slovolink@yandex.ru
  • Подписной индекс П4244
    (индекс каталога Почты России)
  • Карта сайта

100 лет Одиночества. Приглашение к размышлению о судьбе России

Полвека назад, в июне 1967 года, в Буэнос-Айресе вышла знаменитая книга известного боливийского писателя Габриэля Гарсиа Маркеса (1927—2014) под названием «Сто лет одиночества». Знатоками роман был отнесён к разряду «магического реализма». Тема трагического одиночества проходит красной нитью через всё это весьма неординарное произведение. Безысходно одинок главный герой романа полковник Аурелиано Буэндиа. «Пороком» одиночества поражено всё его семейство.
Их селение Мокондо представляет собой зону отчуждения от всего мира. Даже вся Латинская Америка представлялась Маркесу символом изоляции: он так и назвал свою речь во время вручения ему Нобелевской премии в 1982 году — «Одиночество Латинской Америки».
Явным перекликом с романом Габриэля Маркеса, или своеобразным его ремейком, стала статья Владислава Суркова, опубликованная не так давно в журнале «Глобальная политика» (2018, №2) и названная «Одиночество полукровки». «Полукровка», «метис» — это Россия, исторически распятая между Европой и Азией, не ставшая ни той, ни другой и тем самым якобы обречённая на «сто (двести? триста?) лет геополитического одиночества». Выход из этого одиночества для России, по Суркову, туманен и непредсказуем, хотя вроде бы и «зависит от нас». Альтернатива контрастна: либо «прозябание бобыля на отшибе», либо некое магическое превращение России в счастливую «альфа-нацию» — мирового лидера. В последнее Суркову верится с трудом, а вот «бобыль» получается — как раз самое наше. Тем более что среднего не даётся.
Статья Владислава Суркова активно, даже с неким заданным пылом, обсуждалась. Причём аналитиков интересует не столько сам текст статьи, сколько её подтекст, иносказание, символика. При этом в аналитике делается упор на том, что Сурков какое-то время воспринимался в качестве «серого кардинала», определявшего расстановку фигур на российском политическом шахматном поле. Его влияние заметно поубавилось после известной опалы, но, судя по персональному включению Суркова в переговорный процесс с США на украинском направлении (миссия Сурков—Волкер), его роль в эшелонах власти вновь укрепилась и существенно превышает статус просто советника президента. Посему он продолжает рассматриваться как заметная «теневая» фигура.
В качестве даты отсчёта «столетия» российского одиночества Владислав Сурков берёт 2014 год, знаменующий присоединение Крыма к России. В этом событии он видит акт отпадения России от западноевропейского вектора цивилизационного развития и её переход к «одинокому» существованию. С учётом того, что Россия, по Суркову, первые 400 лет своего государственного развития находилась в орбите Востока (Византия, монгольское иго), а последующие 4 века стремилась максимально сблизиться с Западом, её независимое существование обрекает нашу страну на века геополитического одиночества. Такой расклад астрологически не лишён интереса, но он относится скорее к мистическим гаданиям, чем к трезвому анализу реальной ситуации в мире.
Когда Маркес выстраивал свою теорию одиночества по цепочке — полковник Аурелиано—семейство Буэндиа—селение Мокондо—Латинская Америка, в качестве критерия он брал абсолют их замкнутости на самих себе. Его главный герой — полковник Аурелиано даже пытался прочертить вокруг себя трёхметровый круг, за который никто не должен был переступать. Маркес таким вот образом выразил протест против торжествующего индивидуализма западного мира, который расходился концентрическими кругами от отдельной личности и охватил в конце концов целый континент. Далее, по логике Маркеса, должен наступить черёд поражения пороком одиночества всех континентов и мира в целом.
В этом своём роковом пророчестве великий колумбиец оказался весьма близок к истине. «Одиночество» Латинской Америки, всех её селений, родов и её лучших людей было обусловлено геополитическим диктатом США, проводивших в жизнь имперский принцип «разделяй и властвуй». Так называемый прагматизм Штатов базируется именно на абсолюте агрессивного одиночки, стремящегося разобщить мир и поэтапно прибрать к рукам все богатства и владения разрозненных одиночек. Философия чистого эгоизма, теоретически обоснованная Максом Штирнером (1806—1856) в его труде «Единственный и его собственность» (1844), в практике США получила постулат имперского владычества финансовых воротил.
Если посмотреть на ситуацию под этим углом, то выход России в 2014 году из вашингтонского клуба одиночек вряд ли можно характеризовать как обречённость на одиночество. Наоборот, Крым стал нашим Рубиконом, пройдя через который Россия решительно разорвала удавку одиночества, обрекавшую её на позор и унижение, а затем на медленную, но неминуемую смерть. Это был шаг к жизни, глоток воздуха свободы, движение от навязываемого нам Рока к своей собственной уникальной исторической судьбе. «Свободный мир» (мир Запада) не может нам простить именно рывка к реальной свободе и независимости, а «эталон демократии» (США) злобится на нас именно в силу отстаивания нами принципа равенства прав и утверждения нашего собственного права на своё видение демократических процессов.
Да, Россия — не Европа и не Азия. Да, идя своим путём, мы вынуждены были в зависимости от обстоятельств сближаться то с той, то с другой половинкой континента, приноравливая свой шаг и свой вектор движения к господствовавшей на тот момент политико-экономической и военной силе. И, надо сказать, нам это неплохо удавалось! Но в своём существе Россия оставалась самой собой — евразийской державой, духовный склад и менталитет которой были направлены на уравновешивание сил и на отстаивание общеконтинентальных (и общемировых!) интересов. При желании нас можно упрекнуть в слабости за наши метания из одной крайности в другую, но только так и можно было сохранить потенциал нашей силы, которая порой выручала то Европу, то Азию, а в последнее время — и другие континенты.
Если сопоставлять отношение к нам самих Европы и Азии, то следует признать, что наша помощь и наша поддержка воспринимались в них по-разному. Китай, Индия, Вьетнам, Корея, та же Монголия и даже Япония не только не испытывают к России явной вражды, но и недвусмысленно демонстрируют стремление к сближению, выражая по-разному (в рамках собственных традиций) присущие им чувства симпатии. Здесь нам грех жаловаться на изоляцию и одиночество, ибо порой мы сами выстраиваем невидимый, но вполне ощутимый барьер, боясь быть обвинёнными со стороны Запада во «впадении в азиатство». В Азии мы имеем почти непочатый резерв душевной дружбы и интеллектуального взаимопонимания. Во всяком случае, о нашем «одиночестве» здесь не может быть и речи.
Что касается Европы, то здесь мы сталкиваемся с полной противоположностью. Не считая разного рода мелких и существенных услуг Западу на протяжении последних четырёх веков, Россия, по крайней мере, трижды спасала западный мир от порабощения. Первый раз это было связано с нашествием орд Чингисхана, во второй — с противостоянием имперским устремлениям Наполеона, в третий раз — с противодействием расово-нацистским амбициям Гитлера. И во всех трёх случаях западный мир ответил России не просто чёрной неблагодарностью, но откровенной враждой и практическими шагами по нашей дискредитации. Ныне же эта вражда превратилась в злонамеренные действия, направленные на уничтожение российской государственности и приведение к покорности российского народа.
В этих условиях переживания Владислава Суркова по поводу нашего «одиночества» применительно к западному миру представляются не просто необоснованными, но какими-то фальшивыми, нарочитыми, неискренними. Вместо радости освобождения от вековых иллюзий в отношении Запада мы наблюдаем у него горечь и сожаление. Вместо решимости борьбы с лицемерным врагом сталкиваемся с позёрской рефлексией, сдобренной ноткой театрализованного трагизма. Вместо гордости за нашу страну встречаем плохо замаскированное уныние. По прочтении статьи у читателя возникает желание погладить по головке и самого Суркова, и всех наших «доброжелателей», подбодрить их и сказать, что всё будет хорошо.
Теперь — относительно «полукровки». Да, можно в порыве показного самоуничижения (спекулятивного в своём существе) твердить, что мы плохие, гадкие, нехорошие, и искать объяснение этому в том, что мы, оказывается, «полукровки». Так и делают все наши либералы, считая, правда, «полукровками» («быдлами», «лузерами», «хамами», «отребьем» и так далее) других россиян, а себя полагая чистокровными западниками (наподобие «арийцев»?). Но это даже не оскорбительная, а просто примитивная точка зрения. Упорство в завистливом западничестве не делает чести всем этим нашим «чистокровным» полукровкам.
Наш огромный евразийский континент, символически занимающий центральное положение среди других земных континентов, только в начале своего большого исторического пути замыкался в рамках обособленных территорий и понятий Европа и Азия. С течением времени это их обособление всё более стиралось и нарушалось тем или иным взаимопроникновением. Сейчас эти части континента стремительно сближаются. Глядя на современные Китай и Индию, можно только удивляться тому, насколько эти страны сегодня пропитаны духом западничества. И это нисколько не делает их «полукровками» или «метисами». Наоборот, именно их можно причислить к странам динамично и по-настоящему развивающимся.
«Полукровкой» по сравнению с ними выглядит именно Европа и в целом Запад. Мировой медициной давно установлен факт вредного влияния внутрисемейных брачных отношений и вообще половых связей близких по крови людей. Такое «дурное» кровосмешение ведёт к закреплению в потомках индивидуальных физических недостатков и умственных проблем и вообще способствует вырождению как отдельных семей, так и целых народов. Аристократически высокомерная Европа, возведшая пресловутую чистоту крови в расово-этнический культ, демонстрирует сегодня явные признаки вырождения в духовном плане именно от того, что возвела непреодолимый барьер между «чистыми» и «полукровками», между знатными и незнатными, между богатыми и бедными.
Евразийской России нечего стыдиться своего многокровия. «Метис», «полукровка» — это не о нас. В каждом из нас намешено столько кровей, что ни один высококлассный генетик доподлинно в этом не разберётся. И тем не менее мы ценим каждую нацию, отдаём должное её вкладу в общероссийскую державную и духовную копилку и видим перспективу и смысл нашего развития именно в разнообразии кровей и в симфонии многоголосия. Я бы назвал такой подход и такое развитие полнокровным, в высшей степени реалистическим и подлинно общечеловеческим. Худо-бедно, мы уже прошли по этому пути почти целое тысячелетие, и нам не пристало круто меняться в ту или другую сторону из соображений чистой конъюнктуры или по чьему-то жёсткому настоянию.
Относительно альтернативы «бобыля на отшибе» или «счастливой альфа-нации» хотелось бы сказать следующее. Это две крайности, причём обе навязываемые нам. В нищего «бобыля» нас угрожают превратить Соединённые Штаты Америки, если мы не покоримся их воле и не станем их марионетками. А роль богатой «альфа-нации» (по-видимому, возглавляемой альфа-самцом) отводит России лукавый Анатолий Чубайс, мечтающий, разумеется, не без подсказки «друзей», сделать из нашей страны либеральную империю с прицелом на жёсткое противостояние с коммунистическим Китаем.
Вообще следует заметить, что Владислав Сурков по сути не сказал ничего нового. «Сто лет одиночества» он формально заимствовал у Маркеса. Существительное «полукровки» употребил в угоду либеральным кликушам, добавив в их оскорбительный лексикон новое словечко. «Бобылём» подыграл американским ястребам, а «альфа-нацией» порадел одному из влиятельных расхитителей созданного советским народом богатства. Всё это чистой воды компиляция, выдаваемая за последнее слово в российской политологии и лукаво преследующая ортодоксальные либеральные цели, уводящие Россию с её истинного пути.
Время метаний из одной крайности в другую для России кончилось. И не только потому, что она сама для себя так решила. Сейчас заметался и запутался в своих крайностях весь мир, западный — в первую очередь. Никто хорошенько не знает, чего он хочет, а если и знает, то не ведает, пойдёт ли ему его страстное желание на пользу. Дональд Трамп, например, заявил о том, что жаждет экономического благосостояния и политического величия для Соединённых Штатов Америки, но сам делает всё для подрыва того и другого. То же самое можно сказать об Ангеле Меркель и Эммануэле Макроне. Даже Си Цзиньпин, рассчитавший всё на десятки лет вперёд, не может сказать, что будет с Китаем и миром в течение ближайшего пятилетия, особенно в условиях нарастающего противостояния Поднебесной и США.
У России богатейшая история внешне кажущегося зависимым, но внутренне вполне самостоятельного развития. Сегодня наступил момент, когда мы можем существенно уменьшить свою внешнюю зависимость и значительно нарастить наш внутренний потенциал. Сам мечущийся и крайне нестабильный мир своими нападками на Россию и стремлением максимально её изолировать не просто даёт нам возможность, но буквально вынуждает нас заняться решением своих собственных проблем, экономических в первую очередь. Даже многие из тех, кто раньше уповал исключительно на Запад, сейчас всё больше отдают себе отчёт в том, что от такого Запада России следует держаться подальше.
Хватит мистики, достаточно однобоких прямолинейных теорий (либеральной — в первую очередь), к дьяволу беготню в погоне за собственным хвостом, да ещё и с шорами на глазах! Пора нам не просто открыть глаза, но дать им возможность хорошенько присмотреться к окружающему нас миру. Только так и только тогда наш разум возвратит себе способность здравомыслия, которым наши предки обладали в высшей мере и которую современный Запад утратил полностью, да и мы несколько подрастеряли. Надо вспомнить и о другом завете наших мудрых предков — об их культе золотой середины, который, уводя Россию от крайностей, неизменно возвращал её в русло собственного, срединного, евразийского исторического развития.
Для наглядности сошлюсь на пример из недавней истории Русской православной церкви. После стольких гонений, преследований и настоящего мученичества её верных служителей в советское время, особенно в ленинско-троцкистский период, казалось, что православная вера в России была обречена на полную изоляцию и медленное отмирание. Но этого не произошло. Более того, по окончании годины испытаний РПЦ вышла из фактического подполья очищенной, обновлённой и духовно окрепшей. Уверен, что и с Россией в целом произойдёт то же самое. Претерпев все эти санкции, наветы и демонстрацию враждебной силы, наша страна очистится от либеральной плесени, окрепнет финансово и экономически, укрепит свой разум и вернётся в мир не самцом-лидером, а духовным ориентиром для обновления и самоочищения всего человечества.
 
Александр Афанасьев

Комментарии:

Авторизуйтесь, чтобы оставить комментарий


Комментариев пока нет

Статьи по теме: