Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
07.03.2013
Чапай: то ли красный, то ли белый
В фильме звучит сочинённая бойцами незамысловатая песня о любимце-начдиве, которую они распевают под гармонь. И всё же в фильме Чапай изображен таким, что порой не разберешь: то ли он революционер, то ли «контра», этаким полосатым: одна ленточка красная, другая – белая и т.д. Размышляя вслух, он наедине с собой произносит: «Революция – это грязь, кровь, братоубийство». Станиславский сказал бы: не верю! Не поверит в это и вдумчивый зритель: по меньшей мере странно вкладывать такие слова в уста человека, отдавшего всего себя целиком и даже свою молодую жизнь делу революции. Вы, наверное, заметили, что такого рода фильмы выдают страх современной буржуазии перед своим будущим: если, не дай Бог, такое повторится, то придётся возвращать отобранную у народа собственность, которая создавалась им десятилетиями упорного труда. В романе Фурманов не скрывает, что Чапаев порой резко высказывается о штабах, реввоенсоветах, комиссарах и даже о ЧК. Но на всём этом, гиперболизируя, киношники построили идеологическую платформу своего фильма. Начдив, оказывается, держит в дивизии для любовных утех некую девицу Татьяну Мальцеву — дочь дворянина, белогвардейского полковника, которая застрелила зампредседателя местной ЧК, домогавшегося её любви. Когда Татьяну пытаются схватить и наказать за убийство, Чапаев организует её побег к белым.
Какой фильм, книгу, статью, созданные антисоветчиками, сейчас ни возьми, чекисты изображены в них грязными, аморальными, подлыми людьми. Вдобавок надо сказать: какой же сериал у нас обходится теперь без эротических сцен?! Создатели фильма явно «притягивают за уши» некую Анну Стешенко, якобы жену комиссара чапаевской дивизии, которой в его романе и в помине нет. Кстати сказать, в фильме комиссар Фурманов действует под своей настоящей фамилией, тогда как в произведении — под именем Фёдора Клычкова. Анна Никитична по уши влюбляется в черноусого комдива, бесстыдно отдаётся ему в салоне автомобиля, за спиной шофёра. Когда же разгневанный комиссар отвешивает изменщице звонкую пощечину, та пускается в рассуждения в духе знаменитой феминистки Александры Коллонтай: мол, революция уравняла в правах мужчину и женщину, которой решать, кого ей любить, а кого нет. Очень хочется киношникам убедить зрителя в том, будто революция изначально породила безнравственность, аморализм, половую распущенность. Не зря же сейчас на телевидении вовсю развернулась идеологическая кампания по дискредитации знаменитых революционерок, будто бы пропагандирующих свободную любовь, создавших теорию так называемого стакана воды. Ну, как не поддержать эту кампанию? Делается это, полагаю, с тем, чтобы поддержать теперешних жрецов и жриц «свободной любви» в лице олигархов и так называемых звёзд эстрады, меняющих, как перчатки, любовниц и любовников и бесстыже афиширующих это на экранах и газетных полосах.
Чапаевцы представлены в фильме немилосердными жестокими убийцами: пачками пускают в «расход» пленных врагов лишь затем, чтобы снять с убитых одежду и сапоги, зарубают ни за что ни про что сельского священника. Дескать, поглядите, какие кровожадные эти красные, ко всему же ещё безбожники. Киношники умышленно игнорировали описанную Фурмановым историю, когда в одной из атак чапаевцы захватили около восьмиста колчаковцев, и, убедившись в том, что эта масса обманутых верховным правителем, открыли им глаза на происходящее, вследствие чего больше половины пленных влились в Красную армию.
Умышленно умалчивается о садистской жестокости белых. Захватив в плен красноармейцев, рассказывает Фурманов, «один из подлецов придумал дьявольское наказание. Несчастных... посадили на стулья, привязали веревками и начали вырезать около шеи кусок за куском полоски кровавого тела... вырежут – и посыпают солью, вырежут — и посыпают: от нестерпимой боли страшно кричали обезумевшие красноармейцы, но крики их только раздражали остервенелых зверей».
Из фильма следует, что не красные, не большевики, а белогвардейцы испытывали жгучую боль за Россию, оказавшуюся волею истории в смуте. Есть несколько сцен, когда господа белогвардейские офицеры за рюмкой иноземного коньяка, за игрой в русскую рулетку выражают тревогу о будущем несчастной России. А ведь историческая правда в том, что не они, а именно большевики удержали тогда Отечество у самого края пропасти. Сравнивая сюжет телефильма с произведением «Чапаев», автор вовсе не склонен думать, что сериал надо было снимать непременно по фурмановскому роману. Но ведь чапаевский комиссар создал документально достоверное произведение, он, как никакой другой писатель, был тесно связан со своим героем.
По всему видно, что сценарист и режиссер всё же заглядывали в фурмановский роман, но выбрали только то, что глянулось им. С одной стороны, последнее время власти предержащие много говорят об усилении патриотического воспитания, с другой — буржуазные СМИ под шумок этих речей неустанно разрушают образы признанных героев советской эпохи. А что же созданная Медведевым в бытность его президентом Комиссия по противодействию фальсификациям истории? Она молчит и будет молчать, ибо именно фальсификации сейчас нужны нынешним хозяевам жизни и их щедро оплачиваемым слугам. Боимся, что фильм, в котором в таком виде представлен Чапаев, может послужить поводом, чтобы не включить его героическую 25-ю дивизию в число прославленных, о чём говорил В. Путин в своем декабрьском послании. Зато очень возможно, что сюда могут быть включены деникинская Добровольческая армия, дивизии и полки Колчака, с таким умилением и любовью показанные в телесериале «Адмирал». Поживём — увидим.
Анатолий РЕЧМЕДИН.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий