последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Право силы или сила правды?

Уже менее чем через четыре месяца, 18 марта 2018 года, согласно Конституции РФ, в России состоятся выборы нового президента страны. В новой российской традиции они означают выдвижение сроком на 6 лет самого авторитетного на данный момент национального лидера. Того самого «российского государя», которому народ доверит всю полноту власти в стране и с которым свяжет, в очередной раз, все свои надежды и чаяния.
Российское государство получит нового главу, а народ наделит его суверенным правом определения будущего страны.
Государство и право, говоря языком Владимира Маяковского, – «близнецы-братья». Без государства не может быть права. Ибо кому нужны бумажные законы и абстрактные теоретические выкладки, если они практически не подкрепляются волей государя и находящейся в его распоряжении силой? Но, в свою очередь, без права не может быть и государства. Ибо разве может долго продержаться власть в стране только на грубой силе, не подкреплённой разумными доводами и не освящённой авторитетом права?
Государство олицетворяет право и представляет собой главный и реальный его институт. Государство не только формально, но и фактически держится на праве, которое составляет его морально-этический базис. Исключите право в государстве — и получите хаос, бесправие, господство грубой силы. Причём не силы ума, характера или нравственных качеств конкретных правителей, а просто физической силы бунтующих масс и силы личностной наглости, подлости и вероломства.
Вся история российского государства — наглядный пример тесного взаимодействия государства и права. Киевская Русь оформилась как государство и обрела государственную мощь и державную стабильность, опираясь на право (по-русски — «правду») князя Ярослава, прозванного Мудрым именно за установление твёрдой законности в древнерусском государстве. Коррозия этого права, постепенное ослабление его силы и конечное презрение права потомками Ярослава привели не просто к ослаблению и раздроблению Киевской Руси, но к гибели самого древнерусского государства.
Возрождение русского государства на Московской земле сопровождалось восстановлением авторитета древнерусского права и его совершенствованием применительно к внутристрановой и международной обстановке. Судебники Ивана III и Ивана Грозного, существенно расширяя правовое поле, превратили русскую правду в мощное орудие формирования специфичной русской государственности. Масштабные судебные преобразования Петра I довершили этот процесс в рамках многонациональной Российской империи, а многотомный Свод законов Российской империи, принятый при Александре I, зафиксировал всеобъемлющую законодательную базу Российского государства.
Но в середине XIX века для России наступили новые времена. Российский государь и элита оказались перед выбором: либо по-прежнему твёрдо «стоять» на русской правде с её культом патриархальной справедливости, либо пойти на сближение с «прогрессивным» Западом, совершив уступки и послабления в правовом поле. Александр II пошёл по второму пути. Он не только осуществил судебную реформу, во многом противоречившую российским традициям. Но и распространил её западнические принципы на земельную, административную, военную, образовательную и иные сферы.
Вся совокупность преобразований Александра II по сути представляла собой разрушение устоев древней русской правды, заключавшейся в личной ответственности государя за состояние дел в Российском государстве. Более того, российскому народу была навязана идиллическая западническая полуправда, замешенная на абстрактном гуманизме и буржуазной лжи. Это обрекло Россию на дрейфующее прозападное движение и неуправляемое сползание к неминуемой революционной ситуации. Сам Александр II 1 марта 1881 года был убит радикальными элементами, отвергнувшими его компромисс с Западом.
Нечто подобное произошло 125 лет спустя уже в СССР. Восстановленная во всей полноте Иосифом Сталиным под советским соусом древняя русская правда была подвергнута Михаилом Горбачёвым коренной «перестройке» в западническом духе. В советском правовом поле жёстко столкнулись общественная (общенародная) мораль и личностный (антигосударственный в своей сути) интерес. При попустительстве либерального «государя» личный (буржуазный в своей сути) интерес возобладал, и основанная на общенародном праве советская государственность была разрушена. Развал Советского Союза Борисом Ельциным и его «командой» был уже делом техники. Сам Горбачёв был с позором выброшен на свалку российской истории.
Сегодня мы вновь оказались на распутье. Редактор издаваемой в Париже газеты «Русская мысль» Виктор Лупан лет десять назад пришёл к мысли о существовании в современной России таких несовместимых противоречий, как недемократическая демократия, несвободная свобода и нерыночный рынок. К этому перечню сейчас можно добавить большое число других парадоксальных явлений в нашей стране, включая бессильное право и направленную на собственное разрушение государственность. По многим признакам Россия в XXI веке в очередной раз наступает на старые грабли, допуская ошибки либерального ослабления власти и права, совершённые Александром II и Михаилом Горбачёвым в XIX и XX веках.
Виктора Лупана удивлял не сам факт немыслимой для Запада российской парадоксальности, а то, что в современной России «всё это работает». Здравый смысл, однако, подсказывает, что в таком раскоряченном положении ни наша страна, ни наш народ долго не продержатся. Наступает время определиться, куда нам пойти: на Запад, где нас открыто презирают и демонстративно ненавидят, на Восток, где с нами заигрывают, лукавя и жёстко блюдя свой интерес, или возвратиться к самим себе, к нашей сущности, к нашему естеству.
Для любого здравомыслящего человека выбор более чем очевиден. Конечно же, надо возвращаться к себе. У Запада – свой, индивидуалистско-эгоистический путь, и ни на какие «конвергенции» с нами он никогда по-честному не пойдёт. Восток только кажется продвинуто современным. На самом деле он зафлажкован своим атавистическим прошлым и будет вечно находиться в плену своей «специфики», черпая из неё потаённую надменность и чувство «цивилизационного» превосходства. И для Запада, и для Востока мы так и останемся «варварами», несмотря на то что в XX веке была наглядно продемонстрирована миру наша собственная далеко продвинутая цивилизационность.
Сопоставляя две самые могущественные доминанты в системе человеческих отношений – принцип силы и принцип справедливости, русские мудрецы и народ делали ставку не на них, а на правду. Это некий третий путь, отстаивающий приоритет внутренней правды не только по отношению к силе, но и применительно к праву. Правда у русского народа всегда выступала даже не просто как нравственная категория, но и сама по себе служила мерилом нравственности. Всё земное человеческое существование, лишённое правды, представлялось русским людям сплошной маетой в бесконечной цепочке ложных представлений и беспорядочных, бессмысленных поступков.
К сожалению, приходится признать, что сегодня мы, вольно или невольно, оказались в плену именно ложных представлений и инерционных, лишённых разумности поступков. Наши власти вот уже четверть века пытаются лавировать между Сциллой и Харибдой, то потакая либералам и суля им бесконечное расширение всевозможных свобод, то поворачиваясь к народу и обещая ему твёрдость социальных гарантий. Уставая от лавирования, наши правители в критические моменты напоминают, что обладают реальной силой и необходимыми государственными рычагами, чтобы обуздать любые чрезмерные амбиции. А потом вновь начинаются игры в компромисс во имя сохранения зыбкой стабильности в условиях всё более нарастающих внутренних противоречий.
Уязвимость подобной тактики чередования мнимых угроз и реальных уступок либеральной элите состоит в том, что она порождает в элите переоценку своей силы и своих возможностей, подталкивая её к идее государственного заговора. В свою очередь, нарастание этой потенциальной угрозы влечёт за собой глухое брожение в народе, тяготеющее к народной смуте. Все заговоры российских элит, в конечном счете, либо сопровождались, либо заканчивались народными бунтами. Стабильность же достигалась исключительно твёрдостью властей и воцарением в правовом поле силы правды.
Грядущие президентские выборы в России ставят вопрос не только и не столько о персоне нового российского государя (думается, всем и каждому она известна), сколько о решимости вновь избранного президента сделать личный выбор между государством и правом, с одной стороны, и нарастающим хаосом безвластия и бесправия, с другой стороны. Другими словами, наступает время осознания властями острой необходимости перехода от тактических манёвров во имя собственного благополучия и комфортного существования элиты к раздумьям о стратегии позитивного развития России во имя благополучия всего российского народа.
Ещё накануне прошлых президентских выборов российский социолог Леонтий Бызов отмечал, что «режим» (имелась в виду российская либерально-буржуазная политическая система) остановился перед тем рубежом, «за которым начинаются мобилизационные технологии». До 18 марта 2018 года политическая ситуация в России всё ещё останется «рубежной», но уже день выборов может превратиться в российский Рубикон. Ибо наступает время неизбежного сжигания мостов. Вопрос сейчас заключается в том, кто первый начнёт этот «зажигательный» процесс: президент, либеральная элита или народ в лице наиболее радикальных патриотических элементов.
Судя по провокационному вбросу в президентскую кампанию символической «красной тряпки» в лице Ксении Собчак, именно либеральная элита демонстрирует высшую степень готовности к применению разработанных на Западе мобилизационных технологий. Подталкиваемый угрозой новых американских санкций, приуроченных именно к президентским выборам (это к вопросу реального вмешательства США во внутреннюю политику России), российский олигархат вынужден будет активизироваться. Он-то и начнёт дёргать за золотые ниточки, выводя на политическую сцену одну марионетку за другой. И это будет продолжаться до тех пор, пока решительно не возьмутся за дело президент или народ, или президент и народ вместе взятые.
Сейчас сила вроде бы на стороне либеральной элиты, о чём со всей очевидностью свидетельствует пробуксовка именно на ней российского права. Но это временное явление. Ещё благоверный князь Александр Невский не только семь веков назад сказал, но и наглядно доказал, что «не в силе Бог, а в правде». Бог и русский народ терпеливы, но неуступчивы в своей приверженности правде и справедливости. Солгать можно раз или два — это нехорошо, но в целом простительно. Но бесконечно лгать, а тем более выстраивать жизнь людей исключительно на лжи — это невозможно. Невозможно и в конечном счёте — НЕДОПУСТИМО!!!
 
Александр АФАНАСЬЕВ

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes