последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Чем опасно миротворчество для Донбасса

На фоне недавних событий с провокацией кораблей украинских ВМФ, вошедших в территориальные воды России близ Керченского моста, повысилась интенсивность применения оружия на границах Луганской и Донецкой народных республик на Юго-Востоке Украины. В течение последних дней фиксируется увеличение количества обстрелов со стороны вооружённых формирований Украины, в том числе с применением тяжёлого вооружения. ВСУ усиливают группировку войск, стягивают технику вдоль всей линии соприкосновения.
В этих условиях особенно остро встаёт вопрос о развертывании миротворческих сил ООН на Юго-Востоке Украины. Собеседник «Слова» — бывший миротворец, начальник службы безопасности миссии ООН, участник войны в Афганистане, боевых действий на Балканах, в Приднестровье и странах Западной Африки, полковник запаса Владимир Алексеевич АЗАРОВ.
Владимир Алексеевич, что Вы могли бы сказать по вопросу о миротворчестве на Украине?
– Давайте вспомним недавнее прошлое. 18 февраля 2015 года президент Украины Пётр Порошенко подписал указ о введении в действие решения Совета национальной безопасности и обороны (СНБО) об обращении к ООН и ЕС с целью развертывания на Украине международной операции по поддержанию мира и безопасности.
В начале сентября прошлого года Президент РФ Владимир Путин заявил, что наличие миротворцев ООН на Донбассе пошло бы на пользу разрешению конфликта на Юго-Востоке Украины, и поручил российскому МИДу внести соответствующий проект резолюции на рассмотрение СБ ООН. Но, по словам Путина, речь может идти «только о функции обеспечения безопасности сотрудников ОБСЕ». «Второе — эти силы должны находиться в этой связи на линии разграничения и ни на каких других территориях. Третье — решение этого вопроса должно состояться не иначе как после разведения сторон и отвода тяжелой техники, и это не может быть решено без прямого контакта с представителями самопровозглашенных республик ДНР и ЛНР».
Порошенко, наверняка не без подсказки из Вашингтона, буквально ухватился за эту идею, но в своей интерпретации. И это может сбить с толку простого обывателя. Действительно, что может быть лучше миротворцев? В настоящее время система ООН остаётся единственным универсальным форумом, обеспеченным уникальной законностью, несущей груз международной системы коллективной безопасности и главного элемента современной многосторонней дипломатии.
– Так чем же может быть опасно миротворчество для Донбасса?
– Истинная сущность миротворческих операций скрывается в деталях. Именно поэтому наш президент так чётко обозначил условия работы этой миссии. Главным здесь является желание всех сторон, принимающих участие в конфликте. Лишь при наличии такого желания в ООН решается вопрос, который законодательно обозначит цели и задачи применения миротворческих сил: миротворческая операция по установлению мира, по поддержанию мира, по принуждению к миру, по восстановлению мира и т.д. Всё зависит от мандата операции. И хотя мандат в целом принимается Советом Безопасности ООН, его детали и все нюансы вырабатываются в недрах Департамента операций по поддержанию мира (ДОПМ). Последний обеспечивает политическое и директивное руководство. Но главной проблемой здесь является почти абсолютное преобладание в высшем и среднем звене управления ДОПМ представителей англосаксонского мира, которые находятся в геополитическом противостоянии с Россией. Поэтому инструментов влияния на принятие решений внутри ДОПМ, в том числе и по Донбассу, у России нет. Мы узнаем окончательный результат проведения операции, когда уже ничего нельзя будет изменить.
— То есть Совет Безопасности ООН, обозначая общий контур миротворческой операции на Донбассе, может и не знать, как она будет реализовываться на самом деле?
— Конечно! Совет Безопасности принимает решение о том, какой будет операция миротворческих сил ООН. А дальше уже работает ДОПМ, это его прерогатива разрабатывать детали. Например, он может принять решение отправить миротворческие контингенты от США и их союзников на границу между Россией и Украиной, что приведёт к полной изоляции Новороссии и её последующему уничтожению. По собственному опыту участия в миротворческой операции УМПРОФОР (UNPROFOR- United Nations Protection Force – Силы Организации Объединенных Наций по охране), действовавшей на территории стран бывшей Югославии в начале девяностых годов прошлого века, знаю, что руководство и личный состав миротворческих батальонов всегда выполняет указания политического руководства своей страны и действует в соответствии с национальными интересами своих государств. Поэтому декларируемый документами ООН принцип беспристрастности в реальности никем не соблюдается.
– В чём Вы видите опасность миротворчества для Донбасса, исходя из Вашего собственного опыта?
– Во время Балканской войны я служил в миротворческих войсках ООН на должности заместителя начальника оперативного отдела штаба Сектора «Север». Он располагался на территории самопровозглашённой Республики Сербская Краина (РСК) в Хорватии. Занимался вопросами организации миротворческой (боевой) деятельности батальонов, которые дислоцировались вдоль линии вооружённого противостояния сербских и хорватских войск со стороны Хорватии, и сербских и мусульманских подразделений со стороны анклава Бихач в республике Босния и Герцеговина. Главной целью наших миротворцев тогда было разъединение враждующих сторон, соблюдение всеми сторонами прекращения огня и контроль за отводом тяжёлого вооружения от линии фронта.
Такая же конфигурация расположения батальонов, как я Вам уже говорил, возможна и на Донбассе со стороны границы с Россией (на чём особо настаивает Порошенко) и на линии соприкосновения с ВСУ. Такие же цели и задачи могут ставиться там и миротворцам. В годы существования РСК, армия краинских сербов, в соответствии с договорённостями с командованием миротворческих сил, складировали своё тяжёлое вооружение на специальных площадках под наблюдением военных наблюдателей ООН, в то время как хорваты выводили технику в неизвестном для нас направлении куда-то вглубь страны. К нам, в штаб Сектора, поступали сведения о координатах площадок хранения техники и данных по технике и вооружению вооруженных сил РСК. Эта информация передавалась в вышестоящий штаб в Загребе и совершенно свободно могла быть использована как самими миротворцами из различных национальных контингентов, так и сотрудниками хорватами.
Сопоставляя прошлое с настоящим, с современными событиями на Украине, можно смело предположить, что главный штаб миротворческой операции будет наверняка располагаться в Киеве, куда будут отправляться координаты всех площадок складирования тяжёлого вооружения ВС ЛНР и ДНР, а также других жизненно важных для республик объектов. Следовательно, киевские власти могут без труда получать информацию о координатах расположения любых средств, вооружений и объектов инфраструктуры непризнанных республик. Это означает, что при первой же возможности украинские силовики смогут легко уничтожить не только площадки хранения тяжелого вооружения ополченцев в Луганской и Донецкой народных республиках, но и другие жизненно важные объекты на их территориях.

Беседовала
Екатерина ТРОИЦКАЯ.
(Продолжение следует.)

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes