Комментариев пока нет
Рубрика: Круг чтения
04.04.2008
Гармония русского лада
Стало общепризнанным, что выход каждого тома Большой энциклопедии русского народа, выпускаемой Московским институтом русской цивилизации, воспринимается как знаменательное явление в духовной жизни России.Любой из томов Энциклопедии, посвященной основополагающим аспектам национального бытия, включает в себя около тысячи страниц текста и множество редкостных иллюстраций. Тома Энциклопедии, издающейся по замыслу и благословению митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна, становятся настольными книгами людей, ценящих великое историческое прошлое Отечества и заботящихся о его процветании в будущем. Тем более, что в наше время как никогда остро ощущается необходимость подведения итогов духовности, которая была накоплена русским народом за всё время его существования и его свершений, что наиболее полно выразилось в таком феномене, как Святая Русь. Это важнейший момент и в определении дальнейшего стратегического пути развития России, обеспечении её национальной безопасности.
Известный аналитик Николай Сергеевич Леонов, раскрывая эту тему в Центральном доме литераторов на презентации уже вышедших томов Энциклопедии, особо подчеркнул, что сегодня при разработке концепции национальной безопасности в первую очередь должны быть учтены следующие приоритеты: сбережение своей земли, сбережение её недр, сбережение народа и его образа жизни. Последний приоритет имеет наиважнейшее значение, ибо на него прежде всего покушается современный глобализм в своих устремлениях денационализации жизни разных народов, тотального обезличивания мира. И высоко оценивая духовный и научный потенциал получивших весомое общественное признание предыдущих томов издания, Н. Леонов высказал мысль, что они являются как бы подводкой к обобщающему труду, в совокупности отражающему русский образ жизни.
И вот недавно вышел в свет том «Образ русской жизни», представляющий собою систематизированный свод сведений о быте, одежде, обычаях и традициях русского народа, создавшего одну из величайших цивилизаций мировой истории.
Известно, что понятие «русский народ» включает в себя, как было принято до революции, все его ветви независимо от места размещения, прежде всего великороссов, белороссов и малороссов. Все они входили в единый целостный организм России. А некоторые языковые и этнографические различия, свойственные почти каждой области России, объясняются лишь условиями исторического развития. В этом томе систематизированы сведения из более 200 этнографических источников, использованы материалы о народной жизни, начиная с самых древних времен. Особо следует отметить, что подобный свод этнографических знаний в России выпускается впервые.
Теперь обратимся к некоторым наиболее важным понятиям, зафиксированным в томе. Главнейшими из них являются понятия, в которых раскрываются духовно-нравственные ценности народа, во многом определяющие и поныне весь уклад его жизни.
Начнем с общего для всего славянского мира понятия язычества, в котором сформировались первые зачатки религиозного и национального осмысления действительности. В энциклопедическом томе язычество определяется как совокупность представлений о сверхъестественных силах, управляющих миром и людьми. Подчеркивается, что в своём стремлении к свету и добру русский народ еще до принятия христианства пришел к идее единобожия. А со светлыми, белыми божествами, как писали многие исследователи жизни славянства и русских, они чувствовали своё родство, ибо «от них ниспосылаются дары плодородия, которыми поддерживается существование всего живого на земле». Представители творчества и жизни, боги были олицетворены в прекрасных образах, с ними связывались идеи о высшей справедливости и благе.
Высокий нравственный характер языческих воззрений русского народа, справедливо утверждается в томе, одухотворял его жизнь, создавая зачатки высокой духовной культуры. Мифы и сказания о богах и богинях воспитывали художественный, поэтический, образный взгляд на мир. Важно отметить при этом, что в культурном смысле древнерусская языческая мифология ни в чем не уступала языческой древнегреческой, а в духовно-нравственном смысле была выше неё.
От языческих времен в дореволюционной России сохранились важнейшие институты государственного и общественного устройства (например, принцип монархического правления, сословное деление общества) и многие народные обряды и праздники, воспринятые Православной Церковью, существующие и по сей день. Им в томе посвящено немало страниц.
* * *
Ключевым понятием в сознании русского человека является понятие Святой Руси. «Святая Русь,– поясняется в томе, – это особое благодатное свойство русского народа, сделавшее его оплотом христианства ва всем мире. Жертвенное служение идеалам добра и справедливости, стяжание Духа Святаго, устремленность к безгрешности и совершенству сделали русских новым Богом, избранным народом». И недаром покровительницей России считается Матерь Божия. Но богоизбранность воспринимается русским народом не как противостояние другим, а как особая миссия борьбы с мировым злом, миссия добротолюбия, стремление к построению Православного царства.
Духовные ценности Святой Руси раскрываются в возвышенной православной этике, русской песне, церковном зодчестве, трудолюбии как добродетели, нестяжательстве, взаимопомощи и самоуправлении русской общины и артели (возрождаемой ныне, например, в золотодобывающей отрасли) – в общем в той структуре бытия, где духовные мотивы жизни преобладают над материальными, где целью жизни становятся не вещь, не потребление, а совершенствование, преображение души.
«Русское Православие было не только религиозной системой, но и состоянием души – духовно-нравственным движением к Богу, включающим все стороны жизни русского человека – государственную, общественную и личную».
Идеалы Святой Руси закреплялись кровью мучеников. От этого Русь становилась Святой вдвойне.
Читатели тома получат убедительную трактовку множества других корневых понятий, формировавших и определявших русский образ жизни. Например, совести, представляющей внутренний духовно-нравственный закон русского православного человека. Она «является особой формой выражения таких основополагающих понятий православного христианства, как любовь к ближним, нестяжательство, добротолюбие, правда и справедливость. Совесть свидетельствует о богоподобии человека и необходимости исполнения заповедей Божьих». Совесть неподкупна и после совершения дурного поступка карает человека. «Совесть без зубов «загрызет», «как ни мудри, а совесть не перемудришь», – говорится в русских пословицах, «пора и совесть знать» – это уже относится впрямую к деяниям наших нынешних зарвавшихся и материально раздобревших соотечественников. Естественно, в томе представлены обширные сведения об основных объектах и предметах, составлявших и ныне входящих в атмосферу нашего образа жизни, – церковных храмах, банях, жилище, домашней утвари, одежде и многом другом, формирующем мировосприятие человека, национальное сознание, в котором четко отложился незыблемый принцип, что стремлению к Божьему идеалу, духовной чистоте должны соответствовать чистота телесная, чистота окружающей обстановки.
Одним из основных средств содержания себя в чистоте была русская баня. Так, в «Повести временных лет» при описании путешествия апостола Андрея Первозванного по Руси очень красочно говорится о парении в новгородской бане. В древности и Средневековье бани были не только в городах, но и в сельской местности, в крестьянских дворах и имениях знатных людей. В то же время в городах получили распространение и общественные бани, которые можно было посещать за плату. Вспомним знаменитые Сандуновские бани, в которые ходили не только мыться и париться. Они стали своеобразным клубом московского купечества и творческой интеллигенции, местом отдохновения и развлечений.
Русские мылись в банях чаще всего по субботам. Еженедельное мытье в банях считалось обязательным для каждой семьи.
Для сравнения отметим, что на Западе о подобных гигиенических процедурах простые люди и понятия не имели, а в напудренных париках знати тучами кишели вши.
Особенно внимательно русские следили за чистотой жилища: некрашеный деревянный пол мыли каждую субботу, причем скоблили его ножом, терли веником без листьев и посыпали крупным песком, пока он не достигнет предельной белизны. Пол обычно застилали дорожками (половиками) и ходили по нему не в сапогах, а в чулках. И несколько раз в год перед большими праздниками внутри дома мыли все стены. Все эти обычаи в русской деревне сохранялись до нашего времени, во всяком случае до послевоенных лет, пока она не была окончательно разорена.
Важнейшее значение для характеристики русского образа жизни имеют и такие основополагающие понятия, как, например, семья, дом и домашнее воспитание или соборность — одно из главных понятий русской цивилизации, — которая, по мнению выдающегося русского мыслителя Д.А. Хомякова, дает целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям. Такое понимание соборности соответствовало древнерусскому понятию «лад». (Вспомним, как оно отразилось в фундаментальном труде известного современного писателя Василия Ивановича Белова «Лад. Очерки о народной эстетике».)
В томе даются календарная разработка круговорота народной жизни, объяснение характерных признаков каждого месяца года с приходящимися на него приметами, праздниками, видами трудовой деятельности.
В целом же все материалы тома неопровержимо доказывают, что русский образ жизни – это православный образ жизни, стремление к возрождению и утверждению которого в наше время ощущается всё заметнее. И не только в возрождении порушенных в годы коммунистического безбожия святынь и возведении новых храмов, но и в возвращении в общественное сознание неизбывной ценности таких оплеванных, затоптанных в перестроечное время понятий, как патриотизм, любовь к Родине, жертвенность служения во имя Отечества, утверждении традиционных обрядов и других примет и атрибутов национальной жизни.
В заключение этих размышлений нельзя не остаться благодарным русским историкам, фрагменты исследований которых вошли в данный том и на основе которых формировались вошедшие в него понятия. Труды многих из них в советское время были преданы насильственному забвению или о них вспоминали лишь от случая к случаю. В первую очередь это относится к выдающемуся историку Ивану Егоровичу Забелину, бессменному руководителю Исторического музея, который ученый возглавлял со дня его основания до своей кончины, автору фундаментального исследования «Домашний быт русского народа в ХVI и ХVII столетиях».
Среди современных ученых главный редактор и составитель тома О.А. Платонов особое признание и благодарность за помощь выражает замечательным этнографам Марии Михайловне Громыко и Изабелле Иосифовне Шангиной, а также другим участникам издания. Остается надеяться, что его признательность разделят и те, кому уже посчастливилось ознакомиться с этим очередным замечательным вкладом в Большую энциклопедию русского народа.
Валентин НОВИКОВ
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий