Войти на сайт

Авторизуйтесь через любой из сервисов, чтобы оставить комментарий

     

ads

Поиск по публикациям

последние комментарии

Игорю Золотусскому — 90!

28 ноября 90 исполнилось Игорю Петровичу Золотусскому, известному российскому писателю и историку литературы, автору многих прекрасных книг, сценаристу и ведущему замечательных телевизионных фильмов о классиках отечественной словесности. Лучшему знатоку Гоголя в нашей стране. Лауреату премии им. А.Солженицына.
Долгая, наполненная яркими событиями, жизнь вместила многое. Наши разговоры нередко начинались с рассказов Игоря Петровича о его детских годах, когда судьба неожиданно превратила мальчика из преуспевающей советской семьи в изгоя.
В три года, проезжая с родителями по улицам Берлина, будущий писатель увидел горящий рейхстаг. Полицейские остановили машину для проверки. Отца, разведчика ГРУ, спас тогда американский паспорт и прекрасный акцент. Но в 1937 году по доносу сослуживца Петра Золотусского арестовывает НКВД «за шпионаж» в пользу трёх разведок! В 1941 году за решёткой оказывается и мама по той же, печально знаменитой 58-й статье. Родня от мальчика отвернулась, испугалась нежелательных последствий. И 11-летнего сироту при живых родителях определили в детдом НКВД в Даниловом монастыре. По высоким стенам исправительного учреждения вилась колючая проволока.
Многие — да, наверное, большинство — после таких передряг сломались бы, озлобились, возненавидели мир и людей. Но мальчик оказался не таким. Он любил свою страну, своих родителей, которые работали на её будущее. И даже столкнувшись в совсем юные годы с жестокой несправедливостью, удержался от скатывания в мизантропию. Сказалось то, что было заложено в нём семьёй, книгами, окружающим миром. Людьми, едва знакомыми или вовсе незнакомыми, которые не дали ему пропасть, не раз выручали его из передряг, приходили на помощь. Девушки-проводницы из «500-весёлого» поезда подобрали его и ещё троих пацанов, сбежавших из детдома от голодухи и мордобоя. Накормили, пустили переночевать. Бывшие сослуживцы отца подкармливали одинокого мальчишку, посылая ему продукты. Старшая сестра устроила его на работу. Учителя помогли ему окончить среднюю школу в Ульяновске с серебряной медалью, что давало право поступить в университет без экзаменов. «Если бы не эти люди, я бы вырос волчонком», — десятилетия спустя скажет Игорь Петрович о тех, кого ему повезло встретить на жизненном пути. Эти слова – его приговор суровому времени, нередко жестокому. Но и в нём люди оставались людьми. Такой настрой Золотусского сильно отличает его от либералов «Мемориала».
«Все мы родом из детства», — сказал Сент-Экзюпери. Помните поверье о том, что всё человечество знает друг друга через шесть рукопожатий? Так вот Игорь Петрович знаком с ним через два рукопожатия: Юрий Павлович Черненко, его школьный учитель в Ульяновске, лётчик-фронтовик, лично знал знаменитого француза.
Член Общественного совета газеты «Слово» Игорь Золотусский закончил ту же самую школу, что и Ленин с Керенским. Лет 15 назад педагогический совет этой школы учредил премию имени Золотусского и вручал её лучшим ученикам за успехи в литературе. Однажды премию довелось вручить самому писателю.
Примечательно, что и со Сталиным писатель знаком через два рукопожатия. Его отца, Петра Золотусского, легального резидента нашей разведки в Лондоне, принимал в кремлёвском кабинете сам Сталин, который сказал ему: «В Лондоне послом у нас сидит Розенгольц, он троцкист. Мы ему не доверяем, мы доверяем вам это важное дело». Что сделал отец? Он вывез из Британии все компрометирующие СССР документы на … английском эсминце (!). Речь шла о деятельности нашей торговой компании «Аркос». Как он умудрился это сделать, качал головой Игорь Петрович, остаётся только гадать.
Все эти невероятные приключения Игорь Петрович описал потом в своих книгах. А его фильмы на канале «Культура» с их мудрой интонацией доверительности, глубокого уважения и любви повествуют о писателях из первого ряда русской литературы, которых Игорю Петровичу довелось знать лично.
Истинно русский интеллигент, он и сегодня работает много и упорно – как писатель и исследователь, как лектор и сценарист. Выходят его книги, фильмы, проходят его встречи со зрителями и читателями.
Сделанное Игорем Петровичем Золотусским за семь десятилетий творческой деятельности и сегодня привлекает к нему соотечественников, а также ценителей русской литературы за рубежом.
Завидная доля и завидное творческое долголетие! Поздравляем! Так держать!
 
Накануне знаменательной даты наш постоянный автор, член Общественного совета «Слова» Игорь Петрович Золотусский дал интервью нашей газете.
— Игорь Петрович, что происходит сегодня в русской литературе? Что Вам в ней нравится? Что удручает? Наиболее заметные работы, на Ваш взгляд? Наиболее скандальные? За что сегодня дают больше всего премий?
— Чтобы полноценно ответить на ваш вопрос, нужно много читать. В частности, то, что выходит из-под типографского станка.
Я читаю только классику. Чтобы ума набраться, как говорят, и сердце согреть. Сейчас перечитываю Лескова, его роман «Соборяне». Сколько там красивых русских людей! Где они сейчас в нынешних книгах? Если б они появились, мы бы бросились на них, как на свет.
Наиболее заметные и порадовавшие меня работы Игоря Малышева, автора прекрасной повести «Маяк» и романа о Несторе Махно «Номах».
Не скандальной, а просто ложной я бы назвал книгу Архангельского «Русофил». Она о Жорже Нива, которого я хорошо знал, с которым мы вместе участвовали в Женевских встречах. Ложь в том, что Нива не русофил. Слово это предполагает любовь к России. Но в глазах этого умного человека одно любопытство к России и наблюдательность.
Что касается премий, то, на мой взгляд, их дают продвинутым издателями авторам.
— Насколько наше образование (школьное, вузовское), которое, по словам недавнего помощника президента А. Фурсенко, должно готовить «квалифицированного потребителя», отвечает потребности в усвоении русской классики как основы национального и гражданского воспитания в России? Осознают ли такую потребность те, кто ныне составляют образовательные программы для школ и вузов? Ваше отношение к дистанционному обучению? Как, по Вашему мнению, оно скажется на качестве образования, которое и так подвергается удару в виде ЕГЭ?
— Образование наше не без помощи таких «реформаторов», как Фурсенко, опустилось до нулевой отметки.
К счастью, я учился в советское время, и нас не обкарнывали ни в смысле знаний, но и в духовном смысле.
Классика трудами таких апологетов западного взгляда на литературу — это всё равно, что отлучить молодёжь пить из чистого источника.
Авторы образовательных программ, на мой взгляд, в первую очередь, сами неграмотные. Что же они могут предложить новому поколению?
Дистанционное обучение — это фикция, обман. Для обучения нужно видеть живого единомышленника, согласного или несогласного с тобой, и чувствовать характер собеседника, понимая, что он понимает тебя.
— Читателям известны Ваши книги, Вы лучший знаток Гоголя в России. Ещё большее число людей знакомы с Вашими телевизионными фильмами, идущими на канале «Культура», о многих выдающихся деятелях нашей словесности и культуры – Гоголе, Тургеневе, Достоевском, Лермонтове, а также о Солженицыне, Астафьеве, Симонове и других. Вы продолжаете работать в сложном и весьма требовательном биографическом жанре. Многих из Ваших героев Вы знали, другие привлекли масштабом личности и дарования. Каковы критерии вашего отбора?
— Критерий один – любовь к избранному герою. А если речь идёт о таких персонажах, как Константин Симонов, то нужно сочувствие и понимание того времени, в котором они жили.
— Знаю, что в своё время Вы очень сблизились с таким замечательным человеком, как выдающийся реставратор и искусствовед Савва Васильевич Ямщиков, которому недавно, к 80-летию со дня рождения, поставили в Пскове памятник. Чем он памятен Вам? В чём притягательность этой удивительной личности в нашей культуре?
— Савва для меня больше, чем кто-нибудь из моих последних знакомых. Он был не один. Оказывается, и в старости ты можешь учиться у значительных людей. Но Савва – это эпоха и конец эпохи, когда мы вместе могли ещё на что-то влиять. Я даже написал по этому поводу стих:
В Тригорском Савву хоронили
И горько плакали о нём.
Но не о нём лишь слёзы лили,
О веке канувшем своём.
Савва, как один из русских богатырей в картине Васнецова, встал на защиту русской культуры и стоял до конца, не пропустив ни одного новейшего ордынца. Так что памятник он заслужил.
— Россия, да и весь мир, ныне проходят через сложное психологическое испытание в виде Ковид-19. Нет ли у Вас ощущения, что параллельно с этим цивилизация подходит к некоей развилке, за которой начинается новый этап развития человечества и появляется новый человек? Мы — свидетели цивилизационного перелома, в ходе которого отбрасываются прежние идеологические догмы, стереотипы, установки и разделения. Всё чаще и всё серьёзнее говорят о том, что мир исподволь неуклонно скатывается к войне как к привычному способу разрешения нависающих кризисов и проблем. Постмодерн замещается чем-то новым. Ваше мнение?
— Ковид-19 я переживаю как все. Думаю, что это — не только урок человечеству, переставшему жалеть людей и землю, но и наказание Божие. Но Бог милостив. Только мы должны помочь ему. Он тоже нуждается в нашей помощи.
Не знаю, к войне ли скатывается мир, но к тотальному мору точно.
Конечно, жизнь возьмёт своё, конечно, она будет другой. То, что нас сейчас разъединяет, нас и соединит. А цивилизация (выдуманное слово) должна уступить культуре.
— Игорь Петрович, наверняка есть вопросы, которые я Вам не задал. Что бы Вы хотели сказать нашим читателям? Чем ободрить молодых, утешить старых? Как не перестать восхищаться «белым чудом жизни»?
— Я бы хотел сказать читателям «Слова», чтобы они не отчаивались, не падали духом. Ведь коронавирус — подарок дьявола. Дьявол — лжец и клеветник. Надо чаще плевать через левое плечо, чтобы он убрался в своё пристанище — в ад.
Я иногда встречаю молодых людей и верю, что они никогда не станут слугами дьявола. Эти люди — гораздо большая надежда, чем любая вакцина.
 
Беседовал
Виктор ЛИННИК.

Только зарегистрированные пользователи могут оставлять комментарии. Войдите на сайт через форму слева вверху.

Please publish modules in offcanvas position.

Free Joomla! templates by AgeThemes