Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
05.04.2019
Быть ли мемориалу
Со всей очевидностью автору исследований удалось показать процесс, когда высокая идея служения российской государственности действительно смогла объединить многих, причём преградами не стали ни социальные, ни национальные барьеры.
Уже в начале 90-х годов, на заре так называемого возрождения казачества — процесса лукавого и неоднозначного, приведшего терцев в Чечне и Дагестане к утрате своих исконных территорий, — значение терских георгиевских кавалеров в сохранении исторической России было как никогда очевидно.
Вопрос о создании мемориала георгиевских кавалеров Терского казачества с памятным крестом, освящённым в память трагического опыта XX века, был поставлен старейшинами ТКВ. Инициативной группой и авторами проекта стали: старейший казак ТКВ М.В. Братчик, атаман Владикавказского округа В.К. Храбрых и член правления Грозненского округа В.С. Пархоменко. Усилиями многих консультантов-историков, специалистов по мемориальной дореволюционной архитектурной форме удалось создать удачный высокохудожественный проект мемориала, достойный исторического центра терцев — Владикавказа. Проект был представлен и одобрен в Союзе казаков, в архитектурной комиссии города, митрополитом Ставропольским и Владикавказским Гедеоном.
Тогда, в конце 90-х годов, логическим местом расположения мемориала, по мнению старейшин ТКВ, мог бы стать парк им. Жуковского — место расположения некогда существовавшего, но разрушенного в годы атеизма храма св. князя Александра Невского и мемориального кладбища с захоронениями выдающихся граждан Терской области.
В декабре 1999 г. на Атаманском совете в Москве я был представлен нашими старейшинами как один из соавторов проекта мэру Москвы Ю.М. Лужкову, который сразу же отметил высокую гражданственность идеи проекта, его положительную роль в патриотическом воспитании и сплочении северокавказского общества. Мэрия Москвы на реализацию проекта во Владикавказе выделила 400 тыс. рублей — сумма по тому времени более чем достаточная.
Однако не стоит забывать, что это было за время: 90-е годы — время развала страны и, следует сказать прямо, время, когда патриотизм наших региональных элит был под знаком большого вопроса.
Проект был представлен в архитектурную комиссию города, члены которой наглядно смогли убедиться в том, что казаки-терцы — это народ, имеющий свою православную культуру, воинские мемориальные традиции. Содержательной и интересной была его информативная часть. В фасадной части мемориала располагались стелы с полным перечнем георгиевских кавалеров ТКВ разных лет и барельефом Державной иконы Божией Матери. Обратная сторона мемориала имела перечень наиболее известных боевых операций за более чем 400-летнюю историю войска. Фасадная и обратная стороны содержат обрамление из евангельских и ветхозаветных цитат.
Невзирая на поддержку интеллигенции республики, многочисленных российских и республиканских патриотических организаций, мэрия Владикавказа всё же не выдала документ на землеотвод (речь шла о 60 кв. м). Правление и совет старейшин ТКВ считают своим долгом сегодня, при более благоприятной обстановке в республике, возобновить благородную работу по увековечиванию воинской славы своих предков.
Владимир ПАРХОМЕНКО,
есаул ТКВ.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий