Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
09.10.2020
Бывшие мальчики у той же дальней реки. «Затейник» Виктора Розова в театре «Сфера»
Эмоционально спектакль выстроен смело, по-своему даже отчаянно, потому как происходящее не может не волновать зрителя любого возраста: как уже выросших мальчиков — сегодняшнее старшее поколение, так и мальчиков нынешних, во многом не похожих на своих сверстников последнего периода уходящей Оттепели (таково время действия). В «Затейнике» живут, дышат, переживают и действуют три поколения. Старшее – бывший важный чиновник Алексей Павлович Селищев (Александр Алексеев), его сестра Мария (Ирина Сидорова) – оба весьма непростые по характерам люди, дети своего сложного времени. Второе поколение 37-ми летних — тот самый любовный треугольник — преуспевающий мещанин, эгоист Валентин Селищев (Анатолий Смиранин), его жена Галина (Александра Чичкова) и тот самый затейник – Сергей Сорокин (Николай Иванов), из-за которого, по сути, и разгорелся весь сыр-бор. Наконец, совсем юные, милые обладатели смелого взгляда на жизнь и крепкого кредо Эдуард (Дмитрий Триумфов) и его жена-детдомовка Тамара (Екатерина Богданова).
…Всё действие – сплошные глубокие и принципиальные «дуэли», начало которым было положено больше семи лет назад, когда старый Селищев ради любви сына к Галине шантажировал девушку жутким образом (угрожая арестом), из-за чего был изгнан жених Галины, но удовлетворён сын Селищева Валентин. Сергей Сорокин, не пришедшийся ко двору, был вынужден отказаться от невесты и отправиться бродить по стране, осев, наконец, в санатории в Сочи в качестве массовика-затейника, похоронив собственные таланты, что были в нём заложены. Случайная встреча Валентина на курорте с Сергеем вылилась в драку и кучу оскорблений со стороны Валентина, презирающего старого друга за то, что он опустился: занимает унизительную должность, читает детективы вместо классики, хранит фотографию бывшей невесты, которую продолжает любить без надежды на светлые перемены. Тут, конечно, возникает серьёзный разговор за рюмкой беленькой. Валентин пытается заставить Сергея расписаться в своей несостоятельности, признать во всем превосходство бывшего друга. Из этой блистательно сыгранной актерами «дуэли» становится ясно, что, похоже, самый большой неудачник во всей истории — Валентин, а Сергей всё больше вызывает симпатии зрителей…
Бывшие мальчики расстаются после драки, чтобы никогда больше не встретиться. Действие переносится в Москву, где по-настоящему переживает из-за давней подлости отец Валентина (первоклассная работа Александра Алексеева). Скучно и без любви бытует его жена. Юной паре мешает мамаша-мещанка: она убеждена, что всё у молодых будет плохо. А они думают обратное: всё будет хорошо, если им не станут морочить голову назойливой опекой.
Такая расстановка сил. И просто «кровавые дуэли». В первую очередь – Валентина с женой. Да, она его не любит, вышла за него из-за шантажа свёкра, но терпит, пока не узнает от Валентина всё про Сергея.
Галина продолжает любить Сергея и не скрывает этого. Свёкор давно осознал мерзость содеянного им, суть своего сыночка ему отвратительна. Галина с подачи свёкра улетает в Сочи, ещё не зная, что и как может сложиться у неё с Сергеем. Валентин в отчаянии. Молодые находят общий язык со старшим Селищевым…
Словесные дуэли несут в себе массу необходимого смысла, простой философии жизни — всё это раскаляется мощно и убедительно, заставляя зрителей глубоко сопереживать. А великолепная актёрская семерка играет так ярко, что трудно назвать лучших. Но первая скрипка – и это логично! – старший Селищев. Персонажи живут на сцене и дышат вживую. Действию помогает прекрасно подобранные в «Сфере» музыка и песни 60-х годов, и, что особенно важно для общего внутреннего смысла спектакля, главная мелодия Кристофа Виллибальда Глюка из оперы «Орфей» (музыкальное оформление Павла Герасимова). И очень важна точная, убедительная, и для нас, старшего поколения, узнаваемая лаконичная обстановка действия (сценография и костюмы Ольги Коршуновой).
Это хороший и умный спектакль. Тема его не устарела. Он уверенно шагнул в день нынешний. Будучи достаточно хорошо знакомой лично с Виктором Сергеевичем Розовым, я уверена, что, увидев спектакль Александра Коршунова, он бы от души поздравил его. Спасибо театру!
Комментарии:
Статьи по теме:
Открытое письмо Александра Руцкого
Президенту Российской Федерации Путину В.В. Депутатам Государственной Думы Федерального Собрани...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий