александр АФАНАСЬЕВ
 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: