Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
04.03.2018
Большое видится на расстоянии
15 февраля в Москве, в Большом зале Центрального Дома литераторов состоялся 15-й съезд Союза писателей России.
Его главный итог – результаты выборов председателя правления Союза. Главным он стал потому, что «далась победа нелегко», поскольку стала победой традиций отношения к литературе в СПР.
Последние годы огромную помощь в ведении дел Союза по просьбе его многолетнего председателя Валерия Николаевича Ганичева оказывал Николай Фёдорович Иванов. На всей территории России, во всех отделениях Союза благодаря своей достойнейшей биографии, организационным способностям, отношению к людям и таланту писателя он завоевал серьёзный авторитет и уважение. Поэтому, казалось бы, итоги переизбрания Валерия Николаевича по его просьбе из-за состояния здоровья были вполне очевидны.
Однако незадолго до съезда в «Литературной России» появилась статья о том, что в управлении Союза писателей России необходимы принципиальные изменения, которые якобы позволят привлечь в нашу писательскую организацию серьёзные средства с вытекающими отсюда радужными перспективами: бесплатным книгоизданием, гонорарами авторам, возможностью командировок на самые крупные книжные ярмарки России и других стран… Для этого, по версии этой статьи, было всего лишь необходимо избрать главой нашего Союза уважаемого литератора Станислава Юрьевича Куняева.
Станислав Юрьевич в писательской среде — человек уважаемый. Опыт руководства одним из лучших литературных журналов страны «Наш современник» у него огромный. Единственное, что насторожило писательское сообщество — тесная дружба Станислава Юрьевича с главой Литературного фонда России Иваном Ивановичем Переверзиным — поэтом и организатором, склонным к искусствоведению и коллекционированию картин современных живописцев. А деятельность этого фонда уже немало лет находится под пристальным вниманием правоохранительных органов. И не просто вниманием. Несколько юридических процедур Следственного комитета России уже закончились не в пользу Литфонда, у которого была отобрана часть недвижимости, доселе незаконно включённая в его владения, о чём подробно рассказал Николай Дорошенко в статье «Непривычное дело предстоящего съезда», получившей бурное обсуждение в предсъездовские дни. И когда перед сообществом писателей замаячила «перспектива»: Станислав Юрьевич — председатель, Иван Иванович — его заместитель, а фактически – глава Союза, то это вызвало бурную реакцию отторжения.
Видимо, чтобы не провоцировать распри в уважаемом сообществе в высоких кругах созрел план: предложить на пост председателя Союза писателей России члена нашего Союза, депутата Государственной думы Сергея Александровича Шаргунова. Станислав Юрьевич Куняев после такого предложения благородно отказался от своих претензий в пользу «молодого перспективного руководителя». Больше того, Станислав Юрьевич согласился на роль советника Сергея Александровича, чтобы на первых порах его опыт и авторитет в писательских кругах максимально помогли молодому претенденту на высшую должность в Союзе писателей России войти в курс дела и завоевать доверие членов СПР.
* * *
И вот наступил день съезда. Его открыл старейший член СПР Владимир Сергеевич Бушин. Ему 94 года, но эти цифры будто живут от него отдельно, поскольку видишь, в какой прекрасной форме наш ветеран – участник Великой Отечественной войны. Его речь образна, наполнена изречениями русских классиков. И основная мысль выступления ветерана свелась к пожеланию хранить и приумножать великие традиции русской литературы. Съезд работал по давно отработанному сценарию — процедурные вопросы, затем выступления писателей от регионов. В частности, обратило на себя внимание предложение Василия Владимировича Дворцова об изменении в правилах Приёмной коллегии. До настоящего времени, чтобы стать кандидатом на вступление в ряды членов СПР, было достаточно опубликовать две книги и иметь три рекомендации членов Союза. Дворцов предложил приравнять издание одной книги к трём публикациям прозы или пяти – поэзии в двух-трёх «толстых» журналах с грифом «соучредитель СПР». Мысль об изменениях в правилах приёма зрела давно. Ведь всем известно, что при наличии у автора денег, он может публиковать что угодно и сколько угодно, вне зависимости от качества своих произведений, что в последние четверть века наблюдаешь, к сожалению, сплошь и рядом, и добиваться тем самым формальной возможности вступления в СПР. При новом же варианте это исключено.
* * *
Валерий Николаевич Ганичев произнёс приветственную речь делегатам и гостям съезда, в которой, с присущей ему мудростью, пожелал собратьям по перу взвешенных решений. Позже прозвучал его краткий отчёт о работе СПР в период с предшествующего в Калуге 14-го съезда Союза, который состоялся в октябре 2013 года. Но все ждали главной интриги, потому что «струн вещих пламенные звуки» о происходящем в канун съезда всем были известны и обсуждались. Мне тоже довелось обменяться мнениями с моими соседями — замечательными советскими и российскими писателями: поэтом Людмилой Васильевной Щипахиной и Владимиром Тимофеевичем Фомичёвым.
Наконец, к микрофону вышел советник Президента России по культуре Владимир Ильич Толстой. Он подчеркнул тот факт, что в тяжёлые для Союза писателей России перестроечные и постперестроечные времена его удалось сохранить. И огромную роль в этом сыграли мудрые руководители Союза: сначала Юрий Васильевич Бондарев, потом Валерий Николаевич Ганичев, которым за это почёт и уважение. Продолжил он свою мысль тем, что сейчас наступило время для омоложения руководства Союза. И такой человек есть — это депутат Государственной думы, писатель Сергей Александрович Шаргунов. Последний рассказал о себе – своих достижениях на сегодняшний день в качестве писателя, гражданина и депутата, своей борьбе с несправедливостью всех мастей «невзирая на лица». В декларации о намерениях пообещал вывести СПР на более высокий «медийный и материальный уровень».
Николай Фёдорович Иванов сказал, что продолжит работать в СПР в любой должности, какую ему доверит съезд или правление. Что даже в высшей должности, если будет избран съездом, никаких коренных реорганизаций проводить не намерен, поскольку, хорошо зная изнутри суть работы всех региональных отделений и центрального органа, давно убедился в верности того вектора, по которому движется Союз писателей России. Рассказал и о притоке талантливой молодёжи – несколько из них были приняты в члены СПР прямо на съезде. Но главное, о чём сказал, – что будет всячески способствовать сохранению и приумножению глубинных традиций отечественной литературы, которая всегда в своих лучших образцах отличалась высокой нравственностью, духовностью и патриотизмом.
Потом начались выступления делегатов в поддержку одного и другого претендентов. Из крупных литераторов и литературно-общественных деятелей в поддержку Сергея Александровича Шаргунова выступили: Александр Андреевич Проханов, Станислав Юрьевич Куняев, Альберт Анатольевич Лиханов, Владимир Георгиевич Бояринов, Игорь Евгеньевич Витюк, Исхак Шумарович Машбаш (Адыгея)… В поддержку Николая Фёдоровича Иванова – Надежда Александровна Мирошниченко, Игорь Трофимович Янин, Николай Иванович Дорошенко… Многие обратили внимание – по окончании съезда это обсуждали, – что речи в пользу Сергея Шаргунова были выстроены продуманно, звучали ярко, темпераментно. Речи в пользу Николая Иванова отличались некоей хаотичностью, было видно, что они явно спонтанны. Но чувствовалась в них предельная искренность. После всех выступлений предстояло голосование, которое было открытым. Голосовали 160 делегатов. Итог: 132 — за Иванова. 28 — за Шаргунова.
Чтобы стать председателем, необходимо было набрать две трети от 160 голосов. И здесь показательна реакция всех присутствующих – делегатов и гостей съезда. После объявления итогов аплодисменты перешли в овацию. Сейчас наступили такие времена, когда требуется активнее доносить до власти, что такое литература настоящая, государству полезная, а что – её, даже очень хорошо выполненная, имитация, раскрученная ловкими книгоиздателями из сугубо меркантильных сиюминутных соображений. Тогда, может быть, и у нас вновь настанут времена, какие были в СССР, где существовал мудрый подход к писателям, создававшим произведения, которые становились гордостью страны. Да, и там не всё было гладко, но условия, которые были созданы советской властью для подавляющего большинства писателей и внимание к ним, заслуживают самых добрых слов.
Важно отметить, что сразу после объявления итогов голосования Николай Фёдорович Иванов публично предложил Сергею Александровичу Шаргунову стать одним из сопредседателей СПР. И это предложение встретило согласие Сергея Александровича и полную поддержку аудитории.
Вновь избранный председатель с уважением отнёсся к оппонентам, тем самым продемонстрировав себя как поборника сохранения лучших нравственных традиций СПР — сотрудничать со всеми, кто этого хочет, если такое сотрудничество не противоречит многолетним принципам нашего Союза. Такая позиция нового лидера и многотысячной команды его единомышленников является мудрой, потому что направлена на укрепление нашего Союза во всех отношениях. А такое укрепление пойдёт на пользу всем.
Фото Б. Иванова.
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий