Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
24.04.2009
Иван Бортник "Гений эпизода"
Свой 70-летний юбилей отметил известный актёр Иван Бортник...
Юбиляр был тепло чествован коллективом Театра на Таганке, которому актёр отдал более сорока лет жизни. На сцене этого театра Бортник сыграл свои лучшие роли: Лаэрта в (в «Гамлете»), Сатина (в «На дне»), Солёного (в «Трех сестрах»).
Актёром Иван Бортник решил стать в юношестве: он посещал Московский городской дом пионеров на Кировской, затем самодеятельную киностудию при Парке имени Горького. В 1957 году поступил в ГИТИС на актёрский факультет, но после перешёл в Московское театральное училище имени Б.В. Щукина на курс Владимира Этуша. В 1961-м окончил училище и был принят в Московский драматический театр им. Н. В. Гоголя. В этом театре, рассказывает Бортник, он «переиграл всех дегенератов».
«Я не шучу, — говорит артист, — просто драматургия была такая. Всякие там «Любовь без прощания», «Свидание у черемухи», то есть полный бред. Театр-то «привокзальный», «для командировочных», репертуарная политика неясная, случайные пьесы, случайные авторы».
В 1967 году артист перешёл в труппу Театра на Таганке, где сдружился с Владимиром Высоцким. С Высоцким была связана и работа над ролью, которую Бортник сыграл в фильме «Место встречи изменить нельзя».
«На самом деле Володя и Станислав Говорухин хотели, чтобы я играл Шарапова. Но Конкин только что снялся в роли Павки Корчагина, и режиссёру приказали взять его на эту роль. Говорухин говорит мне: «Ваня, может, Промокашку сыграешь?» Там материала фактически не было, всё это чистая импровизация. Режиссёр выпускал меня на площадку и самоустранялся: «Когда Иван махнет рукой, тогда и кончайте снимать». Роль стала совсем маленькой, так как почти вся вырезана. Консультантом фильма был заместитель Щелокова Никитин, и он настоял на сокращении. Я изобразил блатного — жаргон, повадки,— и, видно, неплохо. Товарищ генерал сказал, что если роль останется в таком виде, то завтра в каждом дворе будет стоять по Промокашке. В общем, весь текст я придумал сам», — вспоминает Бортник.
Он сделал свою роль такой достоверной, что во время съёмок сцены, когда преступники выходят из подвала, получил от статистов-милиционеров по полной программе. Говорухин был недоволен, что актёры, просто подняв руки, сдаются муровцам. Он требовал импровизации, и Иван Бортник на ходу придумал себе выход с блатной песней «И на чёрной скамье, на скамье подсудимых…». Группа переодетых реальных милиционеров не ожидала такого актёрского «хода». А когда он ещё и плюнул в Жеглова, на него набросились, как на бандита, заломили руки и всерьёз напугали своей неподдельной яростью. Тексты для своих героев Иван Бортник придумывал не раз. Даже в «Родне», чтобы найти характер Вовчика, он вспомнил соседа алкоголика и «выдал» несколько афоризмов, которые потом цитировали с его интонацией.
Ивана Бортника по праву можно назвать «гением эпизода». Актёр сыграл более сорока киноролей второго плана, которые, снимайся он в Голливуде, наверняка принесли бы ему несколько «Оскаров». В нашем кинематографе он, к сожалению, наградами незаслуженно обойдён.
В театре судьба артиста сложилась более удачно. Центральные и главные роли в спектаклях «Пугачёв», «Мать», «На дне», «Живой», «Деревянные кони», «Борис Годунов» принесли популярность и признание зрителей и критики.
На сегодняшний момент единственный спектакль, в котором занят Иван Бортник, это спектакль-воспоминание «Высоцкий». Личность Владимира Высоцкого по-прежнему занимает в жизни Ивана Сергеевича важное место. Нередко он выступает на различных вечерах, посвящённых легендарному певцу и актёру, читает его письма.
Коллектив редакции «Слово» поздравляет Ивана Бортника с юбилеем и желает ему здоровья и новых ярких ролей в театре и кино.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий