Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
30.11.2018
Дебаты с русскими. Во всём ли прав Карл Маркс?
Маркс не угомонился. Свободолюбец стал головной болью для прусских властей. Сперва они сделали попытку подкупить мятежного публициста, а после её неудачи решили арестовать. Узнав об опасности, Маркс вынужден был покинуть Германию и большую часть жизни провёл в эмиграции — сначала в Париже и Брюсселе, а затем в Лондоне. Находясь там, он познакомился с знаменитыми социалистами, революционерами и мыслителями из разных стран. В их числе были и русские изгнанники.
От них Маркс получал информацию о России. С некоторыми у него завязались тесные и тёплые отношения. Кто-то стал его последователем и соратником. Почти все признавали превосходство его интеллекта, необыкновенную широту и глубину знаний. Но были и те, с кем он спорил, а то и конфликтовал. У Маркса с ранних лет сформировалась цельная картина о законах эволюции общественной жизни, которые он позже развивал и отстаивал. Сердцевина его взглядов оставалась неизменной. Это касалось не только природы капитализма, но и представления об идущем ему на смену будущем строе. Наряду с пророческими идеями здесь имелись и не вполне прояснённые аспекты. В дебатах с революционными выходцами из России слабые и недоработанные стороны его теории не ускользали от внимания оппонентов. Практика социализма в ХХ веке и последующий ход мировых событий подтвердили справедливость ряда воззрений полемизирующих с Марксом русских критических умов. Наиболее выдающимися из них были М.А. Бакунин и А.И. Герцен.
Бакунин ратовал за общество, основанное на самоуправлении независимых коммун. В книге «Государственность и анархия» (1873) говорится: «Никакая диктатура не может иметь другой цели, кроме увековечивания самой себя… диктатура способна породить в народе лишь рабство». Ещё он заявлял: «Если взять самого пламенного революционера и дать ему абсолютную власть, то через год он будет хуже, чем сам Царь».
Критикуя Маркса, Бакунин утверждал: «Он – авторитарный коммунист и сторонник освобождения и новой организации пролетариата государством, то есть сверху вниз, через разум и научный подход просвещённого меньшинства, исповедующего, естественно, социалистические взгляды и осуществляющего законную власть над невежественными и глупыми массами для блага же их самих». Между Марксом и Бакуниным были и другие расхождения во взглядах, а споры подчас перерастали в ссоры. Маркс упрекал Бакунина в «панславизме» – желании объединить все славянские народы против основных европейских государств, а Бакунин обвинял Маркса в «пангерманизме».
В 1868 году Бакунин вошёл в основанный Марксом I Интернационал, но затем выступил против «государственника» Маркса и начал борьбу за главенство в этой организации. Через некоторое время анархистов во главе с Бакуниным выдавили из неё. Обозленный Маркс тогда проклинал «московита», называл его «весьма посредственным человеком» и «законченным интриганом», сумевшим вместе со своим «стадом баранов» парализовать деятельность I Интернационала.
Тем не менее в написанном в 1871 году эссе «Мои отношения с Марксом» Бакунин не мог не признать: «Маркс — человек очень большого ума и учёный в самом широком и серьёзном смысле этого слова. Кроме того, Маркс пламенно предан делу пролетариата, которому он отдал всю свою жизнь».
Несколько позже русская революционерка Вера Ивановна Засулич (1849—1919) в письме Марксу вновь подняла вопрос о возможности перехода сельской общины в социализм. В набросках ответных писем ей Маркс в 1881 году высказал мысль, что при условии победы пролетарской революции в Европе, такой сценарий развития событий может иметь место. А через год, в предисловии ко второму русскому изданию «Манифеста коммунистической партии» Маркс и Энгельс писали: «Но рядом с быстроразвивающейся капиталистической горячкой и только теперь образующейся буржуазной земельной собственностью мы находим в России больше половины земли в общинном владении крестьян. Спрашивается теперь: может ли русская община — эта, правда, сильно уже разрушенная форма первобытного общего владения землёй — непосредственно перейти в высшую, коммунистическую форму общего владения? <...> Если русская революция послужит сигналом пролетарской революции на Западе, так что обе они дополнят друг друга, то современная русская общинная собственность на землю может явиться исходным пунктом коммунистического развития».
Но главным яблоком раздора между Марксом и Герценом стало все же то, что последний ставил под сомнение основополагающие идеи Маркса о классовой борьбе и диктатуре пролетариата. Для него война одной части нации против другой представлялась аномалией, катастрофой, чреватой неисчислимыми тяжкими бедствиями. И Маркс, и Герцен выпустили работы о Французской революции 1848 года, свидетелями которой были. Но рассуждая об итогах, Герцен впервые поднял вопрос об её «издержках». Насилие, по Герцену, неизбежно порождает ответную реакцию, образуя замкнутый круг, из которого трудно вырваться.
В «Письмах к старому товарищу» приверженец демократического социализма рассуждал: «Новый водворяющийся порядок должен являться не только мечом рубящим, но и силой хранительной. Нанося удар старому миру, он не только должен спасти всё, что в нём достойно спасения, но оставить на свою судьбу всё немешающее, необычное, своеобычное».
Как и Бакунину, Маркс ставил в упрёк Герцену «панславизм» и называл его «социал-дилетантом», «социалистом в лучшем случае на словах». Герцен же величал последователей и сторонников Маркса не марксистами, а «марксидами». Но, в отличие от Бакунина, никогда не вёл борьбу против вождей Интернационала, никогда не пытался сорганизовать против них недовольных их идеями и действиями.
За 135 лет после смерти Маркса теория прихода коммунизма как прямо противоположного буржуазной формации сменщика капитализма нигде не подтвердилась. Социализм ни в одной из стран не имел и не имеет перспектив перерастания в высшую стадию. Капиталистические страны заметно социализировались, а успешно проведшие рыночные реформы социалистические страны капитализировались. Явственно просматривается возможность мирной эволюции капитализма в направлении смешанного общества с развитой системой социальной защиты.
Хотя главные идеи Маркса не устаревают, а подкрепляются современной действительностью, многое требует пересмотра. Сам Маркс говорил, что он заложил лишь краеугольные камни научного знания, которое надо развивать в разных направлениях. Непреложные факты нашего времени указывают на необходимость сочетания социалистических и капиталистических начал, принципов планового и рыночного хозяйствования. Умелая их комбинация приводит к решению наиболее важных задач развития общества: высоким темпам экономического роста, социальной справедливости, развитию личности или человеческого потенциала. Сочетание двух противоположных начал и социальных систем даёт достаточно оснований для утверждения о свершающемся переходе человечества к новой интегральной формации, в которой вопросы классовой борьбы отходят на второй план, как это произошло, например, в Китае и Вьетнаме, где не отказались от социалистической идеологии.
Эти выводы особенно важны для нашей страны, оказавшейся в итоге ошибочно проведённых в 90-е годы реформ в системе координат бюрократическо-олигархического капитализма. Именно интегральное общество должно служить ориентиром для смены социального вектора и оптимальной экономической политики.
Указывая на социалистическую тенденцию развития человечества, Маркс не ошибся. Но правы оказались и многие из его критиков. Коррекция формационного подхода Маркса чрезвычайна важна для выработки новой идеологии нашего государства. При её создании не следует забывать о ценном багаже, оставленном великими русскими революционными демократами середины XIX века.
Комментарии:
Статьи по теме:
Управляемый хаос, или «Дамаск за три дня»
Экс-президент Сирии Башар Асад – в Москве. Потому что своей страны у него больше нет. Толпы &l...
Названы лауреаты Национальной премии «Имперская культура» имени профессора Эдуарда Волод...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий