Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
13.09.2019
Болгарская неблагодарность
Кощунство подобного выпада даже не удивляет потому, что фальсификация до- и послевоенной истории — ныне весьма расхожая «мода» во многих бывших «братских» странах. А факты, противоречащие этим фальсификациям, в лучшем случае там замалчиваются.
Но это одна сторона медали. Если же предметно рассматривать нынешнюю попытку Софии набросить тень на плетень в вопросе послевоенного развития Болгарии и последствий её дружбы с СССР, то просматривается некая политическая, точнее историко-политическая подоплёка провокационного шага болгарского МИДа, предпринятого на днях. Суть сводится к тому, что Москва не позволяла разгуляться «великоболгарским» притязаниям на Балканах в первые послевоенные годы и позже. Рецидивы же этих притязаний всё чаще проявляются в постсоциалистической Болгарии. О чем речь?
Первое: Москва заставила Софию возвратить Греции в 1945 г. северо-восточную, т.е. приморскую Фракию, оккупированную Болгарией в апреле 1941 года, когда она участвовала в агрессии Германии и Италии против Греции и Югославии.
Второе: Москва не позволила Софии в 1945—1946 гг. отхватить у Румынии бОльшую часть румынской северной Добруджи (это регион между придельтовым течением Дуная и Черным морем). Эти претензии были нацелены на контроль Софии более чем над 70% западночерноморского побережья в зарубежной Европе. Но об отказе Софии от этих претензий только в декабре 1949 г. сообщил И.В. Сталину в Москве тогдашний руководитель болгарской компартии Вылко Червенков.
Третье: планы Болгарии в те же годы присоединить более половины южноюгославской Македонии в те же годы тоже отвергались Москвой.
Напомним в этой связи, 19—22 апреля 1941 г. болгарская армия — повторим, Болгария была до сентября 1944-го союзницей Германии и Италии — без объявления войны пересекла границу с Югославией и заняла почти всю восточную Македонию. Но после включения Болгарии в антигитлеровскую коалицию в сентябре 1944 г. в румынском г. Крайова 5 октября 1944 г. при участии СССР было заключено соглашение между Болгарией и Национальным комитетом освобождения Югославии о военном сотрудничестве и деоккупации болгарскими войсками восточной Македонии.
Однако претензии почти на 70% югославской Македонии подспудно сохранялись, судя, например, по обсуждениям этого вопроса советским послом в Болгарии (в 1948—1953 гг.) М. Бодровым с болгарской стороной в Софии в 1949 и 1951 гг. Москва отвергла эти претензии. Характерно, что даже в период политической конфронтации Югославии с СССР и его союзниками, в т.ч. с Болгарией в 1948—1953 годах, Москва занимала ту же позицию по Македонии и пограничным столкновения там. Видимо, в Софии надеялись, что вслед за конфронтацией с Югославией последует советская поддержка территориальных претензий к ней. Но не случилось.
Причем в 70-х — начале 80-х иногда возникали перестрелки в македонском секторе взаимной границы. Но СССР поддерживал позицию Белграда, обвинявшего Софию в ответственности за эти эксцессы.
В Болгарии некоторые политические круги поныне выдвигают «идеи» насчет «абсолютной идентичности» болгарского и македонского этносов. Из-за чего взаимоотношения Македонии и Болгарии остаются сложными.
Но эти притязания, естественно, не признают в ЕС и НАТО, в которых ныне участвует Болгария. Дерзить своим новым партнёрам и союзникам там не осмеливаются. Похоже, что именно поэтому определённые силы в Софии лелеют и взращивают застарелые «обиды» на СССР-Россию и даже отваживаются их озвучивать.
Алексей ЧИЧКИН.
Комментарии:
Статьи по теме:
Управляемый хаос, или «Дамаск за три дня»
Экс-президент Сирии Башар Асад – в Москве. Потому что своей страны у него больше нет. Толпы &l...
Названы лауреаты Национальной премии «Имперская культура» имени профессора Эдуарда Волод...
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий