Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
11.11.2011
Чудо, которое мы теряем
Названный именем легендарного древнеславянского певца-сказителя оркестр «Боян» создан в 1968 году одним из ведущих музыкантов России А.И. Полетаевым как экспериментальный. После признания музыкальной общественностью, профессиональной критикой и широкой публикой оркестр соединил в себе два начала – традиционные народные инструменты России и инструменты симфонического оркестра. В результате была блестяще реализована идея современного малого русского симфонического оркестра, который приобрёл необычайно красочную, разнообразную палитру и большой динамический диапазон. Такой оркестр не имеет аналогов ни в России, ни за рубежом.
целебности
Музыка «Бояна» поистине целебна, что доказывает и завидное здоровье Анатолия Ивановича, которому не приходится обращаться к врачам. Народная и классическая музыка благотворна для тела, души и состояния духовно-интеллектуального потенциала, что разительно отличается от молодёжных музыкальных пристрастий, когда, уже после какофонии дискотек, ставших, к сожалению, атрибутом учебных заведений, учащиеся не в состоянии справиться с контрольными работами.
Сколько наших молодых талантов гибнет после бесконечных ночных бдений в этом звуковом кошмаре – от школьных вечеров до общегородских ночных дискотек, наносящих непоправимый вред и духовно-физическому здоровью, и творческому потенциалу нации.
К сожалению, немногие посвящены в эти важнейшие проблемы, о чем в своих интервью рассказывает Анатолий Иванович — единственный музыкант и дирижер, удостоенный сертификата Международного агентства рекордов и достижений за целебное биоэнергетическое воздействие на слушателей.
Человеческая жизнь определяется качеством воздуха, воды, пищи и звука. Пища может быть и лекарcтвом, и ядом. И музыка способна вершить невероятное — так, ре-мажорная соната Моцарта излечивает эпилепсию, не подвластную официальной медицине.
В благотворной музыке проявляется и духовный потенциал музыканта, его доброта, благородство, его позитивный настрой, несущий гармонические вибрации связи с Высшим миром. Так что предназначение «Бояна» благотворно и спасительно.
В своей статье «Нужен ли «Боян» России ХХI века?» музыковед Московской государственной филармонии, заслуженная артистка России Г. Машинская пишет, что каждый из концертов А.И. Полетаева — это обращение к народу, это сохранность великих и благородных традиций, духоподъёмность — вот с чем выходит маэстро к дирижерскому пульту. И зал это понимает, наполняясь спасительной энергией.
А в каком культурно-звуковом пространстве находимся мы сегодня благодаря деструктивным программам ТВ?! Молодёжь утрачивает связь с великим духовным наследием своего народа, отчуждается от истинной культуры и лишается достоверного представления о русской истории, литературе, музыке и её великих подвижниках, — утрачивается всё, что должно быть передано новым поколениям. Это — признак несомненной деградации основ духовного существования независимого государства. Положение воистину критическое.
Назрело глубокое противоречие между космополитичной псевдоэлитой и подлинно национальной культурной элитой. На стороне компрадоров — финансовые преимущества и зарубежные союзники в России, а также развитая структура деструктивно-беспощадных СМИ.
Духовные ценности уходят на второй план (или вовсе стираются) из-за насаждения безудержного стремления к материальным благам и телесным утехам.
Цель подлинной жизни — эволюция индивидуального сознания, состоящая в развитии и одухотворении истинно человеческих качеств, отличающих нас от животных, тотально подменяется в погоне за разжигаемыми с раннего возраста чувственными страстями и телесными утехами, разрушающими душу и тело. Этим деструктивным процессам и противостоит великий дирижёр со своим детищем, но как раз за исполнение этой миссии и подвергается преследованию.
В своей проникновенной статье «Юбилей на грани беспредела» в журнале «Наш современник» № 3/2011 Н. Катаева зримо раскрывает это драматическое положение многострадального «Бояна».
«...Своей сверхзадачей мы считаем укрепление национального самосознания, заботу о славянском единстве. Вначале был написан «Гимн единения России с Белоруссией», который был хорошо принят на правительственном концерте. Потом в «Гимне славянского единства» А.И. Полетаев присоединил и Украину: «Белая Русь и сестра Украина вместе с Россией едины навек…».
Бесценны воспитательные возможности национальной культурной модели, будь то песня, и лучше – хоровая, соответствующая изначально хоровому принципу русской жизни и культуры. А сказка, заселяющая душу национальным мифом, сообщает маленькому человеку верные духовные ориентиры в мире Добра и Зла. Пребывание в живом пространстве сказки научает ребёнка инстинктивному пониманию главных концептов становления личного духа…».
Уникальность «Бояна» – в соединении симфоничности и народности самобытной палитрой с национальным акцентом. «Боян» – воплощение заповедей великого музыканта и просветителя А. Андреева: крепить русское самосознание, популяризировать русские песни, а также русские и славянские ритмы, вести развитие и воспитание на базе русских и славянских песен и ритмов.
которое мы теряем
И вот над этим уникальным, поистине космическим культурным явлением нависла угроза уничтожения. Угроза страшная, реальная.
В последние годы оркестр содержали на унизительном, нищенском уровне: музыканты оркестра получают 6 тыс. руб., заслуженные артисты республики — 11–12 тысяч. (И это при том, что все академические музыкальные коллективы получили президентские гранты в 50 млн рублей в год. Где они для «Бояна»?) Само по себе это уже кощунство.
Это исключает возможность приглашать квалифицированных музыкантов, способных решать поставленные задачи. Да просто существовать на таком уровне — за пределами человеческих сил.
Но спаянные единой сверхзадачей музыканты держались, «Боян» продолжал существовать и творить. Тогда чиновники от культуры взялись за дело с другой стороны.
Непонятно и поразительно, почему директор Департамента государственной поддержки профессионального искусства и народного творчества Министерства культуры Российской Федерации А.А. Шалашов вместе с министром культуры А.А. Авдеевым всё делает для того, чтобы лишить оркестр «Боян» его основателя и художественного руководителя — композитора, народного артиста СССР профессора А.И. Полетаева.
После неудачных попыток закрыть оркестр «Боян» в 2006 году общественности удалось добиться позитивных откликов тогдашнего Президента России В.В. Путина: «Оркестр сохранить и поддержать!», а затем и Д.А. Медведева: «Разобраться и помочь!». Однако в Министерстве культуры не только не разобрались, не помогли и не поддержали, но, напротив, решили его ликвидировать, лишив оркестр самого главного заинтересованного и компетентного лица — основателя этого уникального детища. С маниакальной настойчивостью обитатели высоких чиновничьих кабинетов ищут способы реализации этой навязчивой идеи.
При этом штат оркестра был сокращён с 71 музыканта до 30-ти. При таком составе концепция оркестра радикально меняется — он превращается в утилитарный ансамбль для аккомпанемента псевдонародным певицам.
«Это – дьявольский, разрушительный замысел», — комментирует А.И. Полетаев. При таком злонамерении уничтожается то, что создавалось годами и десятилетиями, то, что выкристаллизовалось за 40 лет напряжённого художественного поиска и было явлено как национально-духовное кредо России.
Они же — Шалашов и Авдеев — издали новый устав, исключив из штата оркестра художественного руководителя, где его функции ныне исполняет молодой и неопытный директор И.С. Шрамков. Абсурд!
Согласно всем уставам художественный руководитель является первым лицом, а директор занимается административно-хозяйственной работой.
Поняв, что прямое удаление Полетаева вызвало бы слишком большой скандал в обществе, Шалашов и Авдеев выдвинули новую идею: объединить в целях «оптимизации» работы и увеличения окладов музыкантов два коллектива – оркестр «Боян» и ансамбль «Россия», созданный Л. Зыкиной, и назначить директором Д.С. Дмитриенко.
Объединение столь несовместных явлений, столь разных исполнительских и композиторских традиций — абсурдно и кощунственно, так как при осуществлении этого варварского замысла погибнет и ансамбль «Россия», и уникальный оркестр «Боян», а уничтожение двух заслуженных коллективов — кощунство в квадрате.
Оркестр «Боян» – памятник культуры ХХ века, который хотят снести до основания русофобы и славяноненавистники, и этому надо дать отпор. Но битва еще не кончена. Нарастает гражданский протест знатоков и любителей национального достояния, собрано более 5 тысяч подписей в защиту прославленного коллектива.
И пусть зарвавшиеся чиновники любого уровня помнят: помимо людского суда есть еще суд времени. И если Шалашов, Авдеев и им подобные не хотят навечно остаться в памяти народной уничтожителями культурного достояния, не хотят попасть в Книгу позора – пусть они задумаются. Еще не поздно!
Музыка – космическая форма общения и сохранения информации. Гениальному Баху было позволено воспринимать музыку сфер и тайны мироздания. Чайковский с Рахманиновым также записывали музыку вечности. Народная музыка сохраняет в памяти самое благотворное, глубинное эстетическое и этическое воздействие, формирующее духовно-нравственное здоровье нации.
Сегодня чрезвычайно важно поддерживать связь с народной традицией, потому что наш народ подавляют и истребляют не только физически, но и духовно. И вопрос о национальном самосознании стоит остро, как никогда.
Алиса ЛЕОНТЬЕВА, доктор педагоических наук
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий