slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

Абхазия: пейзаж в ноябре

15—16 ноября в Сухуме прошёл IV Российско-абхазский деловой форум под девизом «Россия и Абхазия: достижения межрегионального сотрудничества-2012». Среди участников форума, организованного Фондом развития «Институт Евразийских исследований» при поддержке Министерства экономики РА, – представители органов государственной власти, неправительственных организаций, бизнес-кругов, российские и абхазские эксперты.
Свыше трёх сотен чело-век собрались в здании правительства республики, чтобы обсудить повестку дня российско-абхазских связей, наметить вехи дальнейшего взаимодействия. Строгие костюмы, отутюженные рубашки, запах хорошего парфюма и кофе, гомон разговоров, снующие взад-вперёд организаторы, молодые лица, женщины, мужчины. Некоторые присутствующие давно знакомы друг с другом, оживлённо перебрасываются репликами. Речи, выступления, дискуссии, а вечером — прекрасный концерт в Сухумской филармонии. На заключительном банкете от имени президента республики Александра Анкваба гостей покорили огневые танцы виртуозных солистов Национального ансамбля Абхазии.

Параллельно с работой форума проходили мероприятия, которые язык не поворачивается назвать чисто протокольными. Возложили венки к мемориалу в парке Боевой славы, отдавая дань памяти погибшим в Отечественной войне народа Абхазии 1992—1993 гг. В Гудауте открыли рассчитанный на 100 мест детский сад «Амра», который принял своих первых питомцев. Этот прекрасный подарок абхазским детям, к слову, стал возможным благодаря усилиям Фонда развития «Институт евразийских исследований». Торжественно передали учёным и музейщикам капитально отремонтированные Институт ботаники АНА и Абхазский государственный музей в Сухуме. На церемониях присутствовали президент РА А.Анкваб, премьер-министр Л.Лакербая, начальник Управления Президента РФ по международным и культурным связям с зарубежными странами В.Чернов, другие официальные лица. Так каждый день работы форума дополнялся практическим вкладом в дело восстановления Абхазии, и каждый вклад так или иначе был сопряжён с усилиями России.
 
Роль России
для нас огромна
Тепло приветствовал участников и гостей IV Российско-абхазского делового форума под названием «Россия и Абхазия: достижения межрегионального сотрудничества-2012» Валерий Турсунов, президент некоммерческой организации Фонда развития «Институт евразийских исследований», под эгидой которого и проходят мероприятия в различных странах СНГ.
Турсунов — человек неуёмной энергии, во всё вникающий, всё понимающий, для каждого умеющий находить ободряющее слово, знающий нюансы, болевые точки и сложные узлы наших отношений с представителями всех стран, сотрудничеству с которыми посвящает свою деятельность институт. Человек на своём месте, который, если и спит, то, кажется, не более трёх-четырёх часов в сутки.
Он выразил благодарность президентам России и Абхазии за внимание к Российско-абхазскому форуму и представил основного докладчика и ведущих пленарного заседания: президента Республики Абхазия Александра Золотинсковича Анкваба, начальника Управления Президента Российской Федерации по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами Владимира Александровича Чернова, ректора Московского государственного юридического университета им. О. Кутафина Виктора Владимировича Блажеева, директора филиала некоммерческой организации Фонд развития «Институт евразийских исследований» в республике Абхазия Сократа Рачовича Джинджолия.
Владимир Чернов огласил приветствие участникам форума от имени главы Российского государства Владимира Владимировича Путина. «Ваш традиционный форум, объединяющий представителей федеральных и региональных органов власти, предпринимательских и экспертных кругов России и Абхазии, является значимым событием в жизни двух государств, – говорилось в приветствии. – Проведение форума свидетельствует о широкой общественной поддержке усилий, направляемых на углубление многопланового российско-абхазского сотрудничества. В повестке нынешней встречи – вопросы, связанные с всесторонним развитием Абхазии, повышением её инвестиционной привлекательности. И, конечно, вам предстоит определить наиболее перспективные направления для реализации совместных проектов, налаживания плодотворных межрегиональных контактов. Убеждён, что форум пройдёт в творческой, конструктивной атмосфере, а его рекомендации найдут воплощение в практической деятельности. Желаю вам содержательной дискуссии и всего наилучшего».
Далее с большим докладом выступил А. Анкваб.
Президент Абхазии выразил надежду, что эти деловые встречи придадут импульс отношениям двух стран как на федеральном уровне, так и между регионами и бизнес-сообществами.
Сейчас в стадии доработки новая программа, рассчитанная на реализацию в 2013—2015 годах. Она также основана на российской помощи. Мы продолжим восстановление и капитальный ремонт детских садов и школ, домов культуры и клубов, построим крытые многопрофильные спортивные объекты, футбольные мини-поля, баскетбольные и волейбольные площадки, детские игровые площадки, футбольные стадионы в городах и районах.
За 3 года, сказал президент, нам необходимо серьёзно поработать в сфере здравоохранения, ибо возрождение экономики невозможно без здорового населения.
Существуют тяжёлые проблемы и в жилищно-коммунальном хозяйстве. Требуют полной замены кровли более четырёхсот многоквартирных домов. Это при том, что с 2008 года такая работа уже проведена в 1100 домах на общую сумму 1 млрд 412 млн рублей.
Среди стоящих перед нами задач в сфере ЖКХ – замена устаревшего и непригодного к эксплуатации лифтового и энергораспределительного оборудования, осушение подвальных помещений в более чем 1000 многоэтажных жилых домов, восстановление систем канализации и водоснабжения, линий электропередачи и дорог всех категорий.
И если вы спросите «Где?», я отвечу: «Повсюду», – сказал президент и пояснил, что намеренно акцентирует внимание участников форума на масштабах того, что ещё предстоит сделать. Притом что уже сделано немало.
Касаясь направлений, по которым в первую очередь распределяется российская помощь, президент РА заявил: «Нас часто упрекают, что это неправильный подход, нерациональное распределение российской помощи. Критики считают, что эти средства надо направить только на производство, на создание фабрик и заводов, а не на развитие социальной инфраструктуры.
Категорически с этим не согласен. Не может государство направлять основные средства на создание производств, когда разрушены школы, разрушены дороги, медицинские учреждения находятся, вежливо говоря, в плохом состоянии, и многие наши граждане не могут получить квалифицированную медицинскую помощь у себя в стране, когда бытовые условия тысяч граждан не отвечают элементарным требованиям.
Твёрдо убеждён, подчеркнул президент РА, что только развитие общей инфраструктуры, национальной экономики и создание благодатного правового поля повысит инвестиционную привлекательность и будет способствовать созданию рабочих мест, увеличению налоговых платежей.
Определив абхазское законодательство как достаточно мягкое для инвестиционной деятельности, предусматривающее много налоговых льгот, президент подчеркнул, что и при этом «мы готовы рассмотреть для конкретных серьёзных инвесторов преференции по отдельным проектам». «Для нас важно, чтобы эти проекты были реальными», – сделал акцент президент.
«Роль России для нас огромна, но в то же время мы развиваем национальную экономику, используем собственные ресурсы – в той степени, насколько это возможно на нынешнем этапе, – продолжал он. – Потенциал этих возможностей значителен. Наш форум – один из шагов в этом направлении. Мы прекрасно осознаём и оцениваем, что сумеем решить самостоятельно, а в чём нам необходимо деловое партнёрство».

Стройка века и корабли США на рейде
А по дороге из Адлера в Сухум были Сочи – одна огромная стройплощадка, растянувшаяся на километры и километры, сравнимая, наверное, с БАМом или со стройками сталинских пятилеток. Гигантский муравейник с тысячами людей, копошение, лихорадка, пробки из грейдеров, бетономешалок, бульдозеров и «КамАзов», лабиринты из тоннелей, развязки и пандусы, кучи строительного мусора повсюду и цементная пыль на зубах. На нашем рейсе из Домодедово самолёт под завязку был загружен рабочими для «стройки века» – крепкими мужиками 30—40 лет, трезвыми и деловитыми, ехавшими сшибить деньгу на прокорм семьи. Олимпийские игры мы проводим, объяснил недавно В. Путин, чтобы у народа был праздник. Ну, и чтобы у тех, кто строит, тоже был праздник.
Перед рекой Псоу на границе с Абхазией воздвигли российский пограничный и таможенный контроль – два внушительных сооружения из стекла и пластика с хорошим довеском в виде нескольких десятков молодых погранцов и таможенников с ястребиными взглядами. Зачем городить здесь этот огород, непонятно. Террорист сюда не полезет – в горах десятки и сотни троп, по которым бывалый злоумышленник может беспрепятственно, без шума и пыли добраться до цели. Не люблю приводить в пример Европу, да приходится: страны ЕЭС почему-то отказались от границ, рубежи между Германией и Чехией, Швейцарией и Францией проскакиваешь, не открывая окна автомобиля, и лишь изредка делают они нечто вроде показательных «шмонов», на которые можно нарваться. Но денег на этом сберегают уйму.
У нас же, как у самых богатых, в порядке вещей швырять деньги на строительство вместительных зданий, содержать, по обыкновению, раздутые штаты и порождать заведомую коррупцию. Ибо там, где у нас при начальстве вырастает забор и шлагбаум, а с ними и очередь, там жди беды – очереди в обход основной очереди, связанных с этим взяток, поборов, охоты за звёздочками. Абхазы жаловались, что на пешеходном переходе российско-абхазской границы «пропуск» для продавцов мандаринов у «толкачей» стоит иной раз больше, чем весь доставляемый для торговли товар. Но вот и сами абхазы, поглядев на нас, тоже принялись возводить собственный пограничный контроль и таможню. Надо понимать, при нашей помощи…
Всё это, как можно догадаться, оправдывают необходимостью высокой бдительности в связи с предстоящей Олимпиадой, а также наличием в Сочи государственных резиденций российского руководства. Но, как вспоминали местные старожилы, хрупкая относительность соображений безопасности ярко высветилась событиями войны августа 2008 года, когда американские военные корабли демонстративно нагло встали в те дни на рейд напротив государственных дач президента Д. Медведева и премьера В. Путина – естественно, за пределами 12-мильной зоны. Россия выждала и сделала пару-тройку ответных жестов – пожалуй, не менее выразительных! – о которых мир узнал в этом году. Наша подлодка проекта 971 («Акула» по натовской классификации), самая бесшумная из ныне существующих, целый месяц дрейфовала незамеченной в Мексиканском заливе у южного побережья США! Все американские службы слежения и пеленгации, которыми напичкан Мексиканский залив, элементарно проморгали заход лодки с крылатыми ракетами на борту в мягкое подбрюшье Америки. Американцы прознали об этом недели спустя.  
Но вот после сочинских таможни и погранконтроля вырвались, наконец, в благословенную Абхазию – Апсны, что по-абхазски значит «страна души», которая памятна всем, кто хоть раз ступал на эту землю. Чистейший воздух, который хотелось пить, забытая тишина, безмолвие предзимних отрогов гор, мандариновые рощи с оранжевыми плодами, обмелевшие реки, притихшие в ожидании будущих разливов.
Ехали до Сухума часа два, петляли по знакомым ещё со студенческой юности дорогам, когда прорывались в спортлагерь МГУ в Пицунде по путёвке, которая стоила ровно одну месячную стипендию. В глаза теперь бросались разительные перемены по сравнению с той давней порой — слишком много зданий после войны 1992—1993 гг. с зияющими глазницами окон, изрешеченных снарядами, осколками и пулемётными очередями. Слишком много братских могил, где упокоились павшие герои освободительной войны. И совсем мало людей на улицах и дорогах. И только смуглые, большеглазые детишки, казалось, оставались такими же, как всегда. Нарядно одетые, закончившие первую смену, они, как птички, стайками лепились на автобусных остановках. Но если вглядеться, и они были другими – не по-детски серьёзными.
И редкими казались православные храмы, которые у нас в России за последние 20 лет росли повсеместно как грибы после дождя. Дважды в день, к заутрене и к вечерне, в Сухуме разносился прозрачный звон колоколов величественного собора, подновлённого, сиявшего с косогора золотыми куполами. Абхазия славится такими православными святынями, как новый Афон, а также семью храмами, сохранившимися с IV—XI веков.
За столом наш тамада Даур, интеллигентный и дружелюбный, недавний замминистра иностранных дел республики, расспрашивал: к Абхазии в СССР относились хорошо. А вот как Россия будет относиться к независимой Абхазии? Ответ у меня был готов давно. Помнится, как в 70-е гг. мой приятель-грузин, взлетевший потом в независимой Грузии на очень высокие посты, завёл со мной разговор об отделении от России: дескать, записано же в советской Конституции право наций на самоопределение вплоть до отделения. Почему бы Грузии им не воспользоваться?». «Во-первых, в нашем разделённом мире Грузия, как маленькая страна, всё равно будет вынуждена к кому-то прислониться, — отвечал ему. — Если не к России, то к Америке». – «Ну, к Америке-то лучше, чем к Москве», — с вызовом, с апломбом отвечали мне.
«Америка не понимает сантиментов, особенно если они идут вразрез с тем, что ей представляется правильным, — настаивал я на своём. – Она построит вас так, как вам в СССР и не снилось. А Грузия в последние столетия сохранила и веру, и язык, и весь свой народ только благодаря России. Во-вторых, если дойдёт до отделения, то вам придётся в свою очередь отделять и Абхазию, и Южную Осетию, и Аджарию!». «С чего это вдруг?» – мой приятель искренне недоумевал, такая перспектива в его сознании никак не умещалась. «Ну, если вы отстаиваете своё право на самоопределение, то как вы можете отказывать в этом праве другим!».
Всё вышло ровно так, как представлялось почти сорок лет назад. Грузия, торжественно выйдя из СССР, тут же устроила кровавую бойню для народа Абхазии, который осмелился поступить так же, как грузины, — выйти из Грузии. Такая двойная мораль — одна для себя, другая для всех прочих — очень роднит грузин с их новыми патронами, американцами и Западом в целом, которые впитывают двойные стандарты с молоком матери.
Россия подставила своё плечо и помогла абхазам одержать победу в кровопролитной войне за независимость 1992—1993 гг. Русские добровольцы появились здесь на второй или третий день после начала боевых действий против грузинских националистов. Первыми примчались казаки из Ставрополья и Кубани, потом из Чечни пришёл Шамиль Басаев со своими башибузуками. Из песни слова не выкинешь…
С той поры Абхазия прошла тернистый путь обретения независимости. Решающим шагом на этом пути стало признание Абхазии Российской Федерацией как независимого государства. После этого ответственного и непростого для Москвы решения был снят главный для Абхазии вопрос – её национальной безопасности. Россия ещё в XIX веке отвоевала эту территорию у Турции. Вспомним, что при штурме Сухума в 1839 году погиб декабрист Бестужев-Марлинский, один из лучших русских беллетристов своего времени. В 2008 году Москва вновь выступила гарантом самоопределения народов в соответствии с основополагающими документами ООН. И сегодня безопасность Абхазии покоится на российских гарантиях.

Сухум
«Никто тебя не любит так, как я», — неожиданно высоко и чисто затянул прокуренным голосом пожилой, грузный абхаз, неторопливо, вразвалку, с шахматной доской подмышкой приближавшийся к «брехаловке» — насиженному с незапамятных времён месту игроков в нарды, шахматы и домино у колоннады в центре Сухума. Старая, ещё 60-х годов, песня заполонила пустынное пространство улицы с гостиницей «Риц» и рестораном «Сан-Ремо» справа. «Никто не поцелует так, как я», — продолжал он с тем же хмельным запалом, свернув каденцию по-своему. Шофера крутых иномарок, припаркованных у гостиницы, оживились при его появлении, приветствуя уважаемого завсегдатая.
Мягкое солнце было для нас, жителей северной страны, приветом из далёкой весны — в воздухе было около 20о тепла. Море, игравшее всеми цветами радуги в каких-нибудь ста метрах от гостиницы, целебный воздух – вот всё, что успели мы поймать на этот раз из чудес Абхазии в короткие 20 минут до начала утреннего пленарного заседания.
Старый добрый мужской шовинизм, царящий здесь которое поколение подряд, радовал российский взор, утомлённый нахрапистым феминизмом. Только мужчины засиживались тут дотемна за шахматами, нардами и домино в окружении болельщиков и праздношатающихся, разбавляя досуг крепчайшим турецким кофе, которое варил тут же на песочной жаровне коренастый мужчина лет 50.
Ранним утром в день отъезда, когда влажная темень ещё плотно обнимала город и людей, заказал ему кофе на пятерых. «75 рублей», – сухумский бариста зябко потёр руки, поёживаясь от утренней прохлады. «За чашку?» — переспросил мой спутник. – «Можно и за чашку», — ответил мужчина, едва заметно улыбнувшись и тряхнув курчавой головой.
По 15 рублей чашечка! После 370 рублей за один «капуччино» в Домодедовском аэропорту это можно было считать подарком. А кофе здесь, у сухумской колоннады, был по-прежнему отменный – как и тысячу лет назад, в благословенную пору молодости.
А в домино в Сухуме играют так хорошо, что в прошлом году даже провели здесь чемпионат мира. «Вы превзошли другие страны, — говорил по этому поводу президент Международной федерации домино Л. Гиттард на встрече с руководителем республики, — такого чемпионата не было нигде». И сразу предложил осенью 2013 года провести в Абхазии Международный турнир с участием сильнейших доминистов мира.

Сухум — Москва.
Виктор ЛИННИК

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: