slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Комсомольцы Буранного полустанка

к 100-летию влксм к 100-летию ВЛКСМ
Борис Иванович Посысаев родился в ноябре 1939 года. Окончил Военно-морское Нахимовское училище в Риге, Военно-морское училище в Кронштадте, Военно-политическую академию имени В.И. Ленина. С 1963 по 1971 год служил на космодроме Байконур, был секретарём комитета ВЛКСМ службы НИОИР, старшим инструктором, помощником начальника политотдела полигона по комсомольской работе. С 1971 года выполнял обязанности заместителя командира по политической части Центра спутниковой связи, Центра системы единого времени ВТ МО СССР, инспектора политического отдела ГУКОС, заместителя начальника 1-го управления 2-го Центра командно-измерительного комплекса космических средств. Сегодня Борис Иванович принимает активное участие в работе Совета ветеранов космодрома Байконур, коллегии Российского Союза офицеров запаса.
Байконур… Три тысячи зданий, две тысячи километров водо- и теплотрасс, 450 километров железных дорог, более 40 стартовых сооружений. Всего на полигоне было испытано и рекомендовано для постановки на боевое дежурство 40 типов различных ракет, 142 основных типа космических аппаратов (в том числе 34 межпланетные станции), 18 типов стартовых сооружений.
А за всю историю космодрома с его стартовых позиций было проведено 1195 пусков межконтинентальных баллистических ракет и более 1500 ракет-носителей космического назначения. С одного только Гагаринского старта было осуществлено 460 пусков РН.
С таким напряжением не работал ни один космодром мира.
Много в истории Байконура невероятного.
Сразу после решения о создании 5НИИП МО СССР в степи Казахстана в апреле 1955 года в район станции Тюра-Там стали прибывать воинские части строителей и те, кто будет позже осваивать и испытывать новую ракетную технику.
Среди прибывающих на эту уникальную стройку были офицеры-фронтовики и те, кто только что окончил военную академию, военные училища, институты. Но большую часть составляли солдаты и сержанты, молодёжь, двое из каждых трёх были комсомольцами. 2 миллиона членов ВЛКСМ прошли замечательную школу комсомола на Байконуре. Это были незабываемые годы их юности — годы возмужания, причастности к работе первого причала Вселенной.
Все, кто служил на полигоне в 1950–1970 гг., знают Виктора Ивановича Сорокина. Тогда молодой лейтенант, он одним из первых прибыл на полигон из Капустина Яра в июне 1955 года. Товарищи по службе избрали его секретарём бюро ВЛКСМ.
Одни строили и запускали ракеты, спутники, космические корабли. Другие обеспечивали город и сооружения водой, теплом, электроэнергией, доставляли почту, грузы, продукты на автомобилях, самолётах, железнодорожным транспортом, обеспечивали досуг и спорт, учили детей и взрослых, заботились о здоровье испытателей и их семей.
Много лет я работал в комсомоле. Мне дороги эти воспоминания. Это были годы, когда практически вся молодёжь была в комсомоле. А на полигоне в 1960–1970-гг. 80% всех, кто жил, работал и учился, были комсомольцами. И слова «патриотизм» или «комсомольский почин» не стыдно было произносить. Молодые гордились, когда вступали в комсомол и партию.
Комсомольцы Байконура были людьми особой закваски. Вчерашние солдаты и офицеры, они были направлены на буранный полустанок создавать ракетно-ядерный щит страны и космическую гавань на нашей планете.
И эту государственной важности задачу воины-комсомольцы выполнили с честью. Это они вместе с командирами построили в тяжелейших условиях дороги, стартовые позиции, МИКи, жилье на площадках. На песке возвели прекрасный город Ленинск (Байконур) для 100 тыс. жителей. Это они освоили новую ракетную технику, испытали её, активно участвовали в создании в стране надёжного ракетно-ядерного щита для обеспечения её безопасности. В августе 1957 г. с Байконура успешно стартовала первая в мире межконтинентальная баллистическая ракета, а 4 октября был осуществлён запуск первого в мире искусственного спутника Земли. 12 апреля 1961 г. с космодрома впервые в мире выведен на орбиту вокруг Земли космический корабль «Восток» с человеком на борту, лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным, воспитанником Ленинского комсомола.
А у истоков этих событий была советская молодёжь. По существу, это была одна из первых комсомольских строек военного назначения в стране, о которой никто не мог рассказывать. Всё это долгие годы было под большим секретом.
Опыта работы комсомольских организаций в таких условиях не было. Работа была настолько напряженной, что иногда на полигоне проводилось 3–4 пуска в день. Например, за весь 1966 год было подготовлено и проведено 126 пусков ракет-носителей.
И во всех делах непосредственное участие принимали воины-комсомольцы, труд и знания которых обеспечивали успехи в выполнении оборонных, научных и народно-хозяйственных задач страны. Об этом должна знать и помнить наша нынешняя молодёжь, те, кто служит в армии и на флоте.Немалый вклад в решение этих вопросов вносили и комсомольские работники космодрома.
Многих комсомольских вожаков помнит Байконур: Геннадий Орлов, Олег Ушаков, Юрий Козлов, Эдуард Габуния, Георгий Опрышко, Александр Савоничев, Анатолий Яровой, Алексей Линкин, Иван Черноусов, Александр Икаев, Виктор Кучер, Валерий Мальцев, Владимир Чиковани, Валерий Ващенко, Владимир Езерский, Вячеслав Даниленко, Александр Белокобыльский, Валентин Назаров, Николай Макурин, Михаил Фомко, Михаил Коротченко, Юрий Вайгачев, Ярослав Нечеса, Георгий Воробьев, Валерий Кикоть, Сергей Бурлуцкий, Владимир Шишов, Сергей Грунин, Валерий Мелешко, Анатолий Заика, Анатолий Усов и др.
За все годы на полигоне было 735 освобождённых комсомольских работников. Ещё столько же было у военных строителей, в 130 УИРе. Именно на них лежала ответственность за деловитость, активность, одухотворенность в комсомольско-молодежных коллективах ракетно-космического космодрома.
Им доверяли комсомольцы и командиры, к ним шли за советом, поддержкой и помощью. Случайные люди в их среде не задерживались, их быстро распознавали.
А сами секретари бюро и комитетов ВЛКСМ, помощники по комсомольской работе всегда горели на работе, защищали интересы армейской молодёжи, были опорой в поддержании высоких требований и в испытании ракетного оружия, и освоении неизвестного космоса.
С большой теплотой относились к комсомольским вожакам молодых воинов главные конструкторы РКТ С.П. Королёв, М.В. Янгель, В.П. Мишин, В.Н. Челомей, Ю.П. Семёнов. Тесный контакт с ними поддерживали комсомольские работники О.Ушаков, И. Черноусов, Г. Шувалов, Ю. Вереницын, А. Яровой. Кстати, некоторые учёные космонавтики начинали свой путь в науке в молодые годы с комсомольской работы. Секретарями организаций ВЛКСМ были будущие академики Н.И. Леонтьев, М.В. Решетнев, М.К. Янгель, в ЦК ВЛКСМ работал В.П. Макеев.
Секретари комитетов ВЛКСМ частей, помощники начальников политотделов управлений космодрома по комсомольской работе сами хорошо знали ракетную технику, почему и были примером для молодых воинов в её освоении и испытании.
Космодром Байконур отправил в космос 224 человека, из которых 122 человека граждане СССР и России, 102 человека – граждане зарубежных государств, при этом не допустив при стартах РН гибели ни одного человека. Такой работой заслуженно гордится каждый житель Байконура.
Космонавты с большим уважением относились к испытателям боевых расчётов подготовки запусков космических кораблей. В основном, это были комсомольцы и молодые воины. Они доверяли им и всегда благодарили за качественную и надёжную работу.
В начале 1960-х годов многие знали на полигоне офицера комсомольца Виталия Колосова, который являлся не только участником запусков всех «Востоков», смог овладеть пятью смежными специальностями, но и внёс много интересных рационализаторских предложений для улучшения качества испытаний ракет-носителей. Его имя было занесено в Книгу почёта ЦК ВЛКСМ в 1963 году.
Кто служил в те годы на полигоне, знает о патриотических поступках воинов-комсомольцев, которые в экстремальных ситуациях спасали жизни товарищей и дорогостоящее оборудование, предотвращали серьёзные аварии.
В июне 1962 года в в/ч 14332 во время проведения заключительных операций по подготовке ракеты к пуску на статовом комплексе возник пожар. В это время на 20-метровой высоте работал личный состав, обслуживающий технику. В такой ситуации промедление могло привести к взрыву, гибели людей и выводу из строя боевого объекта. Комсомолец рядовой Зиниф Закирьянов не растерялся, быстро включил агрегат пожаротушения и, несмотря на опасность, вступил в борьбу с огнём. В результате его смелых и решительных действий жизнь людей и дорогостоящая техника были спасены. 27 декабря 1963 года ликвидировал пожар в шахтной установке сержант Николай Шишов.
Во время предстартовых испытаний космической станции «Луна-16» в барокамере возникла аварийная ситуация. 10 секунд промедления – и лунный объект был бы залит маслом и выведен из строя. Комсомолец ефрейтор Андреев в темноте наощупь нашёл вентили, перекрыл подачу масла и предотвратил выход из строя станции.
Сколько энтузиазма было у моих товарищей, у комсомольцев полигона тех лет! Прекрасные специалисты, люди увлечённые, образованные, настоящие пахари Вселенной. Настоящие интеллигенты. Любящие театр, музыку, поэзию, живопись, литературу, спорт, активный отдых.
В 1961 году лейтенант Григорий Гайсинский создал клуб любителей поэзии, который два года спустя был преобразован в литературное объединение «Звездоград».
Вспоминаю, что когда мы готовили к печати сборник «Звездоград», меня попросили передать Ю.А. Гагарину просьбу написать к нему предисловие. Тогда на очередной запуск космического аппарата по программе «Луна» прилетели Н.П. Каманин, Ю.А. Гагарин, В.Ф. Быковский, Н.Ф. Некирясов. Вечером я прихожу в гостиницу на 17-й площадке. Выходит Николай Фёдорович Некирясов, спрашивает меня: «Ты что пришёл, комсомол?» Объясняю и прошу содействия. Он отвечает: «Разговаривай об этом с Гагариным сам». Минут через пять появляются Ю. Гагарин и В. Быковский. Я к ним. Представляюсь. Излагаю просьбу. Ю. Гагарин говорит, поднимаясь по лестнице на второй этаж гостиницы: «Пошли, поговорим».
Он расспрашивает меня, кто они, полигонные поэты, когда будет напечатан спборник, сколько у нас комсомольцев на площадках и в городе. Обо всем ему рассказываю. Потом даю ему листок, где от руки набросал то, что мы хотели бы увидеть в предисловии. Юрий Алексеевич прочитал и сказал, что согласен с этой идеей и содержанием написанного. Хотел положить листок в карман, но раздумал. Возвращает его мне и говорит: «Отдай это Быковскому. Завтра мы едем на 95-ю площадку, на пуск. Там у нас будет время, мы подумает над этим и напишем. А вечером приходи сюда. Договорились?» Я кивнул и сказал: «Хорошо». Спустился на первый этаж к Быковскому, рассказал ему о договоренности с Ю. Гагариным. Он взял листок, прочитал его и сказал: «Сделаем!».
На следующий день в восемь часов вечера прихожу в гостиницу за обещанным. Ко мне сразу подошел В. Быковский, сказал, что сейчас принесёт написанное, и поднялся на второй этаж. Ю. Гагарин с кем-то разговаривал в противоположной стороне холла. Увидев меня, поприветствовал рукой и сказал: «Мы всё сделали, как ты просил». Я поблагодарил. Гагарин быстро поднялся по лестнице. Больше я его не видел.
Валерий Быковский подает мне лист, на котором аккуратно написан текст, и объясняет, что Ю. Гагарин попросил текст напечатать на машинке. Я расстроился, пошёл домой к нашей машинистке Л.Д. Дроботенко с просьбой напечатать этот текст рано утром. Она согласилась. Но пришла поздно, 20 минут печатала, и поэтому я приехал в гостиницу космонавтов, когда там их уже не было: космонавты уже ехали на аэродром. Я следом за ними на патрульной машине. Приезжаю на аэродром и вижу, как закрывается дверь в салон самолёта.
Увидев меня, начальник политотдела М.И. Дружинин спросил, как я оказался на аэродроме. Услышав мой рассказ, он сказал, чтобы я не расстраивался, что скоро Ю. Гагарин снова прилетит на полигон и я смогу подписать у него это предисловие. Но этого не случилось. Это был последний приезд Юрия Гагарина на Байконур. Через три недели он погиб в авиационной катастрофе.
Как память об этой последней встрече с первым космонавтом Земли бережно храню тот заветный листок и показываю его внукам, знакомым. Клише из этого текста делать не стали, а поместили его на первой странице последнего сборника «Звездоград».
Долго ждал Байконур, когда его представители полетят в космос. И вот теперь гордятся тем, что два его воспитанника были зачислены в отряд космонавтов и побывали на орбите. Это Юрий Шаргин и Олег Артемьев. Первый служил офицером на 31-й площадке, второй учился и окончил среднюю школу в г. Ленинске (Байконуре).
В повседневных делах и космодромной жизни комсомол Байконура чувствовал поддержку и помощь Центрального Комитета ВЛКСМ, ЦКЛКСМ Казахстана, комсомольских отделов политических управлений СА и ВМФ и РВСН.
На космодром приезжали первые секретари ЦК ВЛКСМ Е.М. Тяжельников, Б.Н. Пастухов, В.М. Мишин, В. Мироненко, первые секретари ЦКЛКСМ Казахстана У. Джанибеков, З. Камалиденов, А. Султанов, руководители отделов комсомольской работы политических управлений Олег Зинченко, Вячеслав Халипов, Виталий Кажарский, Игорь Куринной, Владислав Путилин, Виктор Чибисов, Александр Худиков, Сергей Калинин и другие. Они видели уникальные сооружения и технику, убеждались в том, что молодёжь, воины-комсомольцы ответственно относятся к решению самых сложных народно-хозяйственных задач по укреплению обороноспособности страны.
Десятки тысяч комсомольцев Байконура были награждены Почётными грамотами и знаками ЦК ВЛКСМ, сфотографированы у легендарного Знамени Победы. 16 комсомольских организаций воинских частей были награждены переходящими и памятными знаменами комсомола, а 32 ОИИЧ (Гагаринский старт), в/ч 25741 в 1988 году было присвоено почётное наименование имени 70-летия Ленинского комсомола.
Начиная с ХV съезда ВЛКСМ по 3–4 представителя Байконура избирались делегатами съездов комсомола, 8–10 комсомольцев на съезды ЛКСМ Казахстана.
За годы службы на космодроме комсомольские работники вместе с молодыми воинами вписали много ярких страниц в историю нашей страны и Ленинского комсомола. Они и сегодня уверенно идут по жизни.
Это были незабываемые годы великих событий и большой работы. Пора нашей молодости. Нас окружали интересные люди, любившие свое дело. Тех, кто служил на Байконуре, жизнь впоследствии разбросала в разные края, нередко теперь уже и за границу (Украина, Белоруссия, Казахстан и т.д.). Некоторые «не вписались» в современную действительность, но в любом случае работа на Байконуре оставила огромный след в душе и в сердце. Осознание, что ты делал что-то важное для великой страны, что ты был ей нужен.
Комсомольские работники космодрома и сегодня верны традициям Ленинского комсомола и Байконура, бережно относятся к их истории, рассказывают о былом нынешней молодёжи, пишут воспоминания о своём времени, поддерживают друг друга. А в памятные даты – 12 апреля, 2 июня, 4 октября и 29 октября ежегодно собираются вместе.
Честь вам и слава, дорогие ветераны Байконура и Ленинского комсомола!
Спасибо за вашу отличную ратную и комсомольскую службу, за весомый вклад в развитие советской космонавтики, за мужественное преодоление невзгод, трудностей и потерь, за стойкий характер, высокое профессиональное мастерство, за верность нашей Родине и Ленинскому комсомолу.
Дорогие товарищи, друзья! В канун 100-летия комсомола желаем вам творческой энергии и новых добрых дел! Крепите комсомольское братство, щедро передавайте свой уникальный опыт детям и молодёжи. Будьте здоровы и счастливы!
Байконур и комсомол помнят вас и гордятся своими сыновьями.
Борис Посысаев, ветеран космодрома Байконур

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: