slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Честь имею!

Об исторической прозе Андрея Воронова-Оренбургского

Впервые с прозой Андрея Воронова-Оренбургского я столкнулся семь лет назад, когда в руки мне попался роман «Барабаны судьбы» из цикла «Фатум». Буквально с первых страниц книга  захватила моё внимание. Закрученная интрига, динамичное развития сюжета, а главное — неизвестные страницы русской истории XIX века, которую мы, казалось бы, изучили вдоль и поперёк. 

Петербургские интриги и шпионские козни англичан. Зверская расправа с посланцами русской короны и беглые каторжники на другом краю русской земли в далёком Охотске. Интрига романа продолжает сжиматься упругой пружиной. Погони, загадочные убийства, американские пираты… Фрегат «Северный Орёл» пересекает Тихий океан, направляясь к берегам Русской Америки, а в это время в Испанской Мексике разгорается национально-освободительное восстание.
Фантазия автора безгранична. Но насколько она фанта-зия? Насколько авторский вымысел соотносится с историческими реалиями? Андрей Воронов-Оренбургский умеет оживлять картины нашего героического прошлого, что в полной мере проявилось в новом историческом романе «Ярое Око», которым московское издательство «Альва-Первая» открыло серию «Все романы Андрея Воронова-Оренбургского».
«Ярое Око» — первая книга цикла «Знамёна и стяги России». Далёкие трагические события мая 1233 года от Рождества Христова, когда русские ратники под водительством галицкого князя Мстислава Удатного (Удачливого) сошлись в смертельной схватке с авангардом Чингизова войска, туменами Субэдэя и Джэбэ, — кульминация этого историко-авантюрного романа. Именно историко-авантюрного, поскольку, как я уже говорил, Андрей Воронов-Оренбургский в совершенстве владеет искусством создания исторической авантюры. И это редкий дар.
В наши дни исторический роман переживает не лучшие свои времена. На книжном рынке бал сегодня правят детектив, женская мелодрама, фэнтези и «чернуха» в стиле панк. Серьёзная психологическая проза оттеснена на периферию литературного пространства, что же до исторического романа, то здесь главенствует фэнтезийная героика Волкодава и прочих мифологических персонажей. В ходу также всякого рода романтические саги о куртуазных похождениях псевдогероев: в лучшем случае — гардемаринов, в худшем – «адъютантов любви». История здесь — лишь более или менее удачная декорация для незатейливого сюжета, клонированного из глянцевых журналов.
Тем отраднее сознавать, что у великих наших исторических романистов – Валентина Пикуля и Дмитрия Балашова есть преемники традиции. Андрей Воронов-Оренбургский — один из немногих исторических романистов, для которого История Отечества — та самая святая хоругвь, которая сопровождала русские дружины на смертный бой с завоевателями Вселенной.
Бережное следование историческим реалиям заставляет автора в одинаковой мере отдавать дань внимания как князьям Киевской Руси, так и противостоящей стороне – чингизовым полководцам Субэдею и Джэбэ. Они враги, но их психологические портреты прописаны с не меньшей убедительной достоверностью, что и галерея русских князей и их непостоянных союзников — половецких ханов.
Впрочем, герои романа — не только князья и ханы. Здесь мы видим простых русских ратников и монгольских багатуров; готового на самое низкое предательство бродника Плоскиню и замечательных русских женщин, подобных легендарной Ярославне.
Но самое замечательное в романе – это сюжет, который мчит читателя, как быстроногий конь, к кульминации. К масштабным батальным сценам, которые дали полное основание издателям из «Альвы-Первой» назвать собрание романов Андрея Воронова-Оренбургского «Летописью русской славы».
Вторая книга серии «Все романы Андрея Воронова-Оренбургского» — роман «Андреевский флаг» также относится к циклу «Знамёна и стяги России». На сей раз автор отсылает нас в начало восемнадцатого века, когда «Россия молодая мужала с гением Петра». В центре романа подвиг экипажа брига «Виктория», который противостоял в смертельном бою шведской эскадре, стремившейся бомбардировать и захватить Архангельск. Как и битва на Калке, описанная в хрестоматийном романе Василия Яна «Чингис-хан», так и беломорская баталия, известная читателям по роману Юрия Германа «Россия молодая», получили в романах Воронова-Оренбургского новое полифоническое звучание. Герои этого романа — живые люди, умеющие любить, страдать и идти на смерть ради Отечества. Сентиментальный роман капитана Григория Лунёва и его возлюбленной Машеньки Панчиной развивается на фоне грозных сполохов Северной войны, в которой Россия постигала науку побеждать. Подвиг брига «Виктория», не посрамившего Андреевский флаг, – история вымышленная. Но всё остальное в этом историческом романе хроникально правдиво. Вот так причудливо переплелись в этой небольшой книге правда и вымысел. Но хочется верить, что был на русском флоте славный офицер Григорий Лунёв, что была у него на Москве любовь – Машенька Панчина, что был хлебосольный московский граф Иван Евсеевич Панчин. Как и в «Яром Оке», герои «Андреевского флага» говорят на ярком и образном русском языке, которому Андрей Воронов-Оренбургский уделяет первостепенное внимание.
Особо хотелось бы остановиться на романном цикле «Эшафот».
Первые пять романов цикла: «Рай под тенью сабель», «Кавказ – проповедь в камне», «След барса», «Дарго – кровь за кровь» и «Волчье эхо» — представляют широчайшую панораму кавказских войн первой половины девятнадцатого века.
 С первых же страниц романа «Рай под тенью сабель» автор стремительно закручивает сюжетную интригу. Кавалергардский ротмистр Аркадий Лебедев выполняет весьма деликатное поручение великого князя Михаила Павловича, который в знаменитом Гроховском сражении с польскими повстанцами в 1831 году едва не лишился жизни. Спасли его от гибели отчаянная атака лейб-гусар и самопожертвование гусарского поручика Александра Холодова, прикрывшего великого князя своим телом. И вот спустя пятнадцать лет ротмистр Лебедев привозит старикам Холодовым младенца, внебрачного сына великого князя, которому суждено стать будущим графом Холодовым. Неожиданное зверское убийство старого графа Петра Холодова бросает тень на ротмистра, он должен покинуть гвардию, Петербург и начать ратную жизнь на мятежном Кавказе.
Такова авантюрная завязка этой пятитомной эпопеи.
В отличие от первого периода кавказских войн, известного как ермоловский, который был блестяще описан генералом Василием Потто, о втором периоде кавказской войны, более известном как пора мюридизма, не так уж много исторических источников. И здесь следует отдать должное Андрею Воронову-Оренбургскому, который буквально по крупицам собирал воспоминания современников и участников сражений на Кавказе по прибытии туда графа Воронцова, сменившего генерала Нейдгардта на посту главнокомандующего Кавказским корпусом. Это прежде всего воспоминания генерала Григория Ивановича Филипсона, «Записки» М. Ольшевского, «Мои воспоминания» А. Дондукова-Корсакова, очерки А. Керсновского из его «Истории русской армии». Верный своему правилу давать объёмную картину описываемых им событий, Андрей Воронов-Оренбургский в книгах цикла «Эшафот» скрупулёзно описывает быт и нравы горцев Кавказа, даёт психологически выверенные портреты имама Шамиля и его соратников. И здесь автор опирается на такое авторитетное повествование истории мюридизма, как знаменитая книга Расула Гамзатова «Мой Дагестан».
Центральная тема пяти романов цикла «Эшафот» — противостояние двух выдающихся исторических личностей, имама Шамиля и графа М.С. Воронцова. Кульминацией этой части повествования становится знаменитая даргинская экспедиция Воронцова, которая, как известно, закончилась катастрофой. «Аул Дарго был, правда, взят и разорён, — пишет историк Керсновский, — но на обратном пути наши войска, двигаясь по труднодоступной местности и терпя большую нужду в продовольствии, попали под удары скопищ горцев, неуловимых в привычной им обстановке, и понесли тяжкие потери (свыше трети всего состава). Мы лишились 3 генералов, 141 офицера, 2831 нижнего чина и потеряли 3 пушки».
Характерная особенность большинства исторических романов Воронова-Оренбургского — их открытый финал. Читатель с сожалением перелистывает последние страницы романов из циклов «Фатум» и «Эшафот», поскольку судьбы главных героев остаются недосказанными. Впрочем, очередная трилогия цикла «Эшафот» скоро станет достоянием читателей. Автор наносит сейчас последние штрихи в этом историческом повествовании, охватывающем 50—80-е годы XIX столетия. Издательство «Альва-Первая» в ближайшее время приступит к публикации романа «Пиковая Дама – Червонный Валет» и его продолжений «Дикое золото» и «Охота на царя». В этих книгах читатель встретится как с некоторыми уже знакомыми нам героями «кавказских» романов, так и с новыми персонажами, главный среди них — актёр Алексей Кречетов, которому судьба уготовала стать секретным агентом русской военной разведки и «телохранителем Его Величества». И здесь в центре исторической интриги –тайная борьба русской контрразведки с происками извечных врагов России — англичан и поляков.
Но вернемся к уже вышедшим романам Андрея Воронова-Оренбургского. Как я уже говорил, автор не только бережно следует историческим источникам, что уже опровергает сомнительный комплимент о появлении «русского Дюма», но и всемерно оберегает русский язык. Его проза по стилистике близка романам русских писателей XIX столетия. Андрей мастерски владеет искусством построения диалога. Каждый из героев имеет одному лишь ему свойственные интонации. Каждый из многочисленных персонажей, населяющих романы Воронова-Оренбургского, надолго запоминается индивидуальными чертами.
Книги Андрея так и просятся быть перенесёнными на экран, настолько зрима и красочна его проза.
Всегда радостно открывать талантливого писателя. Встреча с книгами Андрея Воронова-Оренбургского радостна вдвойне. Для этого писателя патриотизм — не просто авторская идеология, для него это воздух, которым он дышит и живёт. И присутствие на литературном поле этого исторического романиста вселяет надежду на то, что героическая летопись русской ратной славы будет продолжена новыми романами писателя.
А мы, читатели и почитатели его таланта, с нетерпением будем ждать выхода новых томов авторского собрания, которое с замечательной настойчивостью выпускает патриотическое издательство «Альва-Первая».

Виктор Притула.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: