Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
28.12.2007
ЕВГЕНИЙ ДОГА
Евгений Дога: "Евгений Дога: « ;Япридумал Софию Ротару, а потом она придумала себя сама»
В Московском доме национальностей состоялся творческий вечер живого классика, народного артиста СССР, народного артиста Молдовы, выдающегося композитора, академика, автора бессмертных хитов к кинофильмам: «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь» и других любимых мелодий Евгения Доги.
. В 2007 году он был удостоен медали «Человек ХХI столетия». В преддверии Нового года Евгений Дмитриевич дал интервью нашему корреспонденту Елене Масловой.
— В чём ваш секрет создания музыки, приобретающей такую популярность и хватающей за душу?
— В фильме про Штрауса показывают — насвистывает птичка. И её насвистывание звучит в голове Штрауса. У меня никогда ничего в голове не звучит. Каждое произведение имеет свою собственную историю. И я помню и очень хорошо вижу каждую вещь, которую написал. Потому что это ужасно мучительный процесс. Сначала ничего не понятно, как Колумбу, который в конце концов, после всех трудностей открыл Америку. Потом появляется искорка, которая не даёт тебе спать, и получается творчество. Я считаю, что искорка появляется и потому, что профессия композитора универсальна. Композитор, по моему мнению, должен быть вездесущ, почти как космонавт, летящий в космос.
— Как вы открыли Софию Ротару?
— Команда складывается не сразу и от сердца. Я очень люблю людей, которые не просто занимаются своей профессией, а влюблены в неё. И предпочитаю работать главным образом с певицами. А найти хорошую исполнительницу трудно. Ищу нужную именно для моего произведения, поскольку не пишу для кого-то по заказу, как сервисное бюро. В 1971 году необходимо было спасать песню «Белый город», поскольку не было подходящей певицы. Потом кто-то сказал, что, к счастью, есть студентка, прекрасно исполняющая романсы. У меня есть качество — всегда иду на возможный риск для себя, но с большой удачей для того, кого я привлекаю. Впрочем, в данном случае не только я, Ротару тоже волновалась: «Я не певица, я дирижер хора». Но с моим видением совпали её тональность, манера — всё. Одним словом, пришла госпожа удача. И так появилась певица София Ротару. Её придумал я, ну а потом она себя придумала. И это нормально.
Сейчас «Мой белый город, ты цветок из камня» спела Лариса Долина, но уже по-другому. И это хорошо. Уверен, певицам надо дать возможность проявить себя, свою индивидуальность. Сцена — женского рода, поэтому она капризная. И нужно учитывать многое, в том числе и то, что певица должна понравиться ещё до того, как она откроет рот. Если этого не произошло, то ей очень трудно компенсировать молчаливую паузу в зале.
Причем я люблю, чтобы у меня выступали певицы замечательные по трем признакам — по таланту, по молодости, по красоте. Такова София Ротару. А других у меня не бывает. Но они, к сожалению, имеют слабинку — выходить замуж. И ещё уезжать. А кто-то уходит в шоу-бизнес. Поэтому у меня всё время потери. В своё время и Ротару меня покинула. И правильно сделала — со мной денег не заработаешь. Но у каждого свой путь, своё предназначение, своё видение мира. Одно ясно, если есть зерно, оно обязательно взойдёт.
— Как вы строите отношения с публикой?
— Кажется, открыл рот — уже весь мир твой. Это то, что нужно артисту. Но посмотрите на нашу попсу, которую охраняют с пистолетами. Они, ещё не издав ни одного «фанерного» звука, уже просят аплодисменты. Такие у меня выступают в первый и в последний раз. Потому что публику нельзя так не уважать, унижать.
— Вы любите работать не только с солистками, но и с детьми…
— Я люблю, когда молодые ученики выходят на сцену, я получаю удовольствие. Когда в советские времена я ездил за границу, то привозил огромную сумку всякой дребедени, которую нельзя было тогда здесь купить. И больше всего мне нравилось, когда дети копались в моей сумке. Мне нравились их счастливые лица. Я приехал жить в Крылатское в Москве. Там всё новое, красивое для депутатов построили. И вдруг на стенах новеньких домов отпечатки ног, рук, надписи по-английски с ошибками. Это кто же сделал? Оказалось — малявки, которые ещё в школу не ходят. Я стал их собирать и обучать музыке, хотя всегда избегал начальствовать как черт ладана. Хотелось отвлечь их от каракуль и привить им чувство собственного достоинства, артистизм. Они с трудом, но стали себя вести как надо. И мы стали выступать везде, в том числе и в Союзе композиторов. Самое большое счастье для этих детишек было, когда проходило 40 минут занятий, и они пулей летели на кухню к миске с конфетами.
Мой внук в этом году пошёл в детский садик. К сожалению, я очень плохой дедушка, поскольку его почти не вижу. В детском садике я обнаружил песенку, которую написал ещё для его мамы. Когда-то воспитатели передали Виорике поручение: «Пусть папа напишет музыку». Ребенок забыл, а вспомнил, когда надо было идти в садик и я уже был в пальто, но остановился. И дочка, которую я, как и все родители, очень любил и пестовал, в детский садик пришла с выполненным заданием. Оказалось, дети поют эту самую песенку до сих пор. Вообще-то у меня очень много разной музыки, в том числе и детской. В Кишиневе проводится много мероприятий, которые в России неизвестны. Например, фестиваль «Дети поют Евгения Догу». Они играют на скрипочках, фортепиано, поют хорошо. И я в детстве играл на великолепном инструменте виолончели…
— На чьи стихи вы любите писать?
— У меня написано много музыки на стихи Марины Цветаевой, Андрея Дементьева.
— У вас очень много композиций к фильмам…
— Масса вещей была мною написана на темы фильмов. Представьте себе — некто сидит в ресторане и пиликает на скрипке. Этот фильм вряд ли кто видел. Поэтому, согласитесь, жалко материала. И я сделал пьесу, которая играется многими музыкантами. Когда Сергей Жигунов предложил написать музыку для сериала «Королева Марго», я обрадовался возможности побывать в самом себе да ещё в Средневековье. Мы думаем, что устремлены в будущее, так нас воспитывали. А по сути дела человек весь в прошлом. После разговора с Сергеем Жигуновым я сел и состряпал ту «средневековую музыку», вспомнив свою генетику. Ели бы не было её в нас, мы бы ещё долго сидели на деревьях, привязавшись хвостом.
— Вы с особым интересом относитесь к истории?
— Что нас всё время волнует Голливуд, что где-то там находится? И всё время забываем о своей истории, о тех людях, которые вскормили нас, о тех, которые будут после нас. А слово «патриот» опошлено, к великому сожалению. А я здесь, в России, например, написал песню о своих молдавских кодрах. И у меня очень много исторической литературы о всём благороднейшем роде Романовых от первого его ростка до последнего. Потому, что с этим родом связано становление государства Российского…
— Что вы хотите пожелать всем в Новом году?
— Крыса, правда, хвостатая, но, говорят, добрая. Я всем желаю быть здоровыми, радоваться успехам друзей, друг друга, не только своим собственным. Радоваться каждому мгновению жизни, потому что жизнь — самое гениальное, что только придумал Всевышний. Мы запаздываем с этим. А жизнь не только тра-ля-ля. Мы не всегда осознаем, что нужно делать в этом мире. Ждем всё время, чтобы нас обустроили. Самим себя нужно обустраивать. Тогда не будет все время преследовать мысль, что думал не то, делал не то, оказался не там. Ни разу не слышал от своей мамы слов: не могу, не успею, слишком устала, мы поедем отдыхать. А она для меня образец. Я не хочу никого упрекнуть в этом, но для меня также зло, когда время забивают питьём пива. Ну что можно через туманный взор увидеть в стране? Откройте окна, откройте двери. Что вас вдохновляет? Меня жизнь вдохновляет. Я люблю её, радуюсь ей. Нужно искать свет, стремиться к нему. Примите наступление Нового года как ещё одно соучастие в познании.
Досье «Слова»
Родился 1 марта 1937 года (в начале всенародного обрядового праздника «Мэрцишор») в селе Мокра Рыбницкого района, что на левом берегу Днестра, в живописной северо-восточной части Молдавии.
Учился вначале в музыкальном училище в Кишиневе на виолончели (1951–1955), потом в консерватории (1955–1960, 1960–1965).
Тайком что-то придумывал и записывал в нотную тетрадь. А однажды на репетиции оркестра Молдавского радио, где параллельно с учебой работал Евгений (1957–1962), пришла его однокурсница Мария и предложила народную песню для завтрашнего концерта. Дирижер оркестра, бывший педагог по виолончели в музыкальном училище П.И. Бачинин (в прошлом – Pablo Baccini – итальянец, ставший впоследствии Павлом Ивановичем Бачининым), предложил молодой певице спеть еще вторую песню. Когда та заявила, что у нее больше ничего нет, виолончелист Евгений вдруг сказал, что у него есть песня. Дирижер даже не удивился и очень тактично согласился принять завтра ее в программу. Это были первый выход из «подполья» и первое выступление знаменитой вскоре певицы Марии Биешу. А далее уже трудно было определить, чему больше уделяет внимание новоиспеченный композитор: виолончели или композиции.
Песня «Мой белый город», написанная в конце 1971 года на стихи В. Лазарева, на многие годы стала визитной карточкой молодого композитора наряду с уже известным оркестровым циклом «Ритмы города». Прочный успех пришел с экрана, особенно после фильмов Эмиля Лотяну «Лаутары», «Табор уходит в небо», «Мой ласковый и нежный зверь», «Анна Павлова». Вальс из фильма «Мой ласковый и нежный зверь» уже более двадцати лет исполняется везде, где только можно, даже в переходах метро или во дворцах бракосочетания.
Наряду с музыкой к кинофильмам композитор пишет музыку к драматическим спектаклям, телеспектаклям, для радио и детской аудитории. 10 лет длилось сотрудничество с детской редакцией Центрального телевидения над сериалом «Этот фантастический мир» по страницам произведений писателей-фантастов Р. Брэдбери, А. Толстого, Н. Хикмета и др. Значительным событием в жизни Е. Доги стало написание музыки к открытию и закрытию «Олимпиады-80» в Москве, а также своего первого балета «Luciafarul» в 1982 году, за который ему была присуждена Государственная премия СССР. В 1991 году на Международном фестивале музыкальных фильмов в Брно композитор был удостоен Гран при за значительный вклад в киномузыку.
Он написал несколько сотен песен на стихи современных и классических авторов, среди которых: «Мне приснился шум дождя» на стихи В. Лазарева, «Мария, Мирабелла» на стихи Г. Виеру, «Пришла любовь» на стихи В. Лазарева, «Все начинается с любви» на стихи А. Дементьева.
С 1971 года и по сей день Е. Дога – в свободном полете... Он старается и сейчас сохранить для своего творчества хотя часть того огромного, когда-то духовного пространства, сотрудничая со многими художниками разных стран.
Е.Д. Дога – обладатель многих отечественных и зарубежных титулов и наград: народный артист СССР (1987), народный артист Молдовы (1984), заслуженный деятель искусств Молдовы (1974), лауреат Государственной премии СССР за музыку балета «Лучафэрул» и музыку кино (1984), премии «Овация» (2001), обладатель Гран при Международного фестиваля музыкальных фильмов «Брно-91» за особые заслуги в области киномузыки (1991), кавалер Ордена Республики Молдовы (1997), высшей награды Румынии – ордена «Звезда Румынии» в степени командора (2004), ордена «Меценат столетия» (2003), золотой медали «Человек-2000» (США), медали М. Еминеску (Румыния, 2000), медали В. Розова (Россия, 2004).
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий