Комментариев пока нет
Рубрика: Без рубрики
15.01.2016
Америка в поисках президента-2016
Миф о том, что любой американец может заполучить заветный входной билет в заоблачные политические выси, десятилетиями заботливо пестуют десятки и сотни тысяч людей с размахом, недюжинной выдумкой и изобретательностью. На поддержание этого мифа работает мощнейшая индустрия политических развлечений. Её жернова почти стирают грань между мифом и реальностью, между формой и содержанием. Победителей президентской лотереи ждёт слава, внешние атрибуты власти, нобелевские премии, несколько лет жизни на вершине могущества. На всю пропагандистскую катушку последние 8 лет использует Вашингтон избрание в президенты чёрного безвестного сенатора-новичка Обамы. Как же – первый в истории США афроамериканец на таком посту! Разве это не свидетельство торжества демократии в стране, которая ещё полвека назад дозволяла чёрным ездить только в задней части автобуса, а чёрных детей не пускали и на порог школ для белых?!
Выборам отводится чрезвычайно важное место в американской политической системе. Они придают ей устойчивость. В отличие от нас США выборов не боятся – они проводят их постоянно, давно набили руку на выборных манипуляциях, которыми успешно занимаются обе партии. Выборы – эффективный способ приобщения миллионов избирателей к американским устоям, институтам и традициям. В ходе выборов американцы держат экзамен на политическую зрелость, на обретение подлинного гражданства.
Для правящего класса выборы – это способ придать своему господству благопристойную форму, обставить внешне цивильными рамками спортивно-политическое шоу с беспощадными правилами игры. Не так давно «Комитеты политических действий», которые собирают и тратят сотни миллионов долларов в пользу различных кандидатов в ходе выборов, Верховный суд США наделил правом голоса. Так «уравняли» в правах толстые кошельки «жирных котов» и голос рядового избирателя, у которого есть только одно право – проголосовать в день выборов. Впрочем, примерно половина американцев, имеющих право голоса, регулярно отказываются голосовать, сознавая абсолютную бессмысленность этого гражданского акта. Но системе достаточно и тех, кто голосует.
А для сотен тысяч тех, кто кашеварит на американской политической кухне (СМИ, политтехнологи, финансисты, богачи, учёные), выборы – это хлеб насущный, бизнес, в котором проворачиваются миллиардные бюджеты. Единственный бизнес в Америке, который не знает спадов и рецессий.
Так что мотивация тех, кто идёт в политику, понятна, — это идеализм, густо замешанный на хвалёном американском практицизме. Чаще, впрочем, обходятся без идеализма. В политике гуляют очень большие деньги, здесь создаются репутации и куётся популярность, которую в Америке всегда можно обернуть звонкой монетой, если правильно ею распорядиться. Те, кому удалось ухватить высший приз в гонке за американской мечтой, — настоящие любимчики фортуны. Приходят, скажем, к власти люди без корней и без наследства, вроде Билла Клинтона, сына алкоголика из Арканзаса. Через 8 лет вместе с женой он уходит из Белого дома другим человеком — с круглыми счетами в банке, завидной недвижимостью и т.д. Бывшая первая леди Хиллари Клинтон делилась с сочувствующими слушателями воспоминаниями о том, что, дескать, покинули они с Биллом президентский особняк, «обанкротившись до нитки». Но представление о банкротстве у Клинтонов за годы пребывания во власти претерпело удивительную метаморфозу. Президент и первая леди Америки успели получить несколько миллионов долларов в виде гонораров за книги, которые пишут им «литературные негры», а по выходе «на волю» ухитрились ещё и зарегистрировать президентский фонд своего имени, куда стекается до 100 миллионов долларов пожертвований.
Президенты в Америке бывшими не бывают. К ним до конца дней обращаются «мистер Президент», а золотой дождь не устаёт щедро проливаться на их поседевшие головы. И — поспешим добавить — на головы их боевых подруг. Так Хиллари Клинтон только в виде гонораров за выступления заработала с середины 2014 по середину 2015 года 25 миллионов долларов; гонорар за вышедшую книгу «Трудные решения» принёс ей ещё 5 миллионов зелёных. Миллионером за годы прописки на Пенсильвания-авеню стал и Барак Хуссейнович Обама. Понятно, что рачительность есть добродетель, весьма ценимая пуританской Америкой. Слёзы умиления у сограждан вызвал огородик, который развела Мишель Обама в Белом доме, но на зарплате американских президентов много не сэкономишь (Барак получает в четыре раза меньше, чем наш премьер Д. Медведев), состояние на цветах и петрушке не сделаешь, а Нобелевскую премию Обама пожертвовал на благотворительные цели. 250 тысяч долларов пошло некоммерческой организации Fisher House, обеспечивающей семьи проходящих лечение ветеранов войн жильём вблизи госпиталей. 200 тысяч долларов перечислили в фонд Буш — Клинтон для пострадавшего от землетрясения населения Гаити и т.д.
Но к Белому дому не зарастает народная тропа. Это в равной мере относится к выходцам из глубинки, откуда, кстати, родом большинство американских президентов, так и к тем, кто всю жизнь топчет асфальт в мегаполисах. Отчего это ни разу со времён первого американского президента Джорджа Вашингтона не случалось так, чтобы к очередной президентской кампании не выстраивалась очередь из желающих попытать счастья на политическом ристалище в борьбе за самый престижный в стране политический пост? Причём таковых много и среди более или менее вменяемых кандидатов, обладающих хотя бы отдалёнными шансами на успех — послужным списком, связями, деньгами, известностью в пределах своего избирательного округа, базой поддержки в партии, в той или иной демографической группе. А также непременным считается и присутствие в любой американской президентской гонке законченных чудаков, а то и отморозков, которых обязательно набивается целый табор.
В конце января в США начинается этап первичных выборов президентской кампании 2016 года, которые должны определить кандидатов демократов и республиканцев в президенты. После съездов обеих партий летом президентский марафон выйдет на финишную прямую, а в ноябре избиратели назовут имя очередного президента США. И это будет точно не Обама. Данные самых свежих опросов избирателей, проведённых телекомпанией «Эн-би-си» и газетой «Уолл-стрит джорнэл» в начале нового года, рисуют нам предвыборную картину, предсказать которую ещё полгода назад никто бы не отважился. Скучные ожидания сводились к тому, что страна в ноябре обречена на соперничество двух политических династий – Бушей и Клинтонов, которое тянется с переменным успехом уже без малого три десятилетия.
Чего это заходятся в крике отечественные либералы по поводу не-
сменяемости власти в России? Куда только девается их праведный гнев, когда речь заходит об эталоне демократии и свободы — Соединённых Штатах? Ведь там с 1988 года у власти с короткими интервалами находится либо кто-то из Бушей, либо кто-то из Клинтонов. Судите сами: в 1988 году президентом избран Буш-старший, который четыре года до этого был вице-президентом у Рейгана (согласно Конституции — вторым человеком в государстве). В 1992 году Билл Клинтон выиграл дуэль у старшего Буша и пробыл в Белом доме два срока. В 2000 году его сменил Джордж Буш-младший. Восьмилетний перерыв на Обаму в 2008 году случился только потому, что американские решалы из Бильдербергского клуба не пустили к заветному креслу Хиллари Клинтон, которая с отчаянием обречённой билась тогда за лидерство в демократической партии. Вперёд пропустили чернокожего Обаму, создав исторический прецедент, позволивший собрать немало политических дивидендов в глазах международного сообщества. На 2016 год фокус с прецедентом намерены повторить – на сей раз впервые в американской истории сделать президентом женщину в лице Хиллари Клинтон.
Но что-то снова забуксовало в отшлифованных в политологической тиши сценариях, и пока происходит неожиданное: признанный фаворит гонки у демократов Хиллари Клинтон, чьё резюме заставит побледнеть любого соперника-претендента на Белый дом (как же, сенатор от штата Нью-Йорк, госсекретарь в администрации Обамы, ну и жена бывшего президента, должность тоже не из последних).
Хиллари Клинтон в Айове опережает сенатора Бёрни Сэндерса всего на 3 процента. Партийные собрания (кокусы) должны состояться там через две недели. В Нью-Гэмпшире, где пройдут первые в стране первичные выборы, Сэндерс впереди: у него 50 процентов против 46 у сенатора из Вермонта. Таков расклад в президентской гонке у демократов в двух малонаселённых штатах, значение которых велико только потому, что они первые в президентской кампании, которая растягивается на добрых два года. СМИ по традиции создают именно здесь, на северо-востоке страны, невероятный ажиотаж, продавая рекламу, обеспечивая рейтинги, ставки в пари и раздачу денег претендентам. Раньше всё это происходило в «прокуренных комнатах», как десятилетиями писали журналисты, но теперь курить стало неполиткорректно, метафора ушла, а нравы остались неизменными.
У республиканцев в Аойве лидирует сенатор Тед Круз от Техаса, отпрыск кубинских эмигрантов, опережая Дональда Трампа: 28 процентов против 24. В Нью-Гэмпшире же Трамп далеко оторвался от своих однопартийцев; его ближайший соперник сенатор Марко Рубио от Флориды отстаёт на 16 процентов.
Что же касается предпочтений в масштабах всей страны, то симпатии избирателей распределяются следующим образом. У республиканцев на сегодня лидирует Трамп — его поддерживают 38 процентов избирателей своей партии, Круза — 20 процентов, находящегося на третьей позиции Марко Рубио – 11 процентов. Джеб Буш, сын и брат бывших президентов, пока в конце списка с тремя процентами сторонников.
Примечательно, что миллиардер Трамп (сам он похваляется, что «стоит» 10 миллиардов долларов, а «Форбс» даёт ему всего 2) опережает своих соперников среди избирателей-мужчин (40 процентов), пожилых (44 процента), со средним образованием или ниже (44 процента) и с доходами менее 50.000 в год.
Среди избирателей-демократов по всей стране прочное лидерство у Хиллари Клинтон – она опережает сенатора-социалиста Б. Сэндерса на 15 пунктов (52 процента против 37). Бывший губернатор Мэриленда М. Молли на политическом радаре практически не просматривается, у него 2 процента.
Любопытно, что Сэндерс с разгромным счётом побивает Клинтон среди демократов моложе 24 лет (68 против 26 процентов). За Хиллари очень небольшое преимущество среди мужчин (46 процентов против 43); зато она с лихвой отыгрывается, когда речь заходит о предпочтениях женщин – 56 процентов против 32. Афроамериканцы готовы стоять за неё горой, она побивает Сэндерса с сокрушительным перевесом (63 процента против 20). Избирателям с латиноамериканскими корнями тоже больше нравится мадам Клинтон, нежели 78-летний Сэндерс (54 против 33). Неожиданная популярность престарелого Сэндерса, единственного за многие годы социалиста в сенате США, красноречиво характеризует брожение умов в американском электорате в этом году. Дело дошло до того, что Сэндерс в Айове и Нью-Гэмпшире котируется лучше, чем Клинтон; он опережает республиканцев с большим перевесом.
Никто не ожидал такого всплеска левых настроений среди демократов; никто не предполагал, что такой энтузиазм избирателей-республиканцев вызовет экстравагантный олигарх Трамп.
Если бы не этот экстравагантный бизнесмен, сколотивший миллиардное состояние за 40 лет работы в недвижимости и строительстве, американская смесь Полонского и Жириновского (правда, без уголовных подробностей), то нынешняя президентская кампания в США была бы до зевоты предсказуемой и скучной. К неподдельному восторгу телеканалов, газет и всего Интернета с его твиттерами, фейсбуками и прочими соцсетями появился такой человек как Дональд Трамп, каждое интервью которого, встречи с избирателями на городских собраниях, появление в эфире, участие в теледебатах заставляет заокеанские СМИ делать стойку наподобие гончих после звука охотничьего рожка. Ибо каждый выход Трампа на публику имеет привкус скандала или того, что можно с легкостью раздуть до скандала. Он произвёл впечатление и на российского президента, который заявил, возможно, несколько опережая события: «Не наше дело определять его (Трампа) достоинства, это дело избирателей США, но он абсолютный лидер президентской гонки». Президент РФ также приветствовал желание Трампа перейти на другой, более глубокий, уровень отношений с Россией. «Разве мы можем это не приветствовать? — вопрошал он на своей декабрьской встрече с прессой и сам же отвечал. — Конечно, мы это приветствуем».
Трамп позволяет себе говорить во всеуслышание то, что другие претенденты проговаривают вполголоса на кухне или в общении с узким кругом ближайших соратников. А этот не блещущий интеллектом бизнесмен с явными провалами в образовании, но именно поэтому принимаемый человеком с улицы за своего, изъясняется не на тарабарским жаргоне политологов, а языком, понятным всякому простому американцу, говорит то, что многим хочется слышать, – в частности, о лицемерии ведущего кандидата в президенты Хиллари Клинтон.
Трамп, который ни разу в жизни не избирался в захудалый школьный совет, человек, в сравнении с которым даже Обама со своими двумя годами в сенате США сошёл бы за матерого политикана, появился на политическом небосклоне США как «беззаконная комета в кругу расчисленных светил». Дональд Трамп, которого американские СМИ давно окрестили «Зе Дональд» за его эго больше, чем высотка Трампа-тауэр на нью-йоркской Парк-авеню. Невоздержанный на язык, женатый в третий раз, с бесчисленными романами в промежутках, 120-килограммовый бон-виван всем лепит правду в глаза или то, что ему представляется как правда.
Кинув 35 миллионов собственных долларов в рекламную кампанию только в штатах, где предстоят в январе — марте первичные выборы, Трамп тут же пошёл с открытым забралом на признанных авторитетов американского истэблишмента (кстати, может, в этом и состоит его политическая сверхзадача в нынешней президентской кампании). «Лжец! Лжец! – кричал его предвыборный ролик с портретом Билла Клинтона, который аккуратно пристроился к президентской гонке для помощи собственной супруге. Билл будет сопрезидентом при жене в случае победы Хиллари в ноябре, тут же смекнули избиратели.
«Ну вы же приглашали чету Клинтонов на свою свадьбу? — допытывались у Трампа журналисты. «Я бизнесмен, для меня важны связи со всеми», — улыбался в ответ Трамп. Он не раз прикладывался к заветному политическому призу в США – Белому дому, но до сих пор дело заканчивалось схождением с дистанции на ранних этапах. И вдруг на этот раз 69-летний Трамп взлетел на самый верх в опросах общественного мнения, опережая остальных республиканских претендентов, чей послужной список выглядит куда солиднее трамповского. Маленькую сенсацию сотворило то, что он пока оставляет позади себя Джеба Буша, бывшего губернатора Флориды, брата и сына бывших президентов из клана Бушей, вот уже треть века не покидающих список высших должностных лиц Америки. В 1989 или 1990 году он, тогда работавший на радио, звонил мне в корпункт «Правды» в Нью-Йорке, чтобы взять у меня интервью для своей станции. Звучал он самоуверенно – в каждой фразе пёр из него избалованный отпрыск элитной семейки. Сегодня этот младший Буш, на стороне которого имя, деньги и политический опыт, замыкает список республиканских претендентов. Улыбнётся ли ему фортуна через пару месяцев, сегодня сказать трудно.
Республиканский истэблишмент рвёт на себе волосы, всерьёз опасаясь разгромного для себя результата в ноябре в дуэли с Хиллари Клинтон, которой только падение метеорита на территорию США может помешать стать кандидатом от своей партии. Впрочем, те же самые слова звучали восемь лет назад, когда она – сенатор и жена бывшего президента с огромными связями в американском политбомонде — начинала дуэль с темнокожим и безвестным Обамой. И... сумела проиграть.
Не всё так просто в американском королевстве…
Комментарии:
Статьи по теме:
Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий