Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
24.04.2015
Это нельзя забыть и простить! «Нюрнберг» Эбби Манна в Российском молодежном театре
Михаил Шифрин, историк.
Постановщик спектакля в РАМТе (Молодежном театре) Алексей Бородин сделал, по сути, невозможное, проявив отчаянную, но, как оказалось, оправданную смелость: на основе романа и киносценария Эбби Манна (по нему поставлен знаменитый фильм Стенли Креймера «Нюрнбергский процесс») он поставил спектакль-воспоминание главного судьи процесса, американца Дэна Хейвуда (Александр Гришин), который посетил Нюрнберг годы спустя. Бородин спрессовал действие в два часа без перерыва и ввел перемену в сюжетную конструкцию. Всё происходящее было перенесено из Дворца правосудия во вполне современный ресторан, который и становится своеобразным «залом заседания» суда.
Над входом в ресторан вывеска «Нюрнберг», створки дверей отчасти напоминают своеобразную клетку, которая появляется в самом начале и в финале спектакля (сценограф Станислав Бенедиктов). Вот сюда-то и попадает американский судья, председательствовавший на том самом процессе… Его трагические воспоминания возникают воочию.
Мягко журчит незамысловатая песенка, в глубине сцены двое из американских судей «второго плана» играют на бильярде, а на центральной площадке зрителей знакомят с судьей, прокурором (Тэд Лоусон – Степан Морозов), адвокатом защиты Рольфе (Евгений Редько) и с уютно сидящими за столиками теми, кого сейчас начнут судить, и теми, кого вызовут для дачи показаний, свидетелями.
Четверо подсудимых — Эмиль Ханн (Андрей Бажин), Фридрих Хоффштеттер (Андрей Сорокин), Вернер Ламппе (Вячеслав Николаев), Эрнст Яннинг (Илья Исаев) — отрицают свою вину. Через сцену едва ли не пролетает стремительный адвокат защиты Рольфе. Подсудимых, что подчеркивается, будут судить на основании неопровержимых улик. Адвокат крутится, вертится, очень быстро говорит что-то не очень понятное. Определенно, эта фигура умная и скользкая. В ходе суда он себя ещё проявит.
Судья же… В нём сразу «читаешь» человека высокой порядочности, желающего, как говорил Борис Пастернак, «во всем дойти до самой сути». Есть в нём какая-то симпатичная мягкая провинциальность, за что прокурор небрежно обзывает его «деревенщиной из мэров». Действительно, Дэн Хейвуд был мэром и окружным судьей у себя на родине, ему пришлось уйти в отставку как раз из-за своей честности и порядочности. Ему трудно здесь, в Нюрнберге, рядом с самоуверенным и категоричным Лоусоном, который требует высшей меры наказания, рядом с Рольфе, который пытается оправдать главного обвиняемого, заместителя министра юстиции Эрнста Яннинга (Илья Исаев).
Допросы свидетелей разрывают сердце. Вот несчастный и глупо улыбающийся пекарь Рудольф Петерсен (Тарас Епифанцев), вот девушка Ирен (Дарья Семенова), репрессированная за «осквернение нации» дружбой с евреем. Петерсена стерилизовали, Ирен еле вырвалась из Дахау, а её друга обезглавили… Большой интерес вызывает образ вдовы крупного генерала, казненного за антигитлеровский заговор в годы войны, – фрау Бертхольт (Нелли Уварова). Пересказывать содержание показаний, споров невозможно, да и бессмысленно — на это нужен отнюдь не размер газетной рецензии. Но одна фигура, которая стоит как бы особняком, но становится по сути главной — это Эрнст Яннинг, на мой взгляд, самая большая актерская удача. Хотя весь актерский ансамбль — на большой высоте.
Яннинг признаёт свои преступления и «ошибки». Эта речь невольно вызывает к нему симпатию (так и задумано). Однако нельзя забывать того, что лежит на его совести, хотя он и утверждает, что только «выполнял свой долг» и «не мог поступить иначе». А вот защищающий его Рольфе по-настоящему опасен. Он опасен «как человек, получающий здесь трибуну, в которой сомнение в правомерности этого суда может прозвучать драматически, так как оно западает в душу не одному из слушателей… Рольфе как защитник апеллирует не к убежденным антифашистам, а к людям, которые были «вынуждены» выступить «против фашизма». Он взывает к ним как к некой третейской инстанции, которая должна рассудить тяжбу его подзащитных с антифашистами вроде Лоусона», — пишет о нём В. Неделин в своей книге «Стэнли Креймер». Лоусон, по мнению Рольфе, — фанатик, экстремист, потенциальный «фашист».
Можно было бы сказать, что весь спектакль — ожесточенный бой за справедливость, если б американцы во главе с Лоусоном не вели двойную игру, проводя мысли о какой-то перспективной советской опасности, а потому пытались обойтись без суровых наказаний, без смертной казни. Ведь «излишняя» суровость может быть опасна из-за твердых антифашистских позиций СССР. Вот оно начало «тайной», «холодной войны», которая, увы, не заставила себя ждать. Этот важный аспект с большой убедительностью заложен постановщиком спектакля.
Действие развивается стремительно и увлекательно, заставляя зал думать и размышлять. Суд завершился вынесением приговора — всем четверым пожизненное заключение. Но, как и предполагали некоторые американские судьи второго плана и доктор Вик (Виктор Цымбал), не говоря уж о Рольфе, через несколько лет все осужденные оказались на свободе...
Этот спектакль-диспут — художественно достоверный политический акт — трудно переоценить, особенно в год 70-летия Великой Победы. Всё это поразительное двухчасовое действо создано талантливыми людьми: и режиссёром Алексеем Бородиным, и сценографом Станиславом Бенедиктовым, и музыкальным оформителем Натали Плэже… Хочется особо отметить раскинутые по сюжету и прекрасное хоровое пение (дирижёр Максим Олейников), и военные марши, и вокально-фортепианные миниатюры… А как хороша музыка в ярчайшей сцене народного гуляния с песнями и танцами! Беззаботно веселится в этой метафорической сцене вся Германия, которая и думать не хочет о будущем, живёт днём сегодняшним… «Нюрнберг» — это спектакль-предупреждение. И весь коллектив, задействованный в постановке, сделал всё, чтобы получился незабываемый спектакль высшей пробы!
Наталья ЛАГИНА.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий