Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

Возрождаем «Заполярный Транссиб»

Строительство трансазиатской железнодорожной магистрали Салехард-Надым-Уренгой-Коротчаево под названием «Северный широтный ход» (СШХ) протяжённостью более чем 700 км будет продолжено. В начале ноября ОАО «РЖД» уточнила инвестиционную программу проекта в 100 млрд рублей. Его поэтапная реализация, стартовавшая в 2013 году, завершится не позже 2025 года.
Это, пожалуй, самый масштабный экономический проект в постсоветский период. Высокая затратность строительства здесь очевидна из-за сложнейших природно-климатических условий. Но политико-экономическая значимость этой артерии, по экспертным оценкам, с лихвой перекрывает требуемые капиталовложения.
Если вкратце, то уже к пятому году эксплуатации СШХ магистраль будет способствовать росту в 40—50% объемов промышленного производства и экспорта на обширных территориях Северной Сибири. Будут осваиваться крупные запасы энергетического, химического, металлургического сырья, деловой древесины, а также разнообразные прибрежные рыборесурсы. На 20—30% возрастут грузоперевозки по параллельному Севморпути (СМП). До минимума сократятся высокозатратные перегрузки протяжённого «северного завоза» из Европейско-Уральского региона и Западной Сибири на российский Север.
После 2025 г. СШХ планируется состыковать с арктическим портами Игарка и Дудинка, а также с тихоокеанским портами Магаданской области и Камчатки. Впервые в отечественной экономической истории будет сформировано единое транспортно-экономическое пространство России — самое протяжённое в мире. Это существенно укрепит геополитические позиции нашей страны в Арктике и Азиатско-Тихоокеанском регионе.
Значимость этой задачи особо подчеркнул президент России Владимир Путин 3 октября на конференции Валдайского клуба: «Важно в экономическом и геополитическом плане соединить порты в Арктике с морскими воротами в Тихом и Индийском океанах. Для этого мы намерены ускорить реализацию всего комплекса проектов «Северный широтный ход», включая строительство железнодорожных подходов и к порту Сабетта на полуострове Ямал».
Такой сценарий, естественно, вызывает недовольство в США. Так, в недавней публикации «Уолл-Стрит Джорнэл» (Нью-Йорк) отмечено: «В течение следующих пяти лет правительство (России) планирует потратить сумму, эквивалентную 100 млрд долл. На строительство десятков мостов, портов и транспортных коммуникаций, включая магистраль «Северный широтный ход» — возрожденную железную дорогу через арктическую тундру, впервые проложенную несколько десятилетий тому назад». Далее высказана озабоченность, что такие проекты возобновляют политику сталинской индустриализации: «Строительство железной дороги «Северный широтный ход» было начато ещё при Иосифе Сталине в рамках его политики форсированной индустриализации». Но эта артерия, «сперва предназначенная для снабжения полярных военных баз, была заброшена через несколько недель после смерти Сталина. Сегодня её возрождают для обслуживания, в том числе, огромных газовых месторождений, открытых в этих местах».
Действительно, эта стратегическая артерия с первоначальным названием «Заполярный Транссиб» строилась в 1948—1953 гг., но в конце марта 1953-го её строительство было остановлено «из-за преждевременности». Это, как отмечали академики-экономисты Тигран Хачатуров, Николай Некрасов и многие другие эксперты, задержало комплексное социально-экономическое развитие обширных северных территорий Западной и Восточной Сибири, в том числе развитие портов и железнодорожного сообщения. К слову, об этом шла речь в 1979 году в Москве на международной конференции «Транспорт на дальние расстояния», организованной Т. Хачатуровым. Но решения о возобновлении строительства «Заполярного Транссиба» не последовало.
Лишь в июне 2008 года этот проект появился вновь в утвержденной Правительством РФ государственной «Стратегии развития железнодорожного транспорта России на период до 2030 года включительно». К настоящему времени сооружено около трети протяженности СШХ. Свыше 60% ныне построенного — это восстановленные участки заброшенной весной 1953 года магистрали. Словом, «Заполярный Транссиб» — это составное звено реиндустриализации России. Неудивительно поэтому, что именно этот проект так беспокоит западных политиков и экспертов.

Алексей ЧИЧКИН.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Free Joomla! templates by AgeThemes