Слово о здоровье национальной почты

В 2020 году мы (или нас?) вступили (втолкнули?) в «ковидную эпоху». Вокруг очередного нерусского слова covid уже сгруппировались множество недугов: медицинских, экономических, социальных, полицейских... Добавились и почтовые — ко многим подписчикам в том году перестали приносить газеты, в том числе «Слово».
Автор настоящий заметки, проживающий в Крылатском (индекс отделения 121614), тоже не получил в мае и июне из своего районного отделения ни одной газеты из оформленной через Интернет подписки. Летом и в начале осени наша суетная действительность не позволила прояснить вопрос, однако в октябре зашёл в почтовое отделение и обрисовал миловидной сотруднице печальную ситуацию. Первой её реакцией был вполне естественный вопрос о надежности почтового ящика. Ответ: ящик — надёжный, случаев умыкания корреспонденции не было. Тогда было предложено оставить номер телефона, дескать «я всё выясню и Вам перезвоню».
И действительно, на следующий день она перезвонила и осчастливила предложением: давайте, раз такое дело, не будем копаться в прошлом и оформим Вам подписку на ноябрь и декабрь! Не было никаких качаний прав, никаких «где ж Вы были раньше». Разумеется, клиент обрадовался и стал, литературно выражаясь, с трепетом ожидать.
Ноябрь подходил к концу, но ни одного «Слова» в почтовом ящике не обнаруживалось. На этот раз на почту отправился без промедления. Оказалось, что дававшая обещания сотрудница в отпуске, зато на месте её начальница. Эта была ещё приветливее и любезнее. Сперва, правда, предположила, что в связи с пандемией газета выходит с перебоями или перестала выходить совсем. Ответил, что беседовал с главным редактором, который заверил, что несмотря на нахождение практически в «сердце пандемии» (впечатляющая фраза из муниципальный газеты «На Западе Москвы») все номера выходили по графику. Тогда она, убедившись, что подчинённые действительно оформили подписку на два последних месяца года, пообещала разобраться и перезвонить.
На следующий день последовал звонок с извинениями, признанием, что газеты по ошибке положили в другой ящик, что совестливый гражданин вернул их на почту, и что их принесут! А в качестве компенсации «морального вреда» готовы из небольшого остатка не розданных периодических изданий дополнительно принести несколько на выбор в соответствии с желаемой (ей стала историческая) тематикой. Всё было исполнено, как и обещано!
Данный случай демонстрирует разнонаправленные тенденции в работе отечественной почты: есть стремление качественно выполнять основные функции и одновременно наблюдаются сбои. Но в чём же всё-таки загвоздка?
В вирусе ли, и, если да, то какого типа вирус?
Возможно причина кроется в том, что отечественную почту поражает вирус, которым уже 30 лет болеет экономика России: вирус коммерциализации, приватизации и тотальной на прибыль ориентации. Вот и Почта России, как большинство лакомых кусков госсобственности, захворала таким недугом как реформаторский зуд с приватизационным уклоном. План её приватизации был внесен в Правительство ещё в июле 2010 года. Это при том, что в 2013-м Почта официально вошла в Перечень стратегических предприятий Российской Федерации, а в 2015-м — в список системообразующих предприятий России.
Но 29 июня 2018 года Президент РФ подписал Федеральный закон № 171-ФЗ «Об особенностях реорганизации федерального государственного унитарного предприятия «Почта России», основах деятельности акционерного общества «Почта России» и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации». Согласно Закону, с 1 октября 2019 года ФГУП «Почта России» подлежит реорганизации в форме непубличного Акционерного общества с единственным акционером в лице Правительства Российской Федерации. Процесс, как говаривал первый и последний президент СССР, пошёл — сперва «непубличное», а там, через некоторое время, глядишь уже и «публичное»...
Мы уже не раз наблюдали процессы реорганизации и акционирования общероссийских корпораций, уходящих своей историей в советское прошлое, где они, будучи, кстати, государственными, демонстрировали неуклонный рост на протяжении десятилетий, Чубайс раздербанил, извиняюсь, реформировал, электроэнергетику, Якунин приватизировал российские железные дороги... Результаты, прямо скажем, противоречивые: у небольших групп новых собственников и, выражаясь современным русским языком, топ-менеджеров, в закромах стало более чем густо. А у потребителей — как-то пустовато, ведь тарифы стремительно двинулись вверх несмотря на песни «сирен сладкозвучных» про конкуренцию и «невидимую руку рынка». Да и надежность технических систем, мягко говоря, не сильно увеличилась. Не надо быть великим прогнозистом, чтобы предсказать сходные результаты при движении тем же путем Почты России: отправить корреспонденцию, соответственно, будет всё дороже, а получить газету — всё сложнее...
Но это — общие рассуждения, скажет кто-то из читателей. Тогда — вот некоторые цифры и факты. Годовой отчет за год 2019 год, подготовленный, надо отметить, на очень высоком уровне как содержательном, так и дизайнерском, сообщает следующие интересные данные: выручка Почты России (совокупный доход до уплаты налогов) составила 206 млрд руб. При этом доля доходов от подписки в ней — всего 4,3%. Для сравнения 22,8% — финансовые услуги, 9,4% — розничная торговля... Это ещё при том, что последние годы в почтовых отделениях крупных городов перестали торговать продовольствием, бытовой химией, текстилем, трикотажем и т.п., чем ранее широко занимались. Впрочем, канцтоварами и печатной продукцией почта продолжает торговать активно.
За 2019 год вознаграждения 14-ти членам правления, в т.ч. генеральному директору составили 74 млн руб. Весьма неплохо при средней зарплате почтового работника в 26 тыс. руб/месяц. Хотя, конечно, это не 95,4 млн рублей одному бывшему генеральному директору Д. Страшнову и 270 млн рублей его заместителям за 2014 год. Ими тогда заинтересовались даже Генпрокуратура и Следственный комитет. Без особых последствий, впрочем...
Итак, деньги у почты есть, её чистая прибыль за 2019 год — 3 млрд руб., грант из бюджета г. Москвы на ремонт отделений почтовой связи в размере 500 млн руб остался даже не использованным! Зато осуществлён «запуск на логистические маршруты Москвы двух электромобилей Mitsubishi i-MiEV», не самых, надо полагать, дешёвых. Также «прошедшая в 2019 году имиджевая рекламная кампания значительно укрепила позиции бренда» (русские слова «образ», «популярность», «товарный знак» основательно забыты и почтовыми «имиджмейкерами» — Б.С.), надо думать — не бесплатно.
И одновременно число почтальонов и сортировщиков почты сокращается со 120 928 и 18 575 на 31.12.2018 до 117475 и 17 619 на 31.12.2019 соответственно. Что, в сочетании с не особенно высокой зарплатой, не может не отражаться на качестве обслуживания, несмотря на старания сотрудников, как в случае в Крылатском, укреплять «позиции бренда» безупречной работой.
Пожелаем же в наступившем 2021 году Почте России стать чуть более... почтой, распределять внутри себя полученные доходы более справедливо и радовать граждан-корреспондентов не ростом брендов-коэффициентов, а улучшением качества и снижением тарифов за счет, допустим, прибыли «Почта Банка» и других не почтовых доходов.

Борис СОКОЛОВ.
 
Уважаемые подписчики!
 
На рынке подписных услуг сложилась непростая ситуация. За неделю до Нового года АО Агентство «Роспечать» и Агентство подписки и розницы (АПР), занимающиеся сбором заказов на подписку и организацией распространения газет и журналов, заявили о прекращении своей деятельности. В этой связи в начале 2021 года могут возникнуть сложности с доставкой газеты. Мы делаем всё возможное для успешного преодоления этого кризиса и уверены в скорейшем решении всех возникших проблем.
Впредь при оформлении подписки на газету «Слово» в почтовых отделениях нужно будет указывать индексы в электронном каталоге Почты России — П4244 (для индивидуальных подписчиков) и П4362 (для предприятий и организаций).
Напоминаем, что подписку также можно оформить через Интернет на сайте Почты России https://podpiska.pochta.ru/.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes