Комментариев пока нет
Рубрика: Образование и общество
12.07.2013
Что же будет c Родиной и с нашей историей?
у каждого своя
Академик Юрий Пивоваров опасается, что таким образом «возобладает «государственническая идеология», при которой хорошими окажутся и Колчак, и Фрунзе, и Ленин, и Деникин, и Сталин. Дескать, у каждого из них была своя правда. Именно такие, вроде бы объективистские подходы, стоят на пути подлинного понимания истории...»
С точки зрения учителя Константина Северинова, единое прочтение прошлого — огромная ошибка, это у нас уже было. Он сравнивает учебник с «костылём для убогого», наставляя своих учеников: «Это лишь первая ступенька. Вы должны идти дальше, учиться думать, спорить...». Подобных мнений немало. Профессор Борис Илизаров недоволен, что нас пытаются вернуть к единомыслию. «Какой может быть единый учебник при нашем непредсказуемом прошлом? Архивы по сей день не открыты, масса материалов под спудом — какую эпоху ни возьми. Потому и не знаем собственной истории...». Сталин тоже начинал со школьного учебника. В 1934 году со Ждановым и Кировым создал для этого специальную комиссию, сам правил текст и писал отдельные главы. Тот учебник для младших классов стал основой всех остальных, включая «Краткую историю ВКП(б)». «Интернета тогда не было, но были газеты и книги, которые отправили в спецхраны или стали уничтожать, как уничтожали людей...», — напоминает Борис Семёнович.
Так или иначе, противники унификации и единообразия своего добились. Официально объявлено, что единая концепция вовсе не подразумевает издание одной единственной книжки, по которой все будут учиться. Сколько их в итоге утвердят и выпустят, пока не ясно. Но в любом случае это радостная весть.
без идеологии?
Мировой опыт показывает, что для общественного консенсуса по острым вопросам требуется не менее ста лет. По словам члена Комитета СФ по науке, образованию, культуре и информационной политике Людмилы Боковой, не только мы, а все страны сталкиваются с фальсификацией своей истории и двигаются к осознанию своего прошлого сложными путями. Та же Австрия 43 года пыталась признать, что после аншлюса в период Второй мировой войны всётаки оказалась не жертвой, а воюющей страной на стороне Германии. В ирландских учебниках история всё ещё трактуется пока в духе идей протестантизма. Весь XIX век французы спорили, как относиться к Великой французской революции: каяться — не каяться, прощать — не прощать. Успокоились только в XX столетии.
Невероятно трудно угодить всем и у нас, особенно в освещении новейшей истории ХХI века. Люди начинают буквально клокотать, когда речь заходит о современных нам правителях. У каждого свой взгляд на то, чему свидетелем он был сам. Без обид и недовольства не получится, и чтобы не доводить дело до драки, решено завершить учебник 2000 годом. Хотя это ещё под вопросом.
«О Сталине разговор долгий и отдельный, — соглашается Сергей Журавлёв. — Важно понять другое: «тёмных» сторон никто скрывать не намерен, но мы решили уйти от чрезмерной политизации и не акцентировать внимание на негативе. Можно ведь вообще написать историю на основании милицейских сводок. Или отразить 20—30е годы на материалах «Лубянка — Сталину», в которых НКВД представлял отчёты о положении в стране... Мы же хотим более объективного и разностороннего взгляда и предлагаем такой подход: в Гражданской войне не было ни правых, ни виноватых. Каждая из борющихся сторон посвоему понимала свои цели и задачи. Это была национальная трагедия, в причинах которой давайте последовательно разбираться без навешивания ярлыков».
По словам Сергея Владимировича, нельзя оценивать исторические события, исходя из современного законодательства и сегодняшних представлений о нравственности. Надо попытаться рассказать школьнику, что представляла собой Россия в период Гражданской войны, какова была в тех условиях цена человеческой жизни. Чтобы молодой человек почувствовал: страна была совершенно обрушена сложившейся тогда ситуацией, находилась в моральнонравственной катастрофе. Сегодня есть масса конспирологических публикаций о событиях начала ХХ века, революции, совершённой якобы на деньги Запада, приходе к власти большевиков, которые изображаются как исчадие ада и пр. Учёные не могут принять такие трактовки всерьёз. Ибо для того, чтобы случился Октябрь 1917 года, нужны были крайне веские внутренние основания и причины, прежде всего кризис власти, усугублённый Первой мировой войной. Потому все рассуждения о жидомасонском заговоре, западных агентах, германских деньгах — это всё годится не для учебника, а для иных изданий...
перегрузок
При том, что классовой оценки в нынешних учебниках как будто нет, классовая модель общества осталась. Зато упора на причинноследственные связи происходящего нет, новые факты зачастую вкраплены в старые парадигмы и налицо открытая нетерпимость к некоторым историческим персонам и их действиям. «Не хотелось бы, чтобы эти пережитки имели место в новых учебниках. А если говорить об оценке событий, то она должна быть прежде всего нравственной. Учебник призван научить ребёнка жить в открытом обществе и быть патриотом своей страны», — пожелала Людмила Бокова.
Станислав Говорухин 24 июня на заседании, посвящённом годовщине воссоздания РИО, сказал, что этот новый учебник будет временным, потому что у авторов не хватит честности правдиво написать о новейшей истории.
На что Карен Шахназаров возразил: «Честность в таком деле не главное. Главное, чтобы школьник понимал, что он живёт в лучшей в мире стране и гордился ею. Мне, воспитанному на советском школьном учебнике, это не помешало потом узнать всё остальное. Взрослые же не рассказывают детям все о своей личной жизни...».
Страсти вокруг будущего учебника кипят не зря. Притом что написать историю великой страны правдиво и миролюбиво — задача не из лёгких, очень не хочется очередной лжи. До 1930х годов «история» в школе у нас не преподавалась. Считалось, что это политика, опрокинутая в прошлое, т.е. не наука. Теперь мы имеем науку, вышедшую на самую передовую, задающую тон линию жизни. И как сказал ктото очень умный: «Бог не может изменить прошлое. Но историки могут».
P.S. Все, кому небезразлична история любимого Отечества, могут вступить в дискуссию и высказать свои соображения на сайтах РИО (Российского исторического общества), Ассоциации учителей истории и обществознания, проекта «Пишем историю вместе» и портала «История.РФ».
Татьяна ПЕТРОВА
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий