Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
27.09.2019
Достоевский как выдающийся государственный деятель России
Однако, к сожалению, на мой взгляд, упускается то обстоятельство, что Ф.М. Достоевский был выдающимся государственным деятелем России, создателем современной философии русского государства и права, развитой потом в работах И.А. Ильина, П.И. Новгородцева, И.Р. Шафаревича и др. В своих сочинениях Ф.М. Достоевский сформулировал следующие принципы русской философии государства и права.
2. Единственный подлинный и совершенный путь и идеал – свободное внутреннее обновление людей и внутреннее осознание их общей друг за друга ответственности и их всепроникающей солидарности. Поскольку это обновление может быть достигнуто лишь милостью Божией, то обустройство общественной жизни (государства) без Бога, без Христа — это попытка, обречённая на провал. Именно солидарность, а не конкуренция являются осуществлением дела Божия, что на первом этапе возможно, естественно, только в национальном государстве, на базе общей истории, происхождения и культуры народа.
3. В процессе общественного строительства право и государство представляют собой лишь определённые вспомогательные ступени, которые сами по себе слишком слабы для преображения жизни. Их задача – возможно ближе подняться к идеалу общественной жизни, воплощённой в Церкви как месте свободного рядом жительства людей, освящённом Божественной благодатью.
4. Поскольку Закон Божий есть высшая норма для всех общественных отношений, право и государство должны черпать дух из этой высшей заповеди.
5. На земле никогда не настанет такая гармония, когда будут преодолены все жизненные противоречия в общественной форме. Для человеческих сил эти противоречия непримиримы и непреодолимы. Поэтому государство и право в своих практических действиях должны ориентироваться на возможное их сглаживание, и в первую очередь в естественной общественной среде.
6. Если противоречащие по существу своему элементы социальной жизни непримиримы, то это значит, что никакими усилиями человеческой воли невозможно достичь полной рационализации социальных отношений. Применительно к сегодняшнему дню, заметим: огромные траты, которые несёт государство на так называемую толерантность (например, в Санкт-Петербурге на программу «толерантность» за последние годы потрачены десятки миллионов рублей!) будут иметь такой же успех, как если бы их потратили на программу создания «вечного двигателя» или ещё чего-нибудь в этом роде.
«Ещё ни один народ в устроении своей жизни не опирался на ум и науку, — говорит Достоевский, — ещё не было ни единого такого примера, может быть, по глупости только и лишь на мгновение могло бы это случиться. Ум и наука всегда, от начала и до сегодня, играли в жизни народов лишь вторичную, служебную роль и не будут никогда играть первой роли».
7. Точка зрения, с которой рассматривается общественный прогресс, характеризуется не желанием достичь беззаботной, спокойной жизни и не верой в бесконечный прогресс человечества, а руководствуется сознанием неизбежного конца света и в бесполезности всех дел человеческих, опирающихся на желание добиться «земного рая» и обустроиться без Бога, только силой человеческого ума.
8. Таковы основополагающие идеи, образующие (по Достоевскому!) суть русского духа в его понимании жизни и истории, права и государства.
Именно они послужили основанием для И.А. Ильина сказать, что исторической задачей русского народа является построение государства христианской культуры, и единственным реальным механизмом такого государственного строительства является благородный русский национализм. Именно Достоевский заложил основы русского национализма, развитые потом Ильиным, поскольку никто лучше Достоевского не понимал особенность русской души, её непредсказуемость в переходах от высот к безднам, потребность «отрицания» в человеке, который может быть, но природе, совершенно для отрицания и не создан.
Кстати, Густав Лебон, в своей «Психологии народов и масс» касается этих вопросов, но ответа на них не находит.
Достоевский приходит к мысли, что жизнь таких народов, как русский, тяжела и загадочна, она не влечёт к подражанию, а скорее — отталкивает другие народы своими социальными судорогами.
Но именно в таких народах живёт непосредственное чувство тайны и величия Божия и от них получают другие народы свои ценнейшие дары, от которых обретает смысл и цветёт человеческая жизнь.
Достоевский был исключительно глубоким мыслителем, определившим в своё время и главные потери в государственном управлении, и пути принятия мудрых государственных решений как в современной ему России, так и в России будущего. Так, например, только у Достоевского я встретил глубокое сожаление по поводу политики Александра I в отношении Наполеона после поражения последнего и изгнания из пределов России. По убеждению Достоевского, на этом следовало и «остановиться», предложив Наполеону в качестве «сферы влияния» всю Западную Европу, а за собой оставить решение «восточного вопроса», т.е. «проливы», территории, контролируемые Турцией (Грецию и восточных славян) и азиатские анклавы, контролируемые Англией, поделив, таким образом, практически весь цивилизованный мир между двумя крупнейшими великими нациями. Здесь же «вскользь» заметим, что приблизительно такой же проект был уже в наше время «почти реализован» в плане «Молотова-Риббентропа». Однако, как и в начале XIX века, так и в середине XX возможный вариант избавиться от «интернационалки» и предложить человечеству «национальный» путь развития был по разным причинам (хотя близким!) утрачен.
Решение Александра II вступить в войну с Турцией в 1877-м, принятое в значительной мере под влиянием публицистики Достоевского, хотя и не закончилось решением «восточного вопроса» для России, но в результате имело освобождение практически всех славян, находившихся под властью Турции, а главное – создание Сербии как самостоятельного государства и «вечного» союзника России (вплоть до наших дней) на востоке Европы.
Твёрдые решения как Александра II, так и особенно Александра III (оба имели постоянный личный контакт с Достоевским) вести национальную политику имели для обоих печальные последствия — убийства от рук «интернационалки», а нерешённость поставленных в своё время перед русским народом Достоевским государственных проблем привела и к революции 1917 года, и к революции 1991—1993 годов, и к неопределённости нынешнего положения России.
Трагедия 1917 года произошла точно по схеме, которую нарисовал Достоевский в романе «Бесы». Образовался союз политических бандитов, которых в романе символизировал Верховенский, и уголовных преступников, садистов и убийц, олицетворённых в образе Федьки Каторжного. Как это ни печально признать, но и схема развертывания событий 1991—1993 годов тоже очень похожа на ту, что описана в этом его романе. Недаром Чубайс в одном из своих высказываний сказал, что, прочитав «всего Достоевского», он от всей души, искренне возненавидел его.
Именно у Достоевского буквально во всех его произведениях рефреном проходит мысль о главном вопросе в жизни любого государства и формировании его права — вопросе национальном.
Очень трудно писать о Достоевском, не обращаясь к словам самого Достоевского. Например, к таким: «Одно только поражает меня: как до сих пор у нас не видят, что весь Запад и вся их цивилизация единственно оттого развились и произошли, что все там первым делом на твёрдой национальной почве стоят. Каждый народ верит в себя до того, что чуть ли не полагает, что ему назначено весь мир своей национальности подчинить».
Такая оценка особенно просматривается в его так называемой Пушкинской речи, где он говорит об исключительной способности русской культуры и русского человека не только впитывать всё лучшее из мировой культуры, но и вносить свой выдающийся вклад в её развитие.
Националистические взгляды Достоевского оказали большое влияние на государственную политику Александра III, с которым Достоевский был в дружеской переписке в бытность того наследником. Вот отрывок из письма Достоевского наследнику: «Закон исторический состоит в том, что без высокомерия о собственном мировом величии, как нации, никогда мы не сможем быть великою нацией и оставить по себе что-нибудь самобытное на пользу всего человечества».
Огромное значение придавал Достоевский и национальному началу в формировании семьи как ячейки государства. Вот что он писал по этому поводу: «Существует естественный закон в народах, по которому каждый мужчина должен по преимуществу ценить и любить женщин в своём народе. Если же мужчина начинает ставить женщин других наций выше своих и прельщается ими по преимуществу, то тогда наступает пора разложения этого народа». Вскользь заметим, что именно это обстоятельство было и остаётся одной из главных причин политической неустроённости русского народа вплоть до настоящего времени.
В подтверждение этих слов хочу привести цитату из дневников Достоевского, которая определяет его взгляд на конкретный политический характер национального устройства России и, по-моему, имеет исключительное значение и как пример для национальной политики нашей нынешней власти. Речь идёт об оценке им возникших в связи с войной России против Турции движений в мусульманских окраинах России.
«Вы тревожитесь, чтобы «старший брат семьи» (великорус) не оскорбил бы как-нибудь сердце «младшего брата» (татарина или кавказца). Какая, в самом деле, гуманная и полная просвещённого взгляда тревога! Вы напираете на то, что православный великорус не «единственный, хотя и старший сын России». Позвольте, что же это такое? Русская земля принадлежит русским, одним только русским, и есть земля русская, и не клочка в ней нет татарской земли. Татары, бывшие мучители земли русской, на этой земле пришельцы. Но усмирив их, отвоевав у них назад свою русскую землю и покорив их самих, русские не отомстили татарину за двухвековое мучительство, а напротив – дали ему полное гражданское равноправие. Тем не менее хозяин земли русской — есть один лишь русский (великорус, малорус, белорус – это всё одно!) – и так будет всегда.
Во-первых, объяснение тесной связи и взаимообусловленности двух, казалось бы, прямо противоположных политических течений Европы – революционного движения рабочих и банковского капитала. Твёрдая уверенность, что управление банковским капиталом, находящееся в руках крупной еврейской национальной буржуазии, любым путём будет стремиться к мировому господству, используя для этой цели (в разных исторических моментах) оба этих рычага, находящиеся под их контролем!
То, что Ильин потом назвал «мировой закулисой», а Достоевский называет «интернационалкой», стремится, по мнению и того и другого, к установлению через «мировое правительство» власти Антихриста, т.е. к концу мировой истории!
Во-вторых, роль России как «удерживающего», противостоящего этим силам и гибельность противостояния России и Германии, только единство которых может стать «непреступным бастионом» для «интернационалки».
В-третьих, государственное строительство России будет успешно только в случае создания «духовного каркаса нации» или, как говорит Достоевский, «неуспех финансов должен обратить внимание народа не на финансы, а на освежения корней, традиций. Тогда и финансы восстановятся сами собой».
Особенно важно это усвоить нынешней власти, которая бросается от одной экономической модели к другой без твёрдого понимания истинной причины неуспеха. Следующее высказывание Достоевского особенно полезно для наших дней.
«Надо сознать законы русской мысли и русского развития и их особенности, индивидуальности в отличие от всё поглотившей римско-германской мысли. Эта же русская мысль и её законы почти и не подозреваются русскими даже в том, что она должна быть на свете, есть действительно и что с условиями её развития слита вся русская будущность».
К сожалению, государственная мудрость Достоевского оказалась не востребована историей, и случилось то, что случилось. Остаётся надеяться на то, что приближающееся 200-летие со дня рождения Достоевского будет должным образом использовано и Россией и всей Европой для понимания того, что все болевые точки России и Европы, на которые указывал Достоевский, хотя и сменили внешнюю форму, но продолжают существовать в той же исторической неизбежности.
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий