Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
24.08.2018
Божий строитель
В этом величественном соборном храме в честь святого Игоря Черниговского, небесного покровителя Игоря Александровича, и состоялось 16 августа отпевание, которое совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, хорошо знавший почившего.
«И этот храм, верю, долгие столетия будет стоять как памятник веры человека XX и XXI века, — вторил этим словам в заупокойном богослужении Святейший Патриарх, — как память о человеке, который соединил в себе любовь к Богу, к церкви и любовь к Родине».
Трудно вообразить себе более деятельную, многогранную и кипучую жизнь, чем та, которую прожил Игорь Александрович. Длинная дорога, со взлётами, падениями, ухабами и тряской, но всё равно это была дорога победителя. Два института за плечами — Омский и Иркутский, армия. В 23 года мастер, в 24 — прораб, в 26 — начальник поезда. Дальше по лестнице вверх с той же скоростью: мастер участка, управляющий трестом, начальник строительного управления «Югстрой» в системе МПС. Какая школа жизни и труда, какой опыт, помноженный на знание людей!
Прирождённый лидер, Игорь Найвальт почти четверть века назад основал «Балтийскую строительную компанию», годовой оборот которой в хорошие времена превышал полсотни миллиардов рублей. Внушительно, размаха шаги саженьи. В компании тогда работали 33 000 человек, руководство уже вплотную подступалось к захватывающему проекту ВСМ – высокоскоростной магистрали Москва — Петербург. Не сложилось. И до сих пор ВСМ в России нет!
По русскому присловью, от тюрьмы да от сумы Найвальт не зарекался. «То есть на пути к успеху необходимо пройти огонь, воду и медные трубы? – спросили его однажды. «Огонь и вода — это ничто по сравнению с медными трубами! – отвечал Найвальт. — Человек должен знать себе цену и при этом не отрываться от земли. Но и для этого Господь, если надо, даст силы».
А касательно сумы вспоминаются такие слова Игоря Александровича: «Любой человек может стать нищим. Всё в руках Господних. У Третьякова, основателя Третьяковской галереи, было такое выражение: «Какой же ты русский купец, если три раза за жизнь не разорился?» По Третьякову, человек трижды должен был стать нищим — это проверка на прочность. Вообще, у Господа всё правильно: если Он тебя притормозил или остановил в твоих успехах — значит, дал время на осмысление».
Как православный человек, генеральный директор Найвальт положил себе за правило по обычаю русского купечества жертвовать десятину (10 процентов) от прибыли на церковь. «Это наш долг перед церковью, и мы свято его выполняем, – говорил Игорь Александрович. – Россия будет устойчива на трёх точках опоры: духовность, бизнес и государство. Если они будут присутствовать и развиваться, то ещё долго простоит наша богохранимая страна».
БСК развернулась мощно и впечатляюще. Она ставила и восстанавливала церкви и часовни в России и за её пределами; в их числе Патриаршее подворье с храмом Живоначальной Троицы в Орехово-Борисове, Софийский собор в Царском Селе, кафедральный собор Святой Троицы в г. Тынде Амурской области, храм Рождества Христова на Шипке в Болгарии, храм в честь Александра Невского в Роттердаме (Нидерланды), храмы на Сахалине, в Самаре, Твери и Вышнем Волочке, в Петербурге, в Карелии, на Белгородчине, в том числе на поле близ Прохоровки, и т.д.
Более 160 сотрудников Балтийской строительной компании отмечены наградами Русской православной церкви.
А компания, или артель, как называл её сам Игорь Александрович, строила не только храмы. Благодаря БСК в России появились тысячи километров новых железных дорог, сотни тысяч квадратных метров жилья, великое множество гражданских объектов федерального значения. Вместе с храмами, которые возводила Балтийская строительная компания, в больших городах и малых селениях сооружались здания для воскресных школ, детских садов, дома причта, дома престарелых, православные библиотеки. С храмами рождалась жизнь, исполненная преображения и света.
Когда смотришь на совершенный храм Живоначальной Троицы на Патриаршем подворье в московском Орехово-Борисово, понимаешь, как зримо и чудодейственно трудами Найвальта преображался стольный град Москва. И невольно на память приходят слова Афанасия Никитина из его «Хождения за три моря»: «зело дивно украшена земля русская»; в первую очередь эти слова относились, конечно, к православным храмам.
Думал ли Игорь Александрович о земном воздаянии, когда трудился всю жизнь самозабвенно и преданно? Не думал. Он имел многие звания и награды по многим его талантам и великому упорству в достижении цели. Имел богатство и почёт, дружбу, преданность и любовь своих друзей и близких.
Но как глубоко верующий человек, он просто знал, что по-другому он жить не может. Нельзя. Только в труде, только в преодолении. Только в борьбе.
А каким будет воздаяние, есть дело десятое.
«Он жизнью своей служил Богу, церкви, народу, Отечеству нашему. И потому с такой признательностью мы относились к нему во время его земной жизни, — звучали проникновенные и справедливые слова Святейшего Патриарха на заупокойной службе. — И потому собрались во множестве сегодня, чтобы вознести молитву об упокоении его души».
Верим, что Господь примет душу его в Небесное Царство и сотворит вечную и молитвенную о нём память в наших сердцах. Аминь».
После отпевания гроб с телом почившего был обнесён вокруг храма.
* * *
Все последние годы в октябре, в день рождения Саввы, Игорь Найвальт собирал его друзей. Конечно, не всех, ибо всех собрать никому было не под силу. Но в московский переулок Тружеников в офис БСК приходили многие, соратники и сподвижники неистового Саввы, человека, любившего Россию, «как сын, как русский, — сильно, пламенно и нежно». В. Распутин, В. Курбатов, А. Карелин, В. Старшинов, В. Лазуткин, И. Золотусский, В. Фалин, В.Вдовин, В. Васильев, дочь Марфа Ямщикова, многие другие. Когда речь заходит о таких, как Савва, как Игорь Найвальт, в этих знаменитых словах нет ни грана пафосного преувеличения.
В прошлом октябре нас он не собирал, и для всех это стало явственным знаком беды.
Бородатого здоровяка Игоря Найвальта, напоминавшего викинга из Рюриковой дружины, и крепыша в молодости Савву Ямщикова связывала не только общность взглядов, не только духовное родство, но и чисто мужское уважение к физической силе.
* * *
«Вот и всё. Всё так просто», — отчётливо помню эти слова Игоря Александровича, произнесённые им на похоронах любимого его друга Саввы Ямщикова жарким июльским днём 2009 года. Бросив обрядовые три горсти земли, он только что вышел за ограду деревянной церкви Святого Георгия на горе Воронич на Псковщине, и стоял метрах в шести лицом ко мне. Быстро закурил и нарочито спокойно повторял – наверное, затем, чтобы я усвоил: «Вот и всё. Всё так просто». В чёрной рубашке, обтягивающей мощную грудь, седой, сильный, весь из мускулов, с всегдашним загорелым, без морщин, лицом, на котором проступал густой тёмный румянец, он, старался говорить ровно, но было видно, каким усилием даётся ему спокойствие. На грани надрыва звучал глубокий грудной голос, горечь потери сквозила в нём…
Вот и теперь, узнав о кончине Найвальта, за полторы тысячи километров от Переделкино и от храма, в котором его отпевали, я повторяю его слова и стараюсь произнести их ровным голосом: «Вот и всё. Всё так просто». И — не могу.
«В чём суть вашего подвижнического труда? – спросили Найвальта в одном интервью. «Квинтэссенция благодетельности — это строительство храмов, — отвечал он. — Мы строители, и это то, что мы умеем делать. Когда ко мне первый раз батюшка пришёл и сказал: «Дай денег, я храм строю», я ему денег не дал, и вообще, их никому практически не давал. Я строитель, давай я тебе сам его построю! Возводя храмы, мы создаём материальную базу православия, а заодно строится, сплачивается коллектив, как ни на какой другой стройке».
Игорь Найвальт твёрдо уяснил для себя, что на протяжении истории православие было спасением для нашей страны. «Православие спасало Россию на протяжении тысячелетия, и если бы наше государство не было православным, оно бы давно развалилось, — говорил он. — За тысячу лет создавались и исчезали империи. Русским людям Господь дал такую страну — живи и радуйся, только работай! А мы это всё разбазариваем: людей сколько в XX веке уничтожили, после этого какое безобразие у нас было — бардак вселенский! Но Бог нас всё-таки хранит. И хранит через православие. Если мы это потеряем, то потеряем и себя, свою душу, нас как народа просто не будет! Конечно, сейчас страна расползлась: отвалился кавказский кусок России, часть Средней Азии, Прибалтика. Но если бы не вера православная, вообще бы осталось от России только 50 километров вокруг Москвы, и всё. Были бы Уральская республика, Сибирская республика, Дальневосточная республика — отдельные государства. А сейчас всё это держится вместе. Православие — фундамент государственности России. Если у нас вверху это осознают, нутром поймут, что значит православие для России, тогда, может, и встанем».
Когда уходят такие люди, как Игорь Найвальт, которые не просто говорили и понимали сердцем эти слова, но жили в полном согласии с ними, земная жизнь наша скудеет.
Но с нами остаются их слова, мысли, книги, дома, рельсы и храмы.
С нами остаётся память. И память эта светла.
Виктор Линник.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий