Комментариев пока нет
И был вечер, и было утро
Опера «Влюблённый дьявол» в Московском театре им. К.С. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко
Музыка композитора, нашего современника, Александра Вустина хорошо известна в мире и охотно исполняется на родине. Его играют именитые музыканты – Гидон Кремер, Владимир Юровский, Александр Лазарев… Фестивали «Московская осень» и «Московский форум» просто невозможно представить без сочинений Вустина. Десять лет назад появилась большая книга, посвящённая этому талантливому музыканту, который отличается творческим поиском и постоянно обращается к феноменально богатым традициям таких великих музыкантов, как Шёнберг, Берг и Веберн, Губайдуллина, Шнитке, Денисов, Слонимский!..
И вот неожиданно, тридцать лет назад, Вустин написал своеобразную оперу по «Влюблённому дьяволу», оригинально и фантазийно определив её жанрово как «Сцены для голосов и инструментов с играми и танцами». Надо заметить, что к рождению этого уникального произведения имел отношение и превосходный дирижёр Владимир Юровский, ставший музыкальным руководителем премьеры. Впервые опера увидела свет рампы сейчас, лишь через три десятилетия после своего рождения. Мировая премьера этой современной оперы в «театре поющего актёра» стала значительным событием в жизни российского театра, что знаменательно, ибо нынешний год — год Театра, а «станиславцы» ещё и отметили этой постановкой столетие своего коллектива.
Желающие попасть на премьеру устроили просто «зрительский обвал», поскольку зал хоть и большой, но не резиновый. А спектакль получился яркий, изобретательный, эмоционально сильный, по-доброму нервный и красивый. Ведь над премьерой работала сильная творческая группа — дирижёры Владимир Юровский и Дмитрий Матвиенко, режиссёр-постановщик Александр Титель, автор сценографии и костюмов Владимир Арефьев, хормейстер Станислав Лыков, балетмейстер Лариса Александрова, художник по свету Александр Сиваев, видеохудожник Анастасия Сэмбон, хореограф фламенко Рикардо Кастро. Я, собственно, назвала всю постановочную команду, потому что не назвать её было бы просто грешно — блестящая команда!
Под стать и артисты. Особенно трое главных: тенор Антон Росицкий, главный герой (Дон Альвар), его друзья, тоже испанские офицеры Соберано (бас Роман Улыбин) и Бернадильо (баритон Феликс Кудрявцев) — они-то и открыли Альвару, по его настоятельной просьбе, магическую формулу оккультных наук, позволившую ему вызвать дьявола. Последний появился вначале в образе верблюда, затем трансформировался в спаниэля, потом стал юным пажом Бьондетто, обернувшимся в конце концов девушкой, безумно влюблённой в своего «учителя». Собственно, всё это сюжетно было заложено повестью Жака Казота и виртуозно подано в ярком либретто нашего музыканта, драматурга и поэта Владимира Хачатурова, к сожалению, не дожившего до премьеры творения своего и Вустина.
…Итак, действие начинается вечером, когда Альвар призывает дьявола. Поначалу смельчак искренне пугается названными свыше превращениями, но уже утром появляются первые проблески будущего отчаянно-выстраданного любовного чувства той, что была ещё совсем недавно воплощением зла… Сказать, что на сцене свершается таинство рождения любви, наверное, мало, потому как свершается куда большее — рождение сражающегося за своё чувство человека (даже не поворачивается язык, чтобы как-то иначе назвать Бьондетту, в роли которой талантливо живёт вокально и драматически молодая певица Дарья Терехова).
Утром следующего дня начинается необычный, но искренний, эмоционально-красочный карнавал масок-людей и людей-масок в Венеции. Поражают своим мастерством и танцоры фламенко, и внезапно появившийся на миг рубинштейновский Демон, и всё понимающая, но переживающая за своего рискового сына Донья Менсия (меццо-сопрано Александра Дурсенева), и весь стремительный калейдоскоп красок, движений, непривычной музыки, отлично решённых танцев… В финале не может не звучать тревога, она и звучит. И это правильно. Это – правда. Сцена намеренно не перегружена бутафорией – открыт простор человеческим страстям, буйству страстей. Щедро отданные действию и настроениям персонажей свет, цвет, движения фонов и «задников». Режиссёрская работа Александра Тителя всегда хороша. Радует она и сегодня.
Во «Влюблённом дьяволе» режиссура Тителя существует в некоей фантазийности, помноженной на метафорическую глубину. И этот симбиоз, как и всё, что дарит нам эта премьера, захватывает до глубины души. Конечно, подкупает яркое своеобразие музыки. Обидно, что сочинение Александра Вустина так долго не приходило к зрителям, не находило своего сценического решения. Теперь вот, наконец, свершилось. И мы имеем все основания поздравить автора, всю творческую команду и зрителей — то есть нас, кто восторженно принимает спектакль и аплодирует ему долго и стоя.
Наталья ЛАГИНА.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий