slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Экология. Новый образ мышления

В 1995 году была образована Международная академия наук экологии, безопасности человека и природы. Её основатель и первый бессменный президент – заслуженный эколог РФ, доктор технических наук, профессор Виктор Антонович Рогалёв, академик Российской академии естественных наук, Академии горных наук, Российской академии изобретательства и ряда международных академий, автор 32 изобретений и 3 научных открытий, 220 публикаций.

 

В.А. Рогалёв удостоен знаков РАЕН «Рыцарь науки и искусства» и «За заслуги в деле развития науки и экономики России», награжден медалью им. Петра I «За заслуги в деле возрождения науки и экономики России», медалями «300-летия Санкт-Петербурга», «1000-летия Казани», «Ветеран спецназа ГРУ» и др., а также орденами И. Кронштадтского, Г.Жукова, Серебряным крестом «За заслуги» и др. В 1996 году Американским библиографическим институтом награжден медалью «Человек года». В 1998 году навечно занесён в «Зал тысячелетия славы» в США. С профессором Виктором Рогалёвым беседует корреспондент «Слова» Юрий Куканов.

 

— Какие цели преследовали создатели Международной академии наук экологии, безопасности человека и природы?

— Основная цель — активизировать творческое взаимодействие учёных и специалистов всего мира главным образом в разработке и создании новых экологически чистых наукоёмких технологий для того, чтобы человеку, образно говоря, и дышалось легче, и жилось чуть-чуть дольше. За двенадцать лет академией было разработано более двухсот таких технологий. Вы просите рассказать о какой-нибудь одной. Ну вот хотя бы озонирование плавательных бассейнов. Кстати, вы, наверное, знаете о происшествии в аквапарке?

— Конечно. Это первый в городе водный развлекательный комплекс «Вотервиль» на Васильевском острове. В конце марта здесь случилось массовое отравление посетителей. За медицинской помощью вынуждены были обратиться 229 человек, среди них 182 ребенка. Сейчас идёт следствие, которое выявит все причины, но одна не вызывает сомнений: при очистке воды были превышены предельно допустимые дозы активного хлора. Одна питерская газета рассказала об этом в заметке под заголовком «А без хлорки нельзя?»

— Ответ простой: разумеется, можно. Чем же можно заменить хлор для угнетения вредных бактерий, чтобы человек плавал в нормальной чистой воде? В нашей академии разработаны технологии по применению озона вместо хлора. Озон, сделав свое доброе дело — убив бактерии, — переходит в О2 и атомарный кислород, тогда как хлорорганика до нескольких дней может находиться в организме человека, разрушая его. Особенно страдают дети, у которых ухудшается зрение, может даже начаться разрушение сетчатки глаза. Поражаются дыхательные пути, нередко хлор становится причиной возникновения астмы. Всех этих неприятностей можно избежать, если применять озонирование.

— Если есть такие технологии, почему их не используют ?

— Потому что это потребует дополнительных капиталовложений. А у владельцев водных аттракционов на первом плане получение прибыли — как можно больше и как можно быстрее. Наш бизнес недальновиден. Вот посчитают, во что обходятся потери, связанные с приостановкой работы аквапарка...

— Хозяева «Вотервиля» теряют сейчас до полутора миллионов рублей  ежедневно.

— ...тогда, может быть, начнут что-то понимать. У нас вообще не принято как-то задумываться о последствиях того или иного вида человеческой деятельности. Скажем, восемьдесят процентов загрязнения атмосферного воздуха в городе вызвано автотранспортным комплексом, именно — комплексом, поскольку не только двигатели автомобилей выбрасывают целый букет высокотоксичных газов, но и из-под шин вылетает огромное количество мельчайших частичек асфальтового покрытия и других аэрозолей. Спрашивается, возможно ли, допустим, вдвое уменьшить загазованность и задымленность в нашем городе?

— Если вы так ставите вопрос, то, очевидно, такие способы существуют. Какие конкретно?

— В нашей академии разработаны не только такие технологии, но и созданы специальные устройства, в которых применяются электростатические методы. Проходя через такой довольно простой прибор, топливо, поступающее затем в камеру сгорания, сжигается вдвое быстрее и более полно, выбрасывая гораздо меньше остатков высокотоксичных веществ в атмосферу. При этом достигается экономия топлива на десять-двенадцать процентов, а экология улучшается на двадцатъ-тридцать процентов. Об этом свидетельствуют десятки экспериментальных испытаний наших устройств, которые устанавливались в двигателях внутреннего сгорания на автомобилях, тепловых станциях и котельных, работающих на мазуте.

— Вы говорите, что эти устройства простые и надёжные. Городу их предлагали?

— Я говорил о необходимости на законодательном уровне начать внедрение наших устройств с председателем депутатской комиссии по экологии городского Законодательного собрания предыдущего созыва. Он мне ответил: «Вы что, смерти моей хотите! Это же надо будет завозить в город на миллионы литров горючего меньше, чем сейчас!» Конечно, нефтебароны на такое никогда не согласятся. Это к вопросу о социальной ответственности бизнеса, о которой сегодня так много говорят и которая не наступит до тех пор, пока за шелестом купюр власть не научится слышать дыхание живого человека.

— Может, всё-таки есть примеры иного рода, когда предприниматели внедряют в производство ваши разработки?

— Мы много работали над технологиями очистки сточных вод. В академии создана установка по обезвреживанию фенолов, которые в больших количествах получаются, например, при копчении продукции на рыбообрабатывающих заводах. Такие установки внедряются сегодня в рыбоперерабатывающей отрасли, они действуют, в частности, на предприятии в Ивангороде, где полностью нейтрализуются фенолы, которые прежде просто сбрасывались в водоёмы и Финский залив, а потом с водой и пищей вновь попадали в организм человека — таков уж круговорот в природе.

— Привлекают ли ваши разработки отечественных представителей большого бизнеса? Ведь они по идее тоже должны быть заинтересованы в экологически чистых производствах?

— В государственной экологической политике долгое время господствовало одно: чтобы мы, экологи, не мешали строителям, нефтяникам, газодобытчикам, металлургам зарабатывать бешеные деньги, которые большей частью уходили не на совершенствование технологий или создание современных производств, а на покупку яхт, самолётов, футбольных клубов. Одним из первых указов президента был ликвидирован Госкомитет по экологии. Его экспертные и контрольные функции передали Министерству природных ресурсов, которое как раз больше всего вредит окружающей среде. Теперь они сами себя контролируют и экспертизу в своих ведомственных интересах проводят. Давно отменили обязательную общественную экологическую экспертизу при строительстве жилых и промышленных зданий и сооружений. К чему это приводит, видно на примере Петербурга, который просто разрушается, о чём неоднократно писала ваша газета. И вот только сейчас, уходя со своего поста, президент, похоже, начинает понимать, что экология — это вопрос жизни и смерти. Я надеюсь, что будет возрожден не только Госкомитет по экологии, но и создано соответствующее министерство — настолько актуальными становятся проблемы экологической безопасности и выживания человека.

— Какие основные экологические опасности угрожают нам сегодня?

— Очень высокий уровень загрязнения атмосферы, особенно в городах, автомобильным комплексом. Вы когда-нибудь видели, чтобы инспектор ГИБДД остановил машину, которая нещадно дымит? Между тем почти половина импортных автомобилей, что бегают по нашему городу, —это те, которые запрещено эксплуатировать на Западе. Там давно уже работают над альтернативным автомобильным топливом. В Соединённых Штатах, например, в некоторых городах используют электромобили или заправляют автотранспорт сжиженным природным газом. У нас пока ещё всё это находится на экспериментальной стадии. Но ведь с чего-то начинать всё равно придется. Прежде всего нужно на уровне федерального законодательства, в частности таможенного, перекрыть бесконечный поток импорта зарубежных автомобилей, выработавших свой ресурс, с выбросом высокотоксичных газов, в два-три, а то и десять раз превышающим допустимые нормы. Нам нужны хорошие дороги, о чём ведутся бесконечные разговоры. Когда машина снижает скорость на ухабах и выбоинах, в воздух попадает в десять-пятнадцать раз больше вредных газов. В городе обязательно должны быть «зеленые улицы» для транспорта, чтобы он не останавливался то и дело перед светофорами: трогаясь с места, машина выбрасывает в воздух в три-пять раз больше токсичных веществ, чем при движении. Трудно понять, почему на всё это нет средств у страны, столь успешно экспортирующей сырьевые ресурсы.

При продаже этих ресурсов государство должно обратить самое пристальное внимание на лес. На Северо-Западе России он уничтожается просто хищнически и круглые сутки вывозится за границу. А ведь даже школьнику известна прописная истина о том, что лес — это наши лёгкие. Значит, отправляется за рубеж и наше здоровье. Крона одного дерева вырабатывает кислород, которого хватает на несколько жителей.

— Но ведь недавно были повышены экспортные пошлины на русский лес.

— Ну и что? Зарубежные покупатели в той же Финляндии будут переплачивать, но свой лес рубить не станут, в отличие от нас они хорошо понимают, что дерево — это здоровье. А что происходит в Петербурге — уничтожаются не только скверы и парки, но и газоны.

— За последние пять лет площадь зелёных насаждений в городе сократилась на две тысячи гектаров.

— Засеянный травой газон площадью в десять квадратных метров способен, образно говоря, заменить целое дерево по поглощению углекислого газа и выработке кислорода.

— Седьмого апреля отмечался Всемирный день здоровья. Каждый год решением Всемирной организации здравоохранения выбирается его тема — наиболее актуальная на данный момент проблема. Нынешний девиз – «Защитим здоровье от изменений климата». В этой связи хотелось бы узнать ваше отношение к Киотскому протоколу. Мне кажется, среди учёных до сих пор нет единого мнения.

— Вы правы. Считается, что его подписание нужно одним странам и невыгодно другим, скажем, Соединенным Штатам и Китаю. Но поставим вопрос так: парниковый эффект существует? Что мы сейчас наблюдаем — похолодание или потепление?

— Как обыватель, я ощущаю, конечно, потепление.

— Правильно. Значит, парниковый эффект действует. Значит, будут таять айсберги, полярные льды. Сегодня в недрах планеты происходит смена Северного и Южного полюсов. Однажды такое уже случалось, что привело сначала к всемирному потеплению, а потом оледенению. Всё это в немалой степени зависит от деятельности человека. Не подлежит сомнению, что все процессы, происходящие на Земле, так или иначе связаны с явлениями в Космосе, с которым взаимодействуют различные виды энергии. На Земле накопилось очень много отрицательной энергии, которая порождается человеком и к нему же возвращается. Добрая — добром, злая — злом. Вспомните землетрясение в Армении – оно произошло после кровавых событий в Нагорном Карабахе. Всё в мире взаимосвязано, и ничто не проходит бесследно. Так что Киотский протокол в какой-то степени отражает эту закономерность. Человек должен понять, что нужно не подчинять себе природу, а научиться постигать её законы и жить в согласии с окружающим миром.

— Вы пессимист или оптимист?

— Прежде всего я привык всегда чувствовать себя независимым. И скорее все-таки — оптимист. Дело в том, что экология сегодня — это новый способ мышления современного человека. Вне экологического мировоззрения одними научными разработками мы сегодняшние проблемы не решим. Такое мировоззрение вырабатывается совместными усилиями учёных всех стран. Нужна ещё политическая воля руководителей государств, когда необходимо менять некоторые экономические приоритеты на экологические. Вот медики утверждают, что 60 процентов онкологических заболеваний связаны с неблагополучным состоянием окружающей среды. Это — не страшилка экологов, это реальная угроза, с которой столкнулось человечество. И если оно не хочет вымирать, то неизбежно займется проблемами, о которых мы сегодня говорили.

Санкт-Петербург.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: