slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Книга для детства

  Двенадцать рассказов, точнее жизнеописаний – кота, щенка, хомячка, попугайчика, коровы, филина, лисички, курочек и даже крохотного жучка,  а также были-былинки про баньку, дачку и пруд — собрались в уютной светозарной книжице Светланы Вьюгиной «Сибирский валенок» (Москва-2010, «Детская литература», серия «Школьная библиотека»). Изумительно оформленная художником Владимиром Дугиным, она как-то сама просится в руки тех, кто помнит, как в свои десять-двенадцать сладко и гордо было самостоятельно познавать окружающий мир.

  Конечно, с возрастом становилось понятным, как бережно и с какой любовью самостоятельность та предоставлялась только-только начинающим читателям великими мастерами – Бианки и Пришвиным, Соколовым-Микитовым и Чернышёвым. Ненавязчиво, непреднамеренно выводили они нас в наши увлекательные и даже опасные путешествия, где подстраивали – почти случайные! – открытия и заготавливали совершенно нечаянные встречи. Именно эти воспоминания радостной свободы разведывания тайн Вселенной, хранящихся в бабушкиных сундуках и сорочьих гнёздах, на заячьих и на карасёвых тропах, в зарослях мать-и-мачехи, щенячьих играх на росистых лугах, в колючих стогах и в дуплах избитых дятлом берёз, что уманили когда-то нас в мир книгочейства, посвятили в бесконечное почемучество, рекрутировали в бескрайнее краеведанье, – эти воспоминания и всплывают, щекотливо-серебристыми пузырьками поднимаются из глубин памяти, когда осторожно разворачиваешь страницы такой новой, свежее пахнущей типографией, но отчего-то уже такой родной книги Светланы Вьюгиной.
  И правда: кот и божья коровка, хомячок и лисичка, важный селезень и крохотный фарфоровый ангел – это же всё из нас, из нашего детства! Только пусть теперь это войдёт в детство других. Наших сыновей, дочерей, наших внуков-правнуков. И пусть теперь уже другие путешественники и первооткрыватели побегут вслед стрижам и бабочкам, побегут провожать зарю и встречать теплоходы, ловить радугу и закликать дождик. Пусть теперь им цветёт черёмуха, звенит капель, мигают послания из дальних созвездий. Важно лишь, чтобы им хотелось всего этого. Хотелось всего мира.
  Детская книга – книга для детства, для чистоты и наивности. Она не только не может причинить зла, не может обидеть или обмануть, она даже не бывает равнодушной. Ведь детская книга – книга обязательного активно-созидательного, творчески-наступательного добра. И это добро не понуждает следовать за собой, не повелевает повторять по примеру. Детская книга – призыв, клич, а не указник, не учебник с расписанными уроками и домашними заданиями, не распорядок или устав. Конечно же, она и не фэнтезийная убийца времени, но книга, которую ребёнок начал читать сам, не должна, не имеет права охладить его любопытство сухой назидательностью.
  В этом, пожалуй, главная сложность писания для детей – в умении ненавязчивости. Однако сложность эта для Светланы Вьюгиной вовсе и не сложность. Светлана удивительно легко, природно, без заигрыша входит в разговор со своими читателями, общается совсем на равных. Раз! И вот они уже вместе строят город Хомяковск, вместе боятся грозы и разглядывают отражения в глазах лягушонка, вместе принимают в гости ежат. В чём секрет такой лёгкости схождения? А в любви. В любви, которая пронизывает книгу, связуя автора и читателя сердечным родством, душевной близостью, которую не сымитировать сюсюканьем, не спротезировать познаниями психологии. Ибо она даётся, а не приобретается. И не спрашивайте: даётся Кем?

Василий ДВОРЦОВ.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: