slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Дивный свет Востока. Театр, о котором мечтается

Спектакль «Иннокентий» Иркутского театра юного зрителя по пьесе Валерия Хайрюзова, представленный на Международном театральном фестивале «Золотой витязь» по первому снегу в Москве, — событие необычайное во всех отношениях.
Сама постановка пьесы о святителе Иннокентии, апостоле Америки и Сибири, уже не может оставить зрителя равнодушным, так как имя владыки связано с пространством от края и до края Земли Русской и далеко за её пределами, и далеко не в самые простые времена русской истории, когда ещё не завершилось формирование границ самого государства, когда нашему народу тоже многое было непонятно, куда и в каких пределах двигаться… Да, впрочем, и не ясна была многим цель этого движения.


Меж тем, в сложном механизме хитросплетений этого движения автор пьесы поставил в центр внимания не торговцев, не политиков, а митрополита Иннокентия. Драматургия, построенная на основе документов той эпохи, позволила автору пьесы и режиссёру показать зрителю, что Россия расширялась благодаря подвижническому труду всех слоёв населения не только для своего блага, а в первую очередь во имя Христа и Отечества.
Казалось бы, зачем человеку рваться в Америку, что он найдёт там и что предложит другим мыслящим существам, знающим стынь и холод, добывающим себе на пропитание самым варварским охотничьим способом? Владыка не осуждает якутов, камчадалов и алеутов, вступает с ними в диалог, открывает им на их языке новые миры, свет Христов, и они идут за ним, обретая радость, которой не знали.
Спектакль длится почти три часа, что для современного зрителя достаточно долго, но за это время он очаровывается силой любви человеческой, душевным словом, отсутствием крикливости, что часто слышна с экранов ТВ и театральных подмостков.
Спасибо Валерию Хайрюзову и творческому коллективу Иркутского театра юного зрителя имени А. Вампилова за дивный Свет Востока посреди зимы в Москве.


Сергей КОТЬКАЛО.


Добро, любовь, надежда


О друге, о нашей родине, о ее благословенной судьбе
Условность театральная меня давно не привлекает, притом что все современные приемы шиты белыми нитками и понятны младенцу. Провинциальные театры сегодня грешат экспериментами на грани пошлости ещё больше московских. Считается, можно заманить зрителя, который, думают они, совсем глуп и понимает только скабрезность или того хуже. И я буду говорить не о таком театре сегодня, а о том театре, о котором мечтается.
«Иннокентий» — пьеса писателя Валерия Хайрюзова, которую мы уже несколько лет назад напечатали в журнале Союза писателей России, была и рождена автором, таким же неофитом, как и все мы, как просветительская, державная, государственная. Он будто бы сам со своим героем прошёл путь узнавания веры, путь восторга перед недюжинной силой Христова воина, пастыря, владыки, а затем святого Земли Русской святителя Иннокентия. Видно, как актёры, театр, режиссёр, автор преображают пьесу, работают над ней, чтобы и была это вовсе не постановка для того, чтобы удивить и зазвать на неё искушенного в развлечениях зрителя, а борьба за зрителя думающего, знающего, верящего, его вразумление, его понуждение к мысли и молитве.
Слава Богу, что есть в России ещё желание не развлекать, а вразумлять, и, хотя можно спектакль ещё улучшать и совершенствовать, и, как нам рассказывали, он уже сильно изменился со времени премьеры, главное состоялось – святитель Иннокентий пришёл к нам, в день сегодняшний, чтобы мы ещё пристальней вгляделись в прошлое, чтобы мы задумались о нашей, русской жизни, помолились друг о друге, о нашей Родине, о её благословенной судьбе и её будущей победе над силами тьмы ради добра, любви, надежды.


Марина ГАНИЧЕВА.

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: