последние комментарии

trustlink1

ШАПКА ПО КРУГУ:

Владимир ЛичутинСбор средств на издание «Собрание сочинений в 12 томах» В. Личутина

Все поклонники творчества Владимира Личутина, меценаты и благотворители могут включиться в русский проект.

Реквизиты счёта

Получатель ЛИЧУТИН ВЛАДИМИР ВЛАДИМИРОВИЧ

Cчёт получателя 40817810038186218447, Московский банк Сбербанка Росии г. Москва, ИНН 7707083893, БИК 044525225,

Кс 30101810400000000225, КПБ 38903801645. Адрес подразделения Банка г. Москва, ул. Лукинская, 1. Дополнительный офис 9038/01645.

 

 

Россия и ответственность

За сильный политический полюс
В марте 2014 года площадь Российской Федерации увеличилась на 78000 квадратных километров. Из них 52000 квадратных километров — это площадь континентального шельфа Охотского моря, расположенного на Дальнем Востоке вблизи Японии и не принадлежащего никакому другому государству (присоединение этого шельфа (или внутреннего моря) к России было утверждено решением действующей при ООН Комиссии по границам континентального шельфа). Другая территория, площадь которой 26000 квадратных километров, — это полуостров Крым, отошедший Российской Федерации после всенародного референдума, состоявшегося 16 марта 2014 года. 1 233 002 избирателя, или 96,7 процентов участников референдума, голосовали в пользу вхождения полуострова Крым в состав российского государства. Благодаря поддержке 83,1 процента от общего числа избирателей Россия согласилась признать сначала независимость Крыма, а затем приняла решение о включении его в свой состав.
Председатель Совета министров СССР Никита Хрущёв, родом из украинских крестьян, самовольно присоединил или «передал» Крым Украине в 1954 году, ещё в советское время, когда Украина была частью Союза. В речи по случаю подписания договора о присоединении Крыма и Севастополя к России президент Владимир Путин сказал о тех событиях, что решение о передаче Крыма было принято по инициативе тогдашнего советского лидера Хрущёва и причины такого решения должны исследовать историки. В этой связи Путин заметил, что решение о передаче Крыма Украине противоречило действовавшим тогда конституционным нормам.

Население полуострова Крым по состоянию на 1 января 2014 года составляет 959 тысяч человек. Крым имеет для России стратегическое значение в качестве выхода к Чёрному морю. С одной стороны, полуостров расположен недалеко от проливов Босфор и Дарданеллы, соединяющих Чёрное море со Средиземным. С другой стороны, Крым обеспечивает связь с Кавказом, в частности, с северной его частью, являющейся регионом России.
С 1475 года Крым был частью Османской империи, а в 1771 году был завоёван Россией в ходе войны с крымскими татарами — союзниками османов. Это случилось в правление императрицы Екатерины, которую русские назвали Великой. Крымом стала владеть царская Россия, и страна несколько раз вела на полуострове войны, из которых наиболее известна так называемая Крымская война, продолжавшаяся в 1853—1856 годах в правление султана Абдул-Меджида Первого, когда в сражении при Синопе русский флот одержал победу над флотом Османской империи. Эта война, в которой участвовали коалиции, преследовавшие свои интересы, завершилась Парижской конференцией 30 марта 1856 года. В Крыму также проходили жестокие, с участием большого количества людей, бои во время Второй мировой войны в 1942 году, когда врагом была Германия и когда сражения стоили огромных человеческих жертв, не говоря о разрушениях.
В 1921 году Крым стал советской территорией, Иосиф Сталин выселил из Крыма татар, по крайней мере, большую их часть. В 1954-м, как мы уже упоминали, Хрущёв самовольно подчинил Крым Украине. 21 марта 2014 года Президент России Владимир Путин подписал Указ о присоединении Крыма и города Севастополя к Российской Федерации. Это значительное событие глубоко потрясло США и Европу. Западные страны, разыгрывавшие украинскую карту, призвали к введению санкций против России. Однако вскоре между ними произошёл раскол, и они один за другим отступили от своей позиции, следуя своим расчётам и интересам, а, возможно, и под влиянием Барака Обамы, сказавшего в какой-то момент кризиса абсолютно точные слова, ссылаясь на историю и современность: Россия не откажется от Крыма. Россия, присоединив Крым, начала собирать силы на границе с Украиной; фоном служили призывы к сдерживанию и требования части украинских и европейских радикалов к обузданию ради прекращения кризиса.
Во время встречи министров Лаврова и Керри в Париже 30 марта 2014 года Россия выступила с заявлением по поводу событий, породивших беспокойство в Европе и США, — о присоединении Крыма. Заявление было решительным и предельно ясным, а именно — Россия не будет проявлять слабость и поддаваться давлению тех, кто требует от неё безусловной легитимации государственного переворота на Украине, и не аннулирует недавнее присоединение Крыма, одобренное жителями полуострова, большинство из которых — русские.
Целью моего предыдущего пассажа было указать на главный итог. Российская Федерация несколько раз проявила смелость в защите своей позиции, причём самый яркий пример — Крым, и своими действиями твёрдо, не оставляя почвы для сомнений, провозглашает: эпоха однополярного мира в международных отношениях закончилась; контроль США за принятием решений в политике ушел в прошлое; Россия, её друзья и союзники на постсоветском пространстве снова представляют собой политический полюс, и предпочтительный вариант для неё — не дуализм, а многополярность. Она обладает силой, мощью, возможностями, у неё есть партнёры, страна участвует в решении международных проблем, что позволяет ей занять равное с США и их союзниками место в качестве самостоятельного субъекта, чей принцип — «сказано-сделано». Её позиция полностью соответствует нормам международного права, основывается на нём и находится под его защитой. Это можно было сказать и о взглядах России на сирийский кризис, и о проявленной Сирией во время войны твёрдости, и о мощи сирийской арабской армии, ответившей на вызов, брошенный террористами и их многочисленными пособниками, и о демонстрируемой государством жёсткости, последовательности в действиях, несмотря на масштаб сложившейся против Сирии коалиции. Главный фактор — не предпосылки для появления второго политического полюса, ясно обозначившегося в России, но воля к открытым действиям, способствующим его формированию и предполагающим использование силы, решимость противостоять, непоколебимость и наступательность, осознание роли и места.
Убеждён, что русские не уступят в вопросе о Крыме, это даже не подлежит обсуждению. Когда они отправили военные соединения к украинской границе, кто-то поверил, что это начало серьёзной миссии и движение вспять невозможно, ибо суть — в реальной угрозе русскому дому. Эта миссия подразумевала цели и требования, обязательные к выполнению — заинтересованные стороны должны забыть о Крыме без русских (а им представлялось именно такое будущее региона), решение, принятое Россией по Крыму, — окончательное. Среди других требований и целей — обязательная федерализация или конфедерализация Украины с проведением как минимум в трёх областях на востоке страны референдума об образовании независимых государств или о вхождении регионов в состав других государств. Бесспорно, это было своеобразное послание тем «горячим головам» на Украине и за её пределами, которые были одержимы мыслью изолировать русского медведя в морозной Сибири. Запад понял содержание послания и стал отступать, ослабляя напряжение, а в ответ на отказ Запада прибегать к угрозам и запугиваниям Россия приступила к отводу войск от границы.
Здесь не имеет смысла рассуждать о причинах всего этого (переплетении жизненных интересов, торговом обмене, взаимозависимости заинтересованных сторон в вопросе о Крыме и многом другом). Не входит в мою задачу и определение, насколько Россия с её ресурсами, силой, связями, союзническими обязательствами способна противостоять изнурительным санкциям со стороны США. Я также не хочу оценивать степень влияния России на Украину, чей долг России за газ достиг 11 миллиардов долларов, причём потребности Украины в газе не уменьшились даже после установления Россией 1 апреля 2014 года рыночной цены, а не льготной, как ранее. На чём действительно необходимо сосредоточиться, так это на достижении Россией сформулированных целей. Россия — это крупный игрок в международной политике, равнозначный Америке. Отягощенная планами и заговорами, расширяющая вмешательство в дела государств и жизнь народов, Америка избрала гегемонистский стиль, проявляющийся и в мыслях, и в высокомерном поведении, всё чаще поступает опрометчиво, ввергает себя и других в опасность — начиная с Афганистана и Ирака и заканчивая войной против Сирии, опасно влияющей на регион в целом. В силу всех этих причин Америка изнемогает под тяжёлым бременем, особенно экономически, а экономика, как говорят знающие, — это нерв политики.
Очевидно, что двое «бодающихся» — Россия и Америка — предпочитают вести мирный диалог по проблемам, разрешение которых регулируется договорами о сотрудничестве в соответствующих областях, в частности, это относится к кризису в Сирии. Ни одна из сторон не отказалась от мирного, ненасильственного разрешения кризиса. Америка не спешила заявить о своем намерении вооружить боевиков в Сирии, включая так называемых умеренных, переносными комплексами, предназначенными для поражения воздушных целей, ибо она, как утверждалось, опасается, что это оружие окажется в распоряжении тех групп, чьё усиление для Америки и Европы нежелательно. Такие поставки оружия и другие виды евро-американо-арабской поддержки стали одним из вопросов в ходе диалога Барака Обамы с королём Саудовской Аравии в ходе визита президента США в Эр-Рияд. Главным смыслом визита, как выяснилось, было требование оказать давление на Палестину, чтобы она согласилась продлить паузу в переговорах, не вступала в международные организации и преподнесла на золотом блюде всё, что требует от неё Израиль и что полито палестинской кровью. 30 апреля в Париже Керри в беседе с Лавровым изложил позицию США по поставкам оружия в рассматриваемом контексте. Я абсолютно не верю американцам и считаю, что в большинстве случаев их слова, позиция, политика — обман и ловушка. Но я приведу высказывание Лаврова по данной теме после встречи с Керри, обусловленное укреплением позиций России, её ощутимыми успехами, усилением её влияния в международной политике, что отразилось на двусторонних отношениях как с Европой, так и с США. Лавров, в частности, сказал, что на столе переговоров оказалась переданная СМИ информация о затронутой Бараком Обамой во время визита в Эр-Рияд теме поставок сирийской оппозиции наземных средств поражения. Керри ясно дал понять, что Вашингтон против таких планов. Несогласие Вашингтона министр иностранных дел Лавров истолковал как шаг, полностью соответствующий российско-американскому договору о запрете экспорта систем противовоздушной обороны в «горячие точки».
Аналитики в СМИ, затуманивая истину и пуская пыль в глаза, говорят, что Россия пойдёт на уступки Америке в вопросе о Сирии в обмен на присоединение Крыма. Такие разговоры были популярны в начале крымского кризиса, но мы не нашли ни малейших признаков, позволяющих воспринимать их всерьёз. По моим оценкам, Россия не торгуется из-за Сирии и не будет делать этого; Россия, пережив заметный подъём, будет сильнее отстаивать занятую ей позицию, о чём она неоднократно повторяла: Россия заявляла, что в Сирии она защищает не конкретного человека и правительство, а прежде всего международное право, устав ОНН и возражает тем, кто считает себя вправе вмешиваться во внутренние дела государств и народов, навязать им правителя по своему усмотрению или свергнуть неугодный режим. Россия не желает повторения ливийского варианта в Сирии и других странах, где вероломство Запада было явным и разрушительным. Россия, так или иначе, защищает себя, свои границы, интересы и общество от всего, что представляет собой в глазах России приближающуюся террористическую опасность, от западной «атлантистской» экспансии, часть которой — размещение ракетных комплексов, угрожающих безопасности России. Россия выступает против планов Запада по постепенному отрыву от России её соседей с последующим созданием опасной ситуации внутри страны. По моему мнению, Россия, вместе с реальными и потенциальными союзниками создающая политический полюс, альтернативный американскому, не будет нарушать принципы и нормы, провозглашаемые ею, не будет нарушать ни международное право, ни Устав ООН, статьи которого она обязалась соблюдать и уважать, не предаст своих союзников и тех, кто ждёт от России помощи. Россия не будет попирать моральные нормы в политике, которые, на её взгляд, должны соблюдаться, чтобы были реальностью международное право, международное гуманитарное право, международные организации, чтобы народы и государства были заинтересованы в безопасности и стремились к миру через международные организации и структуры, созданные на их основе. Необходимо использовать инструменты, защищающие эти юридические и политические инстанции, а также гуманитарные и нравственные нормы. Надеюсь, что я прав в своих взглядах на ответственность за необходимый альтернативный политический полюс.
 
Али Окля Орсан
Перевод Кирилла Шмата.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes