slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Быть Мариной Цветаевой

   Не знаю, кому в издательстве «АЛЬФА-КНИГА» пришла в голову мысль начать серию «Полное собрание в одном томе». Но знаю наверняка, что идея такой серии оказалась весьма своевременной. Книжный бизнес, как и другие отрасли, неизбежно будет затронут кризисом, и многим издателям предстоит пересмотреть планы на завтра. Что же касается серии «Полное собрание в одном томе», то она идеально вписывается в сложную экономическую ситуацию, когда большинству читателей придётся умерить свои аппетиты. 

 Следует отметить, что время больших домашних библиотек подошло к закату. Факторов, определивших эту грустную тенденцию, несколько. Прежде всего наступление эры Интернета, аудиокниг и прочих электронных носителей, которые потеснили КНИГУ как таковую. Значительно упал и читательский интерес. Сегодня в России читают в разы меньше, чем читали в СССР. И хотя полки магазинов трещат под тяжестью всё новых и новых изданий, это книжное изобилие обманчиво.
  Однако давайте вспомним первые послевоенные годы, когда книг в стране катастрофически не хватало. Тогда издатели стали выпускать однотомники большого формата, в которых, как правило, было представлено творчество классиков русской и зарубежной литературы. Почти в каждой квартире была этажерка с книгами. Библиотечка насчитывала, как правило, не больше полусотни томов, но этот послевоенный минимализм нисколько не ограничивал кругозор владельца такой вот этажерки.
  Составители серии «Полное собрание в одном томе» предлагают читателям лучшие образцы поэзии и прозы из мировой копилки. Представление серии хочу начать с книг трёх выдающихся русских поэтов прошлого столетия, без творчества которых немыслим Серебряный век в русской культуре.
  «Полное собрание поэзии и прозы» Анны Ахматовой – одна из последних книг серии. Книга эта замечательна тем, что в отличие от поэтических или прочих сборников поэтессы, выходивших под знаком «Избранное», её творческое наследие, за вычетом поэтических переводов, писем, дневников и писем, представлено в хронологическом порядке день за днём, как писалось. Составить такую книгу задача непростая, однако составители, отказавшись от традиционного разделения на поэзию, прозу и драматургию, справились с ней блестяще.
  «…Она была одним из самых образованных поэтов эпохи. Терпеть не могла тратить время на чтение модных и пустопорожних сенсационных вещей, о которых кричали журнальные рецензенты и критики. (…) Пушкина знала она всего наизусть — и так пристально, долго и зорко изучала его и всю литературу о нём, что сделала несколько немаловажных открытий в области научного постижения его жизни и творчества», — писал Корней Чуковский.
  «В её описаниях всегда присутствуют черты и частности, которые превращают их в исторические картины века. По своей способности освещать эпоху они стоят рядом со зрительными достоверностями Бунина», — отмечал Борис Пастернак.
  «Полное собрание поэзии и прозы» Бориса Пастернака вышло к пятидесятилетию его награждения Нобелевской премией.
  «Формулировка Нобелевского комитета: «Премия присуждается за выдающиеся достижения в современной лирической поэзии и продолжение благородных традиций великой русской прозы». Именно совокупность творчества — поэзии и прозы, — отражённая в предлагаемом читателям томе, была оценена самой значительной литературной премией, вопреки распространённому представлению о том, что премия была выдана за роман «Доктор Живаго», — отмечают в послесловии составители этого тома Евгений и Елена Пастернаки.
  «…Пастернак – это сплошное настежь: глаза, ноздри, уши, губы, руки. До него ничего не было. Все двери с петли: в Жизнь! И вместе с тем, его более чем кого-либо нужно вскрыть», — это о нём другой поэт Марина Цветаева. А вот, что она говорила о самой себе: «Люди театра не переносят моего чтения стихов: «Вы их губите!» Не понимают они, коробейники строк и чувств, что дело актёра и поэта – разное. Дело поэта: вскрыть – скрыть».
  Собрать в одном томе её поэзию, прозу и драматургию, вскрыть мир Цветаевой во всей пронзительности её мироощущения — такова была задача составителя этой книги. Как отмечает Евгений Клюев: «Цель (составителя) в том, чтобы дать читателю возможность рука об руку с Мариной Цветаевой пройти её творческий путь — строка за строкой, в той последовательности, в которой строки рождались. Иными словами — прожить её жизнь: жизнь едва ли не самой трагической литературной фигуры минувшего века. И если угодно – на время чтения стать Мариной Цветаевой, подчинившись хронологии поэтических событий, которые осознавались поэтом как единственно подлинные. А другой хронологии в этой жизни, пожалуй, и не было».
  «…Хочется спать Вам? И спите, и пусть
  Сны ваши будут красивы;
  Пусть не мешает анализ больной
  Вашей уютной дремоте.
  Может быть, в жизни Вы тоже покой
  Муке пути предпочтёте.
  Может быть, Вас не захватит волна,
  Сгубят земные соблазны, —
  В этом тумане так смутно видна
  Цель, а дороги так разны!».
  «Полное собрание поэзии, прозы, драматургии» Марины Цветаевой, возможно, одна из лучших книг проекта «Полное собрание в одном томе», к рассказу о котором мы вернёмся в ближайшее время.
 

Полосу подготовил Виктор ПРИТУЛА.

 

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: